Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2044/2015 ~ М-1727/2015 от 20.07.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Серов    Свердловской области                 30 декабря 2015 года

Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего Холоденко Н.А., при секретаре Илюшиной Ж.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2044/2015 по иску

Кудленко Нины Степановны, Гайфуллиной Рушании, Газизовой Гульноры Мунавировны, Ощепкова Сергея Анатольевича, Щуплецовой Ирины Юрьевны к Открытому акционерному обществу «Региональная сетевая компания» о признании установки коллективного (общедомового) прибора учета незаконной, Открытому акционерному обществу «Энергосбыт Плюс» о возложении обязанности произвести перерасчет

заслушав представителя истцов Кудленко Н.С., Гайфуллиной Р., Газизовой Г.М., Ощепкова С.А., Щуплецовой И.Ю., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Силантьева М.Н., представителя ответчика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», действующую на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Копылову С.В., представителя ответчика Люц А.П., действующую на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Кудленко Н.С., Гайфуллина Р., Газизова Г.М., Ощепков С.А., Щуплецова И.Ю. обратились в Серовский районный суд Свердловской области с иском к ОАО «Энергосбыт Плюс» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за электроэнергию за период с 01.02.2012 г. до вынесения решения суда без учета показаний общедомового прибора учета электроэнергии, производить начисления за потребленную электроэнергию исходя из данных индивидуальных приборов учета.

Свои требования обосновали тем, что являются нанимателями жилых помещений – квартир, расположенных в жилом доме по адресу: <адрес>, и потребителями электроэнергии. Жилые помещения, в которых проживают истцы, оборудованы индивидуальными приборами учета электроэнергии. Управляющей организацией многоквартирного дома является ООО «Управляющая компания «ЖКХ-Серов». В феврале 2012 г. дом ОАО «РСК» оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии ЦЭ6807П . Мест общего пользования в доме нет, каждая квартира имеет отдельный вход, в доме отсутствуют лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, отсутствует иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование. Начисленные суммы на ОДН значительно превышают объем потребленной электроэнергии по индивидуальным приборам учета. В связи с чем, начисления на ОДН за электроэнергию полагают незаконными. Кроме того, полагают нарушенными свои права установкой прибора ОДН без согласия собственников жилого дома, не на границе балансовой принадлежности, то есть не на внешней стене дома, а на опоре ответвления (на столбе) в не отапливаемом помещении. К истцам не обращались по поводу заключения договора на установку и эксплуатацию общедомового прибора учета. Какого-либо уведомления, требования, согласия на установку общедомового прибора учета у истцов не требовали и не получали, с ними не согласовывали. Установленный прибор учета не может быть использован как общедомовой прибор учета электрической энергии.

Впоследствии исковые требования истцами были увеличены. Заявлены исковые требования к ОАО «Региональная сетевая компания» о признании установки коллективного (общедомового) прибора учета незаконной. В обоснование которых указали о том, что считают, что установлен прибор учета не на внешней стене дома, а на опоре ответвления (на столбе). Поскольку прибор установлен не на внешней границе сетей электроснабжения, он не может быть использован как общедомовой (коллективный) прибор учета и его установка является незаконной. Кроме того указано о том, что решений о внесении платы за коммунальную услугу электроснабжение непосредственно ответчику не принималось. Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды. Следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, т.к. не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

Определением Серовского районного суда Свердловской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Серовского городского округа.

Истцы Кудленко Н.С., Гайфуллина Р., Газизова Г.М., Ощепков С.А., Щуплецова И.Ю. в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены направлением судебных повесток заказными письмами с уведомлением о вручении. О причинах неявки суду не сообщили. С просьбой об отложении судебного заседания не обращались.

Представитель истцов Силантьев М.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования подержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении и уточненных исковых заявлениях. Указал о том, что такой объем, как выставлен для оплаты истцами не потреблялся. Оплата за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию должна быть выставлена истцами управляющей компанией. Об установке прибора учета истцам стало известно в 2014 году после обращения в прокуратуру. Мест общего пользования в доме нет. Полагает о том, что перерасчет должен быть произведен с 01.02.2012 г. по день вынесения решения суда.

