РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
22 января 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-189/2020 по иску Соколова К. В. и Соколовой Ю. В. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2020 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-189/2020 по иску Соколова К. В. и Соколовой Ю. В. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,
установил:
Соколов К.В. и Соколова Ю.В. обратились в Ленинский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывают, что им принадлежат на праве совместной собственности земельный участок площадью 577 м2 с кадастровым номером № занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком по адресу: <адрес>, и индивидуальный жилой дом площадью 257,2 м2, кадастровый №, по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок является смежным к земельному участку с кадастровым номером № площадью 683 м2, занимаемому индивидуальным жилым домом с приусадебным участком по адресу: <адрес>, на котором располагается часть жилого дома, принадлежащего им, а также надворные постройки. 5.08.2019 г. они обратились с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Департаментом управления имуществом г.о. Самара было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка. Отказ мотивирован тем, что на испрашиваемом земельном участке расположена часть жилого дома площадью 0,40 м2, и этого недостаточно для предоставления земельного участка, а заявители не имеют права на его приобретение без проведения торгов со ссылкой на пп.1 ст.39.16 ЗК РФ, п.2 ст.10.11 Закона Самарской области «О земле». В границах испрашиваемого земельного участка располагается часть двухэтажного жилого дома площадью 257,2 м2, площадь застройки 172,0 м2, а также необходимые для эксплуатации элементы благоустройства (проходы и площадки, озеленение). Просит признать незаконным приказ Департамента управления имуществом г.о. Самара №2846 от 17.10.2019 г., обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара принять решение о предоставлении в их совместную собственность земельного участка с кадастровым номером № в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности от 6.09.2018 г. Мартынова А.Ф. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности от 11.12.2019 г. №599 Ткаченко И.В. в судебном заседании иск не признала.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцам (супругам) принадлежит на праве общей совместной собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью 577 ± 6 м2 по адресу: <адрес> (л.д. 93-101) и расположенный на нём жилой дом с кадастровым номером № площадью 257,2 м2 (л.д. 87-92).
Указанный жилой дом, согласно реестровой выписке, частично расположен также на земельном участке с кадастровым номером №
9.08.2019 г. истцы обратились в Администрацию г.о. Самара с заявлением №34103 о предоставлении в собственность возмездно земельного участка с кадастровым номером № занимаемого жилым домом с приусадебным участком, без проведения торгов (л.д. 75-77).
12.08.2019 г. заявление истцов было передано на рассмотрение Департамента управления имуществом г.о. Самара.
Приказом от 17.10.2019 г. №2846 (л.д. 71-74) Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцам в предоставлении земельного участка по основаниям, предусмотренным пп.1 ст.39.16 ЗК РФ (с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов) и п.2 ст.10.11 Закона Самарской области «О земле» (наличие противоречий между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных документах, и сведениями об этом земельном участке, полученными уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия).
Отказ в предоставлении земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявителей, в связи с чем может быть оспорен ими в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Соответственно, подача истцами ответчику заявления о предоставлении земельного участка представляла собой реализацию шестого этапа вышеописанной процедуры.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017 г. №1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделён полномочиями по принятию решений об отказе в предоставлении земельных участков без проведения торгов в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ (пп.4 п.2 указанного постановления).
Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истцов о предоставлении земельного участка и принять решение по существу заявления.
Специальной процедуры принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка закон не устанавливает.
В соответствии с п.5 ст.39.17 ЗК РФ в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в его предоставлении, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно пп.1 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с п.31 ст.34 ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (регистрационный номер 171-ФЗ за 2017 г.) до 1.01.2020 г. исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, были вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта РФ, наряду с основаниями для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными ст.39.16 ЗК РФ. Соответствующий закон субъекта РФ мог быть принят не позднее 1.01.2016 г.
Статья 10.11 Закона Самарской области «О земле», установившая дополнительный региональный перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, введена в действие Законом Самарской области «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле»», хотя и подписанным Губернатором Самарской области 11.01.2016 г., но принятым Самарской губернской думой 22.12.2015 г., т.е. до 1.01.2016 г., в срок, установленный федеральным законодателем.
Оба правовых основания отказа в предоставлении испрашиваемого истцами земельного участка связаны с одними и теми же фактическими обстоятельствами, в связи с чем проверяются судом одновременно.
