РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2015 года г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Клиновой Е.А., при секретаре Михайловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Благодатских О. Е. о взыскании задолженности по налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась в суд с иском, указывая в обоснование своих требований, что Благодатских О.Е. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № по <адрес> и имеет задолженность по земельному налогу в сумме <данные изъяты> коп., пени в сумме <данные изъяты> руб..
В установленный законом срок заявление о вынесении судебного приказа было направлено в судебный участок № <адрес> и <адрес>, судом вынесено определение о возвращении заявления о вынесении судебного приказа, в связи с неполнотой представленных документов.
В соответствии с п. 1 ст. 112 ГПК РФ, лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В исковом заявлении Межрайонная ИФНС России № по <адрес> просит восстановить пропущенный процессуальный срок для взыскания задолженности в размере <данные изъяты> руб., взыскать с Благодатских О.Е. задолженность по земельному налогу в размере <данные изъяты> руб., в том числе налог в сумме <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты> руб..
В судебное заседание представитель Межрайонной ИФНС России № по <адрес> не явился, о дне слушание извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик Благодатских О.Е. в судебное заседание не явилась, о дате времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, причины неявки в судебное заседание не сообщила, с ходатайством об отложении рассмотрения дела к суду не обращалась.
Изучив исковое заявление и приложенные к нему документы, суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 1 ст. 1 КАС РФ, порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий - регулируется Кодексом административного судопроизводства в Российской Федерации.
Суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
В соответствии с п. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", дела, находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем согласно статье 4 и части 2 статьи 7 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", содержащих специальные нормы, с 15 сентября 2015 года дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ. При этом указанные нормы не содержат положений о распространении КАС РФ на не рассмотренные до 15 сентября 2015 года дела данной категории.
Исходя из изложенного, дела о взыскании обязательных платежей и санкций, находящиеся в производстве районных судов и мировых судей и не рассмотренные на день введения в действие КАС РФ, рассматриваются в соответствии с процессуальным законом, действовавшим до 15 сентября 2015 года, то есть по правилам ГПК РФ.
Суд, с учетом мнения истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, а также в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о дате судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно п. 3 ст. 396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые в налоговые органы представляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 391 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, в силу ст. 52 НК РФ, не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В силу п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
С направлением предусмотренного ст. 69 НК РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
Требование об уплате налога согласно ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Материалами дела подтверждается, что налогоплательщику были направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты земельного налога №ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп., №ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты земельного налога - <данные изъяты> коп. и налога на имущество физических лиц - <данные изъяты> коп., №ДД.ММ.ГГГГ - земельного налога в размере <данные изъяты> коп., налога на имущество физических лиц - <данные изъяты> коп.. Налоговые уведомления отправлены в установленные законом сроки заказными письмами, не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Данное обстоятельство подтверждается реестром заказной корреспонденции, однако до настоящего времени задолженность не уплачена.
Согласно требованию № за Благодатских О.Е. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числится задолженность по земельному налогу за 2010 г. в размере <данные изъяты> коп., пени в размере <данные изъяты> руб., которую ИФНС России № по <адрес> предлагает погасить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Из требования № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за ответчиком числится задолженность по земельному налогу за 2011 г. в размере <данные изъяты> коп., пени в размере <данные изъяты> руб., по налогу на имущество физических лиц за 2011 год - <данные изъяты> коп., которую ИФНС России № по <адрес> предлагает погасить в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно требованию № за Благодатских О.Е. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числится задолженность по земельному налогу за 2012 г. в размере <данные изъяты> коп., пени в размере <данные изъяты> руб., по налогу на имущество физических лиц за 2012 год - <данные изъяты> коп., пени в сумме <данные изъяты> руб., которую ИФНС России № по <адрес> предлагает погасить в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Требования отправлены в установленные законом сроки, заказными письмами, что подтверждается реестрами заказной корреспонденции.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
По материалам дела установлено, что шестимесячный срок на обращение в суд начал исчисляться по истечении трехлетнего срока, установленного в требовании № от ДД.ММ.ГГГГ для добровольной уплаты налога и пени, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, с заявлением о взыскании с Благодатских О.Е. задолженности по налогу и пени, истец должен был обратиться в суд (к мировому судье), в срок до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 3 года + 6 месяцев). Из определения мирового судьи судебного участка № по <адрес> и <адрес> не усматривается срок обращения заявителя с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Благодатских О.Е.
При рассмотрении требований истца о восстановлении срока на обращение в суд с иском, суд не учитывает период с момента вынесения определения мировым судьей, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, по ДД.ММ.ГГГГ, дата получения определения мирового судьи налоговым органом, как уважительную причину пропуска истцом срока на обращения в суд исковым заявлением, поскольку определением мирового судьи судебного участка № по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявление возвращено заявителю для устранения выявленных судьей недостатков, что не препятствовало заявителю после устранения недостатков вновь обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Благодатских О.Е. задолженности по налогу и пени.
Несмотря на указанное обстоятельство, истец только в августе 2015 года обратился с настоящим исковым заявлением в Тайшетский городской суд, пропустив срок на обращение в суд с иском.
В соответствии с п. 1 ст. 112 ГПК РФ, лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
В силу статьи 35 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими ими процессуальными правами.
Налоговый орган, наделенный не только средствами коммуникации и связи, но и имеющий юридическую службу, действуя добросовестно, располагал реальной возможностью осуществления контроля за соблюдением сроков, установленных при принудительном взыскании задолженности по налогам и сборам.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка принудительного взыскания задолженности по налогам и сборам.
Кроме того, в соответствии со статьями 30, 31 и 32 Налогового кодекса РФ основными задачами и обязанностями налоговых органов являются осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, а ненадлежащее и (или) несвоевременное исполнение налоговым органом своих основных обязанностей не могут выступать в качестве уважительных обстоятельств.
Оценив установленные по делу фактические обстоятельства и перечисленные нормы права, суд приходит к выводу, что Межрайонной ИФНС № по <адрес> не представлено доказательств невозможности подачи искового заявления в установленный законом срок.
По смыслу положений ст. 48 НК РФ пропуск налоговым органом срока на предъявление требований служит самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска при отсутствии уважительных причин к его восстановлению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований к Благодатских О. Е. о взыскании недоимки по налогу, пени Межрайонной ИФНС России № по <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Тайшетский городской суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения.
Судья: Е.А. Клинова