Представитель ответчика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Копылова С.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование чего в представленных письменных возражениях на исковые требования и в судебном заседании указала о том, что Серовской городской прокуратурой установлено наличие мест общего пользования в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Нарушения в расчетах отсутствуют. Договора, заключенного с управляющей компанией, нет. Управляющей компании платежи истцами не вносились.

Представитель ответчика ЗАО «Горэлектросеть» Люц А.П. в судебном заседании с исковыми требованиями также не согласилась. Заявила о пропуске истцами срока исковой давности. В обоснование чего указала о том, что установка общедомовых приборов учета электроэнергии производится в соответствии с действующим законодательством РФ и является обязательной для многоквартирных домов. В силу ст. 13 ФЗ от 23.11.2009г. №261 «Об энергоснабжении и о повышении энергетический эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», собственники жилых помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение указанных домов, в частности, общедомовыми приборами учета электрической энергии. В случае неисполнения собственниками в указанный законом срок данной обязанности, оснащение коллективными (общедомовыми) приборами учета возлагается, в частности, на сетевые организации.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Серовского городского округа, ООО «УК «ЖКХ-Серов» своего представителя в судебное заседание не направили. О дате, времени и месте судебного заседания извещены направлением судебной повестки заказным письмом с уведомлением о вручении. С просьбой об отложении судебного заседания не обращались.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность пользуемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с ч. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно п.1 ст.541 ГК РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Требования к оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов содержатся в Федеральном законе от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации".

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 13 указанного Закона, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Это требование распространяется на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно ч.5 ст. 13 указанного Закона, до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Правила ч. 9 статьи 13 указанного закона регламентируют обязанность ресурсоснабжающих и иных сетевых организаций, с ДД.ММ.ГГГГ осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Ст. 13 указанного Закона предусмотрено, что лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов (п. 10 ст. 13).

Коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").

Истцы Газизова Г.М., Кудленко Н.С., Ощепков С.А. Шуплецова И.Ю., Гайфулина Р. являются нанимателями квартир соответственно под номером 1, 2, 3, 7 и 12 расположенных в доме по <адрес>. Что подтверждено справкой, выданной ДД.ММ.ГГГГ МКУ «УКС», договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, ордером , выданным ДД.ММ.ГГГГ

Также истцы являются потребителями коммунальных услуг, в том числе электроснабжения.

Жилой дом, в котором проживают истцы, является многоквартирным поскольку в нем расположено 12 квартир, что соответствует ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Горэлектросеть» установлен и введен в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета тип ЦЭ 6807П, имеющий заводской , определяющий потребление электроэнергии потребителями жилого многоквартирного дома по <адрес> на столбе (опоре ответвл.) возле указанного дома. Что подтверждено актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34), актом от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 19).

Управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный жилой дом по <адрес>, под номером 7 в городе <адрес> в период установки прибора общедомового учета электрической энергии, являлось ООО «УК «ЖКХ-Серов».

Между ОАО «ЭергосбыТ Плюс» и истцами сложились отношения по электроснабжению, в отношении находящихся в пользовании истцов жилых помещений в жилом доме ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» открыты лицевые счета на имя истцов.

Ресурсоснабжающей организацией, производящей, в том числе, расчет платы за потребленную электроэнергию, является ОАО «ЭнергосбыТ Плюс». Начисления за потребленную электроэнергию индивидуально потребителями и по данным вышеуказанного прибора учета на общедомовые нужды производятся ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».

Вышеуказанные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались.

При оснащении многоквартирных домов электроэнергией с ДД.ММ.ГГГГ устанавливаются ОДПУ. Что касается домов, введенных в эксплуатацию ранее, собственники жилых помещений обязаны обеспечить оснащение домов данными приборами. Об этом следует из ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в котором предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Это требование распространяется на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Согласно Приказу Минэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов", зарегистрированному в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 17646, в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения (п. 3).

Ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Правилами оптового рынка электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1172 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" предусмотрены особенности коммерческого учета электрической энергии на оптовом рынке, согласно которым объемы поставленной (потребленной) электрической энергии и мощности рассчитываются в порядке, определяемом договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, на основании результатов измерений, полученных с использованием средств измерений, требования к которым определяются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. При этом результаты измерений должны обеспечивать определение объемов поставленной (потребленной) электрической энергии на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка или потребителей (сетевых организаций), в интересах которых гарантирующий поставщик (энергосбытовая (энергоснабжающая) организация) осуществляет куплю-продажу электрической энергии и мощности на оптовом рынке, и иных участников оптового рынка. Для участников оптового рынка, использующих результаты измерений, полученных с использованием средств измерений, расположенных не на границе балансовой принадлежности, объемы поставленной (потребленной) электрической энергии рассчитываются в порядке, определенном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. При этом при наличии средств измерений сетевой организации, расположенных на границе балансовой принадлежности, такой порядок может предусматривать корректировку объема поставленной (потребленной) электрической энергии на величину разницы между объемом, определенным с использованием средств измерений сетевой организации, расположенных на границе балансовой принадлежности, и объемом, полученным с использованием средств измерений участника оптового рынка, расположенных не на границе балансовой принадлежности.

ООО «УК «ЖКХ-Серов», осуществлявшее управление многоквартирным домом, в котором проживают истцы, приглашалось для участия в приемке и вводе в эксплуатацию спорного коллективного (общедомового) прибора учета. Представитель управляющей компании принимал участие в указанном мероприятии. Что подтверждено актом от ДД.ММ.ГГГГ приемки прибора (л.д. 34).

Необходимость оснащения многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов установлена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации". При этом вышеуказанным законом не установлено в качестве условия для оснащения прибором общедомового учета наличие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме об установке такого прибора учета.

Тот факт, что прибор общедомового учета электроэнергии установлен на столбе (опоре ВЛ-0,4) возле дома, не является основанием для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с п. 143 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 530 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", в случае если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии.

Пунктом 144 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии"), действующего в настоящее время, предусмотрено аналогичное правило. Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцами, указывающими о том, что после установки прибора учета с них стали требовать оплаты начисленной за общедомовые нужды, вследствие чего образовалась задолженность по оплате электроэнергии, не представлено доказательств нарушения их прав действиями ответчика по установке вышеуказанного общедомового (коллективного) прибора учета, в чем конкретно заключается нарушение их прав процедурой установки спорного ОДПУ, что повлияло на оплату услуг.

Сама по себе процедура установки вышеуказанного прибора учета не может повлечь нарушение прав истцов. Однако при том, что установление ОДПУ является обязательным, расчет оплаты электроэнергии без учета показаний спорного ОДПУ является нарушением требований закона, а права истцов признанием незаконной установки прибора учета не могут быть защищены, поскольку такой прибор в многоквартирных домах подлежит установлению, начисления за общедомовое потребление ресурсов должно производиться, но с соблюдением соответствующих правил.

В силу ч. 5 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники жилых домов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Многоквартирный дом, в котором проживают истца, был оснащен коллективным прибором учёта.

Пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , предусматривает, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п.п. 9 и 10 данных Правил (то есть как управляющая, так и ресурсоснабжающая организации). При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с п.п. 14-17 Правил.

Согласно п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством РФ порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

В силу п. 30 Правил предоставления коммунальных услуг, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в п.п. 14, 15, 16, 17 данных Правил.

На основании п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме ( за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе оплаты за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно подп. «б» п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством РФ о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в п.п. 14 и 15 данных Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством РФ о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом либо кооперативом, указанных в п. 14 или п. 15 Правил.

Части 7 и 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ закрепляют возможность внесения платы за коммунальные услуги либо управляющей организации, либо ресурсоснабжающим организациям.

По смыслу приведенных норм материального права в их взаимосвязи, управляющая компания становиться исполнителем соответствующей коммунальной услуги для потребителей только после заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие такого договора к предоставлению коммунальной услуги пристает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.

Договор энергоснабжения между ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» и ООО «УК «ЖКХ-Серов» не заключался. Данное обстоятельство в силу вышеизложенных положений Правил предоставления коммунальных услуг означает, что исполнителем коммунальной услуги является в силу своего статуса для жителей многоквартирного <адрес> в <адрес> ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» как ресурсоснабжающая организация. таким образом ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» вправе начислять истцам и взимать плату за электроэнергию, затраченную на общедомовые нужды.

В соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.

При этом согласно п. 13 Расчета размера платы за коммунальные услуги (Приложение N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов) приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12. Согласно данному алгоритму расчёта не учитывается наличие или отсутствие мест общего пользования.

