Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1217/2021 ~ М-1214/2021 от 09.09.2021

Дело № 2-1217/2021

УИД 35RS0019-01-2021-001965-65

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    02 декабря 2021 года                                                                                 г. Сокол,

    Вологодская область

Сокольский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Закутиной М.Г.,

при секретаре Карпуниной Н.М.,

с участием представителя ответчиков и третьего лица Гусевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балицкой К.Л. к Администрации Сокольского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Сокольского муниципального района о признании незаконным постановления, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

    Балицкая К.Л. обратилась в суд с иском к Администрации Сокольского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Сокольского муниципального района, в обоснование указав, что постановлением Администрации г. Сокола от 17 марта 2017 года № 132 она была включена в список граждан, имеющих трех и более детей, имеющих право на приобретение земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории городского поселения город Сокол Вологодской области. На момент подачи заявления 20 февраля 2017 года она соответствовала всем критериям для получения такого земельного участка. Постановлением Администрации Сокольского муниципального района от 16 февраля 2021 года № 144 ей отказано в предоставлении денежной компенсации взамен земельного участка, поскольку с 12 августа 2017 года она зарегистрирована по адресу: <адрес>. Считает указанное постановление незаконным по следующим основаниям. С 2017 года участок ей не предоставлен; с учета многодетных граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельных участков, она не снята, на учете состоит; перемена места жительства членов многодетной семьи в случае выезда за пределы Вологодской области Законом Вологодской области от 08 апреля 2015 года № 3625-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории Вологодской области» в качестве основания для снятия с такого учета не предусмотрена. Оспариваемым постановлением нарушены права и законные интересы несовершеннолетних детей, так как она не имеет возможности реализовать свое право как в Вологодской области, так и в Ямало-Ненецком автономном округе, где предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства осуществляется многодетным семьям при условии постоянного проживания не менее пяти лет. Просит суд признать незаконным постановление Администрации Сокольского муниципального района от 16 февраля 2021 года № 144 об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты взамен земельного участка, обязать ответчиков предоставить единовременную денежную выплату взамен земельного участка.

    Определением суда от 16 сентября 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Вологодской области.

В судебное заседание истец Балицкая К.Л., её представитель по доверенности Каштаева И.А. не явились, о дате, времени месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ответчиков Администрации Сокольского муниципального района, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Сокольского муниципального района, третьего лица Администрации города Сокола по доверенностям Гусева Е.А. с исковыми требованиями не согласилась, просит в их удовлетворении отказать. Истице был дан письменный ответ, согласно которому оснований для денежной выплаты взамен земельного участка не имеется. Истица состоит на учете, с очереди не снята.

В судебное заседание представитель третьего лица Департамента имущественных отношений Вологодской области не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в письменном отзыве на исковое заявление просит рассмотреть дело в свое отсутствие, отказать в удовлетворении исковых требований, указывает, что в силу действующего законодательства Вологодской области истец, изменив место жительства в Вологодской области на Ямало-Ненецкий автономный округ и не сообщив своевременно об этом в уполномоченный орган, тем самым утратила право на получение земельного участка, и, следовательно, право на получение компенсационной выплаты.

Суд, заслушав явившегося участника процесса, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что 20 февраля 2017 года Балицкая К.Л. обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, и представила удостоверение многодетной семьи в Вологодской области (имела троих несовершеннолетних детей - 2000, 2006 и 2014 годов рождения), а также документы о регистрации по месту жительства с 08 декабря 2012 года в г. Соколе Вологодской области.

Постановлением Администрации г. Сокола от 17 марта 2017 года № 132 Балицкая К.Л. была включена в список граждан, имеющих трех и более детей, имеющих право на приобретение земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на территории городского поселения город Сокол Вологодской области. Данным постановлением заявлению присвоен порядковый номер 239 (л.д. 7).

Основанием для издания названного постановления послужили положения ч. 8 ст. 2 Закона Вологодской области от 22 ноября 2011 года № 2650-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории Вологодской области» (действовавшего на дату выхода постановления).

12 августа 2017 года Балицкая К.Л. снялась с учета по месту жительства по адресу: <адрес>, зарегистрировалась по месту жительства по адресу: <адрес> и оформила удостоверение многодетной семьи в <данные изъяты> (29 ноября 2017 года) (л.д. 37-42).

В феврале 2020 года Балицкая К.Л. приобрела с использованием жилищного кредита, предоставленного Балицкой К.Л. и Балицкому С.А., земельный участок для индивидуального жилищного строительства в городе <данные изъяты> (л.д. 47-51).

Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Сокольского муниципального района Вологодской области 11 января 2021 года направил Балицкой К.Л. уведомление № 37 (л.д. 32) о возможности получения взамен земельного участка единовременной денежной выплаты (в размере 223 400 руб.).

Истица выразила согласие на замену формы предоставления этой меры поддержки, указав, что целью расходования бюджетных средств будет являться погашение жилищного кредита (заявление зарегистрировано 09 февраля 2021 года – л.д. 34-35). Однако по результатам рассмотрения представленных документов постановлением Администрации Сокольского муниципального района от 16 февраля 2021 года № 144 ей было отказано в предоставлении данной выплаты (л.д. 55).

Разрешая исковые требования, суд пришел к выводам о том, что в связи с переездом в августе 2017 года на постоянное место жительства в <данные изъяты> Балицкая К.Л. на момент подачи ею заявления о предоставлении единовременной денежной выплаты (09 февраля 2021 года) не относилась к категории граждан, указанной в п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Вологодской области от 08 апреля 2015 года «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области (далее – Закон Вологодской области о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков от 08 апреля 2015 года), и утратила право как на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, так и на получение единовременной выплаты взамен земельного участка. Факт нахождения истицы в списке граждан, имеющих право на бесплатное приобретение земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, поскольку это обстоятельство само по себе не является основанием для удовлетворения искового требования при несоблюдении условия, установленного частью 2.1 ст. 1 Закона Вологодской области о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков. Кроме того, приобретенный истицей земельный участок для индивидуального жилищного строительства не расположен на территории Вологодской области.

Приходя к таким выводам, суд исходит из следующего.

Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 7; ст. 38, ч. 1).

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства имеет особую социальную значимость и является приоритетной задачей демографической политики Российской Федерации, а следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года № 4-П, от 15 декабря 2011 года №, от 6 декабря 2012 года № 31-П и др.).

Осуществляя на основе приведенных конституционных предписаний правовое регулирование общественных отношений в этой сфере, являющееся предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. «ж» ч. 1, Конституции Российской Федерации), законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе конкретных мер социальной защиты и поддержки семей, имеющих детей, определении условий и порядка их предоставления. Вместе с тем он связан требованиями Конституции Российской Федерации, которые обязывают его обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая при этом принципы справедливости, равенства и соразмерности, выступающие конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.

При этом Конституция Российской Федерации, в том числе ее статьи 17 (ч. 3), 19 и 55 (ч. 3), допускает существование различий в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, если такие различия объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании. Соответственно, при установлении гарантий государственной поддержки и социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства законодатель вправе применять дифференцированный подход к определению характера и объема таких гарантий, предоставляемых той или иной категории граждан, с учетом конкретных социально значимых обстоятельств (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 года № 28-П).

В силу названных конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9, 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.

Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества (определение от 9 ноября 2017 года № 2516-О).

Подпунктом 1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 39.5 «Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно» названного Кодекса (введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ с 1 марта 2015 года) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется:

- гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно (подп. 6);

- иным не указанным в подп. 6 данной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (подп. 7).

Право граждан, имевших трех и более детей, приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, предусматривалось и ранее (абз. 2 ст. 28абз. 2 ст. 28 ЗК РФ, введен Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 138-ФЗ, утратил силу с 1 марта 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ).

В настоящее время пунктом 2 ст. 39.19 этого же Кодекса закреплено, что, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 ст. 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В развитие приведенных положений ЗК РФ в Вологодской области 22 ноября 2011 года был принят Закон № 2650-ОЗ «О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории Вологодской области». Положениями названного нормативного правового акта предусматривалось, что гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на территории Вологодской области, предоставляются в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, или дачного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства (абз. 1 ч. 1 ст. 1); предоставление в собственность гражданам бесплатно земельных участков в соответствии с данным Законом осуществлялось в случае постоянного проживания граждан на территории области не менее одного года на дату подачи заявления для индивидуального жилищного строительства, или дачного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства (ч. 2 ст. 1).

Указанный законодательный акт был признан утратившим силу в связи с принятием Закона Вологодской области о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков от 08 апреля 2015 года, в соответствии с положениями которого постановка на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, граждан, имеющих трех и более детей, осуществляется в случае постоянного проживания таких граждан на территории Вологодской области не менее одного года на дату подачи заявления о постановке на учет; предоставление земельных участков в собственность бесплатно таким гражданам осуществляется в случае постоянного проживания граждан на территории Вологодской области не менее одного года на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка (п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 ст. 1).

В силу п. 1 ч. 5 ст. 9 Закона Вологодской области о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков от 08 апреля 2015 года решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно принимается уполномоченным органом в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился гражданин, не относящийся к категории граждан, указанных в ч. 1 ст. 1 данного Закона (в том числе - граждан, имеющим трех и более детей). При принятии решения учитывается также соблюдение условия о постоянном проживании граждан на территории Вологодской области не менее одного года на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка (ч. 2.1 ст. 1 этого Закона).

Уполномоченный орган на основании п. 2 ч. 5 ст. 9 Закона Вологодской области о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков от 08 апреля 2015 года также принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в собственность бесплатно в случае, если не представлены документы, указанные в ч. 6 ст. 8 данного Закона, закрепляющей, что к заявлению о предоставлении земельного участка прилагается копия паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации; при отсутствии документа, подтверждающего постоянное проживание гражданина на территории области, прилагается копия вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции об установлении соответствующего факта, имеющего юридическое значение.

Конституционный Суд Российской Федерации, анализируя положения ст. 3 Закона Московской области от 01 июня 2011 года № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», предусматривающие такие условия приобретения права на бесплатное предоставление земельных участков, как гражданство Российской Федерации и проживание многодетной семьи на территории Московской области не менее 5 лет, указывал, что предоставление законодателем данной меры социальной поддержки именно гражданам Российской Федерации, проживающим на территории конкретного субъекта Российской Федерации в течение определенного периода, обусловлено наличием между гражданами Российской Федерации и государством особой правовой связи, а также соответствует правовой природе указанной меры социальной поддержки, создает необходимые в таких случаях гарантии для использования многодетными семьями предоставленной им бесплатно земли именно по ее назначению (определение от 26 марта 2019 года № 757-О).

Следовательно, предусмотренное частями 2 и 2.1 ст. 1, частью 5 ст. 9 Закона Вологодской области о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков от 08 апреля 2015 года условие о сроке постоянного проживания на территории Вологодской области (не менее 1 года на дату подачи заявления), необходимое как для постановки на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, так и для предоставления им земельного участка, принято в рамках дискреционных полномочий законодателя субъекта Российской Федерации и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.

Устанавливая полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации право вводить в сфере социальной защиты семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), за счет средств собственных бюджетов дополнительные меры социальной помощи и социальной поддержки (подп. 24 п. 2 ст. 26.3, ч. 3 ст. 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»), которые могут дополнять льготы, гарантии и иные социальные меры, предоставляемые им в соответствии с федеральным законодательством (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года № 13-П).

10 декабря 2018 года в Вологодской области был принят Закон № 4462-ОЗ «О внесении изменений в закон области «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Вологодской области», которым установлен размер и порядок предоставления единовременной денежной выплаты взамен предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, состоящих на учете в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.

По смыслу положений ст.ст. 12.1 и 12.2 Закона Вологодской области о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков от 08 апреля 2015 года данная единовременная денежная выплата относится к иным мерам социальной поддержки граждан указанной категории и предоставляется по их заявлению при соблюдении всех условий, которые предусмотрены этим законом для получения земельного участка, в том числе срока постоянного проживания на территории Вологодской области.

Такое правовое регулирование направлено на соблюдение адресности предоставления денежной выплаты нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к многодетным семьям жителям Вологодской области, по решению уполномоченного органа (ч.ч. 2ч.ч. 2 и 2.1 ст. 1, п. 1 ч. 5 ст. 9 и п. 1 ч. 16 ст. 12.1) и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08 июня 2021 года №1136-О).

Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12.1 Закона Вологодской области о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков от 08 апреля 2015 года единовременная денежная выплата используется гражданином, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 1 настоящего закона области, состоящим на учете для индивидуального жилищного строительства, в целях (в числе прочих) приобретения по договору купли-продажи жилого помещения и (или) земельного участка, вид разрешенного использования которого допускает строительство индивидуального жилого дома (жилого дома), за исключением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При этом в силу ч. 3 ст. 12.1 Закона Вологодской области о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков от 08 апреля 2015 года приобретаемые (строящиеся) объекты недвижимости, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, должны быть расположены на территории Вологодской области.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Администрацией Сокольского муниципального района обоснованно отказано в предоставлении Балицкой К.Л. единовременной денежной выплаты взамен земельного участка. Оснований для удовлетворения исковых требований о признании постановления Администрации Сокольского муниципального района от 16 февраля 2021 года № 144 незаконным и возложении на ответчика обязанности по предоставлению денежной выплаты у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковое заявление Балицкой К.Л. к Администрации Сокольского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Сокольского муниципального района о признании незаконным постановления от 16 февраля 2021 года № 144, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату взамен земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                         М.Г. Закутина

Мотивированное решение изготовлено 09 декабря 2021 года.

2-1217/2021 ~ М-1214/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Балицкая Карина Леонидовна
Ответчики
Администрация Сокольского муниципального района
Другие
Департамент имущественных отношений Вологодской области
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Сокольского муниципального района
Кирьякова Ольга Александровна
Администрация г. Сокол
Каштаева Ирина Александровна
Суд
Сокольский районный суд Вологодской области
Судья
Закутина Марина Геннадьевна
Дело на странице суда
sokolsky--vld.sudrf.ru
09.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2021Передача материалов судье
16.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2021Судебное заседание
02.12.2021Судебное заседание
09.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2022Дело оформлено
17.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее