Дело № 5-1000/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
06 декабря 2021 года в 10 часов 00 минут судья Ленинского районного суда г. Томска Макаренко Н.О. (634050, г. Томск, пер. Батенькова, д. 6), рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Грант», <данные изъяты>
установил:
31.10.2021 в 00-06 часов в помещении бара «Смольный» по адресу: г. Томск, ул.Интернационалистов, д. 17б, юридическое лицо ООО «Грант», <данные изъяты> не выполнило правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Томской области, а именно: оказывало услуги общественного питания с очным присутствием неограниченного круга граждан в нарушение требований подп. 7 п. 10 распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра «О введении режима функционирования «повышенная готовность» для органов управления и сил звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Томской области», в редакции, действовавшей в момент совершения данного правонарушения, при осуществлении своей деятельности на территории Томской области в месте массового посещения (скопления) людей в закрытом помещении в баре «Смольный» по адресу: г.Томск, ул.Интернационалистов, д. 17б, а именно: запретить организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим организацию зрелищно-развлекательных мероприятий, оказывающим услуги общественного питания, их проведение, оказание в период с 23-00 часов до 06-00 часов. Таким образом, ООО «Грант» при указанных обстоятельствах не выполнило правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Томской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст.20.6.1 КоАП РФ (невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ).
Защитник ООО «Грант» Морозов Д.В. в судебном заседании с правонарушением не согласился, поддержал все изложенное в своих письменных объяснениях.
Заслушав защитника, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Организационно-правовые нормы в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В силу п. «а.2» ст. 10 названного Закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 1 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, граждане и организации обязаны выполнять решения должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Во взаимосвязи с пунктами 8, 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при введении режима повышенной готовности высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, в частности ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации.
В силу пунктов «м» и «у» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Таким образом, правилами поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, установлено, что граждане должны выполнять решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пунктам 1 и 2 распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра (в редакции от 26.10.2021), принятого в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», Законом Томской области от 11.11.2005 № 206-ОЗ «О защите населения и территории Томской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в целях исключения завоза и распространения на территории Томской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в пределах границ Томской области с 18.03.2020 введен режим функционирования «повышенная готовность».
Подпунктом 7 пункта 10 распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра (в редакции от 26.10.2021) организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальным предпринимателям запрещено проведение зрелищно-развлекательных мероприятий и оказание услуг общественного питания с 23.00 до 06.00 часов.
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Судьей установлено, что ООО «Грант» <данные изъяты> осуществляет деятельность в помещении бара «Смольный», расположенном в арендуемом нежилом помещении по адресу: г. Томск, ул. Интернационалистов, д. 17б. Основным видом деятельности ООО «Грант» является торговля розничная напитками в специализированных магазинах, дополнительными видами деятельности являются, в том числе, деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания, деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания. Директором ООО «Грант» является ФИО1 Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ от 30.10.2021, свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения от 19.11.2014, свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 19.11.2014, уведомлением о постановке на учет ООО «Грант» в налоговом органе от 16.02.2015, свидетельством об удостоверении факта принятия решения единственным участником общества от 05.08.2020, приказом № 3, Уставом ООО «Грант».
Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 31.10.2021 инспектором ОИАЗ ОМВД России по Ленинскому району г. Томска с применением видеозаписи техническим устройством смартфоном IPhone XR с участием продавца ФИО2 произведен осмотр помещения бара «Смольный» по адресу: г.Томск, ул. Интернационалистов, д. 17б. Вход в здание осуществляется через пластиковую дверь, справа от входа имеется деревянная конструкция, на которой прикреплена вывеска с наименованием «Бар «Смольный». За прилавком расположены стеллажи с разливной крепкой алкогольной продукцией, на столе имеется конструкция для разлива пива. На прилавке имеется пластиковая ваза с крышками, терминал для безналичной оплаты. Слева от прилавка имеется проход в другое помещение, где расположен барный стол красного цвета и два барных стула.
В соответствии с объяснением ФИО3 от 31.10.2021 около 00-06 часов она зашла в магазин «Смольный», расположенный по адресу: г. Томск, ул.Интернационалистов, д. 17б, в котором располагается бар «Смольный». Подойдя в бар, она попросила продавца продать пиво «Kozel» объемом 0,45 л. с содержанием этилового спирта 3,7% в количестве двух штук. Продавец бара продала ей данное пиво, перед этим открыв его.
Из объяснения ФИО2 от 31.10.2021 следует, что она работает продавцом в магазине «Смольный», расположенном по адресу: г. Томск, ул. Интернационалистов, 17б, где осуществляет свою деятельность ООО «Грант» около 1 года. График работы круглосуточно, в магазине расположен бар. 31.10.2021 около 00-06 часов в магазине «Смольный» к ней обратилась покупатель и попросила продать 2 бутылки пива «Kozel» в стеклянной емкости стоимостью 77 руб. за 1 бутылку. Девушка передала 200 руб., она (ФИО2) отдала сдачу и 2 бутылки пива «Kozel» с открытыми крышками, поскольку в ночное время продажа спиртного осуществляется в открытой таре. После этого зашли сотрудники полиции и зафиксировали факт продажи спиртных напитков в ночное время.
В протоколе об административном правонарушении 70 001 2020 № 006825 от 08.11.2021 по поводу допущенного правонарушения защитник ООО «Грант» Морозов Д.В., действующий на основании доверенности от 30.03.2021, указал, что ООО «Грант» предприняты все необходимые меры по недопущению оказания услуг общественного питания. Данное нарушение допущено по вине администратора.
Как следует из объяснения Морозова Д.В. от 08.11.2021, он является юрисконсультом ООО «Грант». По факту реализации алкогольной продукции в баре «Смольный» указал, что до администраторов бара в ходе рабочего совещания доведено, что на территории Томской области действует запрет на оказание услуг общественного питания в период времени с 23-00 часов до 06-00 часов, все администраторы ознакомлены под роспись с приказом, содержание которого они должны были довести до трудового коллектива, чего администратором бара «Смольный» сделано не было, тем самым администратор ФИО4 допустила факт продажи алкогольной продукции через бар «Смольный» после 23-00 часов в период действия запрета. Бармены бара «Смольный» по совместительству являются продавцами магазина «Смольный» с круглосуточным режимом работы, поэтому находились на рабочем месте в соседнем помещении.
Так, в соответствии с приказом от 11.11.2020 № 27/20, на ФИО4 в качестве работы по совместительству возложены обязанности администратора бара «Смольный», расположенного по адресу: г. Томск, ул. Интернационалистов, 17б.
Приказом № 73/оп от 27.10.2021, с которым ФИО4 ознакомлена под роспись, на администраторов баров ООО «Грант» возложена обязанность принять к исполнению и провести инструктаж среди работников баров, в ходе которого проинформировать о следующем: не допускается работа предприятий общественного питания в период с 23 до 06 часов.
Представленные судье доказательства позволяют прийти к выводу, что ООО «Грант» не выполнило правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, так как при осуществлении предпринимательской деятельности в месте массового посещения (скопления) людей в закрытом помещении бара «Смольный», расположенном по адресу: г.Томск, ул. Интернационалистов, 17б, оказывало услуги общественного питания в период с 23-00 часов до 06-00 часов, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
При этом ссылка защитника привлекаемого юридического лица на обстоятельство возложения обязанности по контролю за деятельностью баров на их администраторов не принимается судьей во внимание, поскольку в настоящем случае запрет осуществления оказания услуг общественного питания касается организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в случае нарушения данного запрета подлежат привлечению к административной ответственности вне зависимости, на кого в организации возложена обязанность по контролю за выполнением указанного запрета.
Вместе с тем, судья приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу, исходя из следующего.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения ч. 2 ст. 1.7 и п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 № 4-П и от 16.07.2015 № 22-П; определения от 21.04.2005 № 122-О, от 19.11.2015 № 2557-О и др.).
Это, в свою очередь, означает, что положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2015 № 2735-О).
Приведенные выше положения подпункта 7 пункта 10 распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра о запрете оказания организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в период с 23.00 до 06.00 часов утратили силу в связи с изданием распоряжения Администрации Томской области от 29.11.2021 № 732-ра «О внесении изменения в распоряжение Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра», которым пункт 10 изложен в новой редакции.
С учетом изложенного, отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ) («Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021), вопрос № 22).
В силу положений ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Грант» подлежит прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отменой положения подп. 7 п. 10 распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра, устанавливающего организациям и индивидуальным предпринимателям запрет на оказание услуг общественного питания в период с 23.00 до 06.00 часов.
Руководствуясь статьями 24.5, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
постановила:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Грант», <данные изъяты> прекратить на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.О. Макаренко
УИД: 70RS0002-01-2021-004914-71