Согласно п. 17 Расчета размера платы за коммунальные услуги (Приложение к Правилам) приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15, алгоритм которой учитывает общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Как следует из указанного п. 17 данная формула не подлежит применению по настоящему делу.

Кроме того, из технического паспорта на жилой <адрес> в <адрес> следует о том, что площадь общих коридоров и мест общего пользования составляет 42,3 кв.м.

При таких установленных обстоятельствах, расчет стоимости электроэнергии производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется, истцами представлено не было.

Представителем ответчика Люц А.П. в судебном заседании заявлено о применении пропуска истцом срока исковой давности.

Как установлено ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

На основании ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 100-ФЗ) общий срок исковой давности устанавливается в три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу 200 ГК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 100-ФЗ) течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Установленные положениями Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 100-ФЗ) сроки исковой давности и правила их исчисления применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 205 Гражданского кодекса Российской Федерации в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.

Как следует из материалов дела, в Серовский районный суд истцы с иском к ЗАО «Горэлектросеть» о признании незаконной установки общедомового прибора учета электрической энергии обратились ДД.ММ.ГГГГ

Как указано истцами в исковом заявлении начисления ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по общедомовому прибору учета производятся с февраля 2012 года. На протяжении всего времени в адрес истцов поступают требования об оплате задолженности, досудебные предупреждения, образцы исковых заявлений, уведомления об отключении света. При обращении к ответчику истцам разъяснили о том, что начисление произведено с учетом показаний прибора учета ОДН. На протяжении трех лет истцы вынуждены обращаться в различные организации с просьбами о проведении проверок законности начисления электроэнергии по прибору ОДН.

В счетах за май, июнь, июль 2012 года, направленных истцам ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», отражены начисления оплаты электроэнергии на общедомовые нужды.

Обстоятельств, препятствующих истцам определить лицо, установившее прибор коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, не установлено. На наличие таких обстоятельств в судебном заседании представителем истцов не указывалось.

Срок исковой давности, на момент предъявления искового заявления истек.

Истцам было известно об установке коллективного (общедомового) прибора учета, о производимых начислениях оплаты электроэнергии на общедомовые нужды. И в тот же период, когда стало известно об установке вышеуказанного прибора, должно было быть известно о лице, его установившем. Однако, имея реальную возможность обратиться с иском задолго до истечения срока исковой давности, истцы такой возможностью не воспользовались. О восстановлении пропущенного срока и доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока исковой давности, не представили.

Поскольку установленный ст. 196 Гражданского кодекса РФ срок для обращения в суд с требованием о признании незаконной установки коллективного (общедомового) прибора учета незаконной, истцами пропущен. Доказательств уважительности причин пропуска установленного действующим законодательством срока для обращения в суд, стороной истцов суду не представлено. Оснований для восстановления срока исковой давности не имеется.

При таких установленных обстоятельствах, исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кудленко Нины Степановны, Гайфуллиной Рушании, Газизовой Гульноры Мунавировны, Ощепкова Сергея Анатольевича, Щуплецовой Ирины Юрьевны к Открытому акционерному обществу «Региональная сетевая компания» о признании установки коллективного (общедомового) прибора учета незаконной, Открытому акционерному обществу «Энергосбыт Плюс» о возложении обязанности произвести перерасчет – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Серовский районный суд <адрес>.

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Серовского районного суда

<адрес>                       Н.А.Холоденко

2-2044/2015 ~ М-1727/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кудленко Нина Сергеевна
Шуплецова Ирина Юрьевна
Газизова Гульнора Мунавировна
Гайфуллина Рушания
Ощепков Сергей Анатольевич
Ответчики
ОАО "ЭнергосбыТ Плюс"
ОАО "Региональная сетевая компания"
Другие
ООО "Управляющая компания "ЖКХ-Серов"
Силантьев Михаил Николаевич
Администрация Серовского городского округа
Суд
Серовский районный суд Свердловской области
Судья
Холоденко Наталья Анатольевна
Дело на странице суда
serovsky--svd.sudrf.ru
20.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2015Передача материалов судье
24.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.09.2015Предварительное судебное заседание
15.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.10.2015Предварительное судебное заседание
01.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.12.2015Предварительное судебное заседание
30.12.2015Судебное заседание
29.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2017Дело оформлено
04.04.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее