Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Сергиевск 28 апреля 2016 года
Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Яковлева И.А.,
с участием представителя заявителя администрации сельского поселения Кандабулак муниципального района <адрес> по доверенности Базаровой Е.Г.,
при секретаре Чеботарь Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-543/2016 по заявлению администрации сельского поселения Кандабулак муниципального района <адрес> о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – гидротехническое сооружение пруда на <адрес> на въезде в <адрес>, адрес: <адрес>, муниципальный район <адрес>, на <адрес> на въезде в <адрес>, протяженностью <данные изъяты> кадастровый №,
у с т а н о в и л :
Администрация сельского поселения Кандабулак муниципального района <адрес> обратилась в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: гидротехническое сооружение на <адрес> на въезде в <адрес>, адрес: <адрес>, муниципальный район <адрес> на <адрес> на въезде в <адрес>, протяженностью <данные изъяты>, кадастровый №.
В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ года органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество – Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> – в соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, был принят на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества следующий объект: гидротехническое сооружение пруда на <адрес> на въезде в <адрес>, адрес: <адрес>, муниципальный район <адрес>, на <адрес> на въезде в <адрес>, протяженностью <данные изъяты> кадастровый №. Принятие указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимого имущество и сделок с ним. Исходя из писем за № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, направленных ТУ Росимущества в <адрес>, Министерством имущественных отношений <адрес> в адрес администрации муниципального района Сергиевский следует, что вышеназванный объект недвижимого имущества в реестре федерального имущества и в реестре имущества <адрес> не числится. Согласно выписке Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района <адрес> КУМИ/51 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанный объект недвижимого имущества муниципальной собственностью муниципального района <адрес> и поселений муниципального района <адрес> не является, в Реестр муниципальной собственности не включен. Сергиевским филиалом ГУП СО «Центр технической инвентаризации» (справкой от ДД.ММ.ГГГГ) сообщается, до введение в действие Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории <адрес>, правовая регистрация на вышеуказанное гидротехническое сооружение не осуществлялась. Иные собственники отсутствуют. В течении года с момента постановки на учет вышеуказанного объекта недвижимого имущества как бесхозяйного никто свои права на данный объект не заявлял, что соответствует требованиям ст. 225 ГК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя администрации сельского поселения Кандабулак муниципального района <адрес> по доверенности Базарова Е.Г. полностью поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц - администрации муниципального района <адрес>, Министерства имущественных отношений <адрес>, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> в судебное заседание не явились.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> предоставило в суд отзыв на исковое заявление, из которого усматривается, что Министерство являлось государственным заказчиком Областной целевой программы «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений при использовании водных ресурсов и осуществлении гидроохранных мероприятий в городских округах и муниципальных районах <адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В настоящее время на территории <адрес> действует Государственная программа <адрес> «Развитие водохозяйственного комплекса <адрес> в 2014-2020 годах», утвержденная постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В рамках реализации указанных мероприятий министерством было направлено уведомление Главам муниципальных районов <адрес> о необходимости завершения оформления гидротехнических сооружений в муниципальную собственность. Просят рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.
Выслушав представителя заявителя, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения представляют собой плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения…, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений, берегов и дна водохранилищ, рек, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод.Из технического паспорта сооружения, кадастрового паспорта следует, что спорный объект недвижимости представляет собой земляную плотину, насыпную, проезжую по гребню, длиной 350 метров 1965 года постройки.
Согласно ст.130 ГК РФ у недвижимым вещам (недвижимое имущество) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению не возможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, гидротехническое сооружение относится к недвижимым вещам, на которые распространяются положения ст.225 ГК РФ.
Согласно ч.1, 3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, пунктом 2 которого установлено, что принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют, - территориальные органы Федеральной регистрационной службы - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
Согласно п.4, 5 указанного Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст.225, ст. 236 ГК РФ.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
В соответствии с п. 21 данного Положения принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих записей в ЕГРП.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 10.01.1996 года №4-ФЗ «О мелиорации земель» отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности и иных формах собственности.
Согласно ч.2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ гидротехническое сооружение пруда на <адрес> на въезде в <адрес> принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, доля в праве не определена.
Согласно писем министерства имущественных отношений <адрес>, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района <адрес> вышеуказанные гидротехнические сооружения в реестре имущества <адрес>, реестре федерального имущества, реестре муниципальной собственности не числятся.
Согласно справке ГУП <адрес> «Центр технической инвентаризации» № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о регистрации вышеуказанного гидротехнического сооружения отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленный объект относится к объектам недвижимого имущества, как состоящий на учете в ЕГРП и является бесхозяйным, право собственности на него, равно как и ограничений права, правопритязаний, или иных заявленных прав требований не зарегистрировано, в реестрах федерального имущества, имущества <адрес>, муниципального имущества не числится, какие-либо иные собственники на указанное недвижимое имущество отсутствуют, что подтверждается материалами дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 218, 225 ГК РФ, ст. ст. 194-198, 290-293 ГПК РФ суд,
р е ш и л :
Заявление администрации сельского поселения Кандабулак муниципального района <адрес> о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества удовлетворить.
Признать за сельским поселением Кандабулак администрации муниципального района <адрес> право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: гидротехническое сооружение на <адрес> на въезде в <адрес>, адрес: <адрес>, муниципальный район <адрес> на <адрес> на въезде в <адрес>, протяженностью <адрес> кадастровый №.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий судья: И.А.Яковлев