Отказывая в предоставлении испрашиваемого земельного участка, ответчик указал, что в его границах находится часть принадлежащего заявителям жилого дома площадью около 0,4 м2. Площадь испрашиваемого земельного участка составляет 683 м2, т.е. значительно превышает площадь той его части, на которой расположен принадлежащий заявителям жилой дом. Предоставленное заявителями градостроительное обоснование размера и вида использования земельного участка, подготовленное ООО «Архитектурно-проектная мастерская», оценено ответчиком критически.
Оспаривая решение ответчика, истцы ссылаются на указанное градостроительное обоснование (л.д. 36-55) как на доказательство того, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № необходим для использования и безопасной эксплуатации принадлежащего им жилого дома с кадастровым номером №
Как установлено в ходе разбирательства дела, истцы приобрели право общей совместной собственности на указанный жилой дом и земельный участок с кадастровым номером № 25.07.2016 г., как было пояснено в судебном заседании, по результатам публичных торгов.
Предыдущей собственницей дома и земельного участка являлась Третьяк Л.Е. (л.д. 121). Право собственности на дом возникло у неё 4.06.2008 г. Земельный участок по домом был сформирован ею 19.09.2007 г. путём объединения 2 земельных участков с кадастровыми номерами № и № приобретённых ею по договору купли-продажи земельного участка от 16.05.2005 г. и по соглашению о разделе земельного участка от 15.11.2006 г.
Однако затем, 16.01.2012 г., Третьяк Л.Е. обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 683 м2 по адресу: <адрес>, занимаемого жилым домом с приусадебным участком. К заявлению был приложен проект схемы расположения земельного участка, подготовленный индивидуальным предпринимателем Кобзевой Т.Н. (л.д. 123). Согласно указанному графическому материалу испрашивавшийся к предоставлению земельный участок является смежным по отношению к земельному участку с кадастровым номером № На испрашивавшемся к предоставлению земельном участке якобы расположен дом, контур которого полностью совпадает с контуром принадлежавшего на тот момент Третьяк Л.Е. (принадлежащего сейчас истцам) дома. К заявлению было приложено свидетельство о государственной регистрации права на этот дом (л.д. 121).
Распоряжением от 19.01.2012 г. №2 Департамент управления имуществом г.о. Самара утвердил указанную схему расположения земельного участка (л.д. 122-124).
Третьяк Л.Е. на основании распоряжения Департамента управления имуществом г.о. Самара от 19.01.2012 г. №2 осуществила кадастровый учёт формируемого земельного участка, последнему 29.03.2012 г. присвоен кадастровый № (л.д. 109, 126, 127).
При этом из документов, представленных Третьяк Л.Е. для проведения кадастрового учёта – межевого плана, схемы расположения земельного участка, свидетельства о государственной регистрации права от 11.06.2018 г. (л.д. 110-124) следовало, что на этом земельном участке находится принадлежащий Третьяк Л.Е. жилой дом с адресом: <адрес> площадью 257,2 м2.
Между тем, в действительности дом не находится в том месте, в котором он изображён на схеме расположения земельного участка, подготовленной индивидуальным предпринимателем Кобзевой Т.Н. и утверждённой распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 19.01.2012 г. №2. Расположение дома относительно границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами № и № отражено на представленной истицей схеме (л.д. 32), с которой согласны обе стороны, а также в реестровой выписке (л.д. 20). Из этих документов следует, что на схеме расположения земельного участка, подготовленной индивидуальным предпринимателем Кобзевой Т.Н. и утверждённой распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 19.01.2012 г. №2, место нахождения дома смещено «вправо» и «вниз», т.е. в юго-восточном направлении (ср. л.д. 20 и л.д. 123) таким образом, чтобы он полностью «попадал» в границы формируемого земельного участка (земельного участка с кадастровым номером №).
В действительности же дом почти полностью находится в границах земельного участка с кадастровым номером №, попадая в пределы смежного земельного участка с кадастровым номером № лишь одним углом.
Иными словами, распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 19.01.2012 г. №2 было издано на основании недостоверного графического материала. Впоследствии на основании этого же недостоверного материала было принято решение о проведении кадастрового учёта, т.е. о формировании земельного участка с кадастровым номером № который в настоящее время испрашивают к предоставлению истцы.
Однако до настоящего времени в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о расположении жилого дома полностью в пределах земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с упомянутой выше схемой расположения, что отражено в полученной ответчиком в порядке межведомственного информационного взаимодействия реестровой выписке (л.д. 79-80).
Таким образом, имеет место противоречие между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных заявителями документах, в частности, в градостроительном обосновании, и сведениями об этом земельном участке, полученными уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а именно в реестровой выписке, что являлось достаточным основанием для принятия ответчиком оспариваемого истцами решения (п.2 ст.10.11 Закона Самарской области «О земле»).
Из материалов дела усматривается, что фактически на земельном участке с кадастровым номером № находится небольшая часть принадлежащего истцам дома, ориентировочной площадью 0,4 м2, что составляет 0,058565% от его площади (683 м2) и меньше по порядку величины даже чем указанная в реестровой выписке погрешность определения этой площади (9 м2).
В связи с этим вывод ответчика об отсутствии у истцов права на приобретение земельного участка с кадастровым номером № в собственность на основании ст.39.20 ЗК РФ является верным. Ответчик законно отказал истцам в предоставлении земельного участка также и по основанию, предусмотренному пп.1 ст.39.16 ЗК РФ.
То обстоятельство, что на земельном участке с кадастровым номером № находится некоторая часть принадлежащего истцам дома, не даёт им права на приобретение в собственность без предоставления торгов всего земельного участка. Истцы вправе сформировать новый земельный участок, непосредственно занятый строением, с территорией, необходимой для его использования, и приобрести его в собственность.
Суд находит неубедительным представленное истцами градостроительное обоснование ООО «Архитектурно-проектная мастерская», содержащее вывод о необходимости всего испрашиваемого земельного участка для использования и безопасной эксплуатации принадлежащего истцам дома. Как явствует из текста документа (раздел 5), данный вывод основан исключительно на том, что площадь застройки уже принадлежащего истцам земельного участка с кадастровым номером № составляет 30% (точнее, 29,8%), чем нарушается требование ст.30 Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утверждённых постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001 г. №61, согласно которому максимальный процент застройки земельного участка для индивидуального жилищного строительства равен 20% (т.е., площадь застройки не может превышать 20% от площади земельного участка). В случае приобретения истцами испрашиваемого земельного участка общая площадь 2 участков составит 1 260 м2 и процент застройки будет равен 14% от этой площади. Однако для соблюдения установленного ст.30 Правил застройки и землепользования в г. Самаре норматива застройки истцам достаточно увеличить площадь своего земельного участка до 860 м2 (площадь застройки дома составляет 172 м2). В этом случае процент застройки будет равен требуемым 20%. Следовательно, для использования принадлежащего истцам дома с соблюдением указанного градостроительного норматива им необходимо приобрести земельный участок площадью 283 м2, а не 683 м2, как они испрашивают в настоящее время.
Иных аргументов в обоснование вывода о необходимости испрашиваемого земельного участка для использования дома градостроительное обоснование ООО «Архитектурно-проектная мастерская» не содержит.
То обстоятельство, что истцы фактически используют земельный участок с кадастровым номером № огородили его, возвели беседку, гараж и частично баню (л.д. 32), не является основанием для приобретения ими прав на этот земельный участок. Самовольное пользование земельным участком является противоправным действием, между тем, никто не вправе извлекать выгоды из своего противоправного поведения.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером № носят временный характер, на основании ст.24 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшей в момент его формирования, что отражено в реестровой выписке. В соответствии с п.7 ст.72 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный ст.24 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1.03.2022 г. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Таким образом, для приобретения прав на земельный участок, занятый частью принадлежащего им жилого дома и необходимый для его использования, истцам надлежит обратиться в Департамент управления имуществом г.о. Самара с просьбой об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером № на основании заявления названного органа местного самоуправления. После этого истцы смогут сформировать необходимый им земельный участок и приобрести на него право на основании ст.39.20 ЗК РФ в порядке, предусмотренном ст.39.14-39.17 ЗК РФ.
Существующий же в настоящее время земельный участок с кадастровым номером № был сформирован на основании недостоверных документов, недобросовестно предоставленных Третьяк Л.Е. ответчику в 2012 г., и не может быть предоставлен.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 5.02.2020 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь