дело №2-1425/2018
Решение
Именем Российской Федерации
20 марта 2018 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Палагина Д.Н.
при секретаре Мукатовой А.К.,
с участием представителя истца помощника прокурора Кировского района
г. Саратова Сидоровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к некоммерческой организации «ФКР в многоквартирных домах в <адрес>» об обязании привлечь подрядную организацию для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме,
установил:
прокурор <адрес> в интересах, действующего в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к некоммерческой организации «ФКР в многоквартирных домах в <адрес>» (далее – НО «ФКР») об обязании привлечь подрядную организацию для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, обосновывая свои требования тем, что прокуратурой <адрес> по поступившему обращению собственников жилого помещения и на основании поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения НО «ФКР законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в перечень домов, требующих капитального ремонта.
Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-Р утвержден краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год, в который включены работы по капитальному ремонту кровли в указанном многоквартирном доме.
Завершение капитального ремонта указанного многоквартирного дома планировалось в ДД.ММ.ГГГГ году.
Однако работы по капитальному ремонту кровли не проведены и не завершены до настоящего времени, поскольку отсутствует подрядная организация, привлеченная ответчиком для оказания услуг и выполнения работ по утеплению фасада в многоквартирном жилом доме.
Таким образом, Фонд капитального ремонта не исполняет возложенные на него действующим законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту.
Необходимость проведения указанных работ в домах подтверждена актом обследования многоквартирного жилого <адрес> в
<адрес>.
Несмотря на то, что плановым периодом окончания работ по ремонту кровли многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> является ДД.ММ.ГГГГ, электронные аукционы на выполнение указанных работ были организованы лишь ДД.ММ.ГГГГ. Закупка у единственной подрядной организации не осуществлялась.
Таким образом, ремонт кровли данного многоквартирного дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не выполнен, обязанность НО «ФКР в многоквартирных домах в <адрес>» как регионального оператора не исполнена, что нарушает жилищные права собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес> на проживание в помещении, которое входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, пригодном для проживания в соответствии с жилищным законодательством.
Ссылаясь на указанные обстоятельства прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать НО ФКР» привлечь в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, подрядную организацию для выполнения работ по ремонту кровли с многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>,
<адрес>.
Представитель прокуратуры <адрес> по доверенности – Сидорова Н.В. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что целью деятельности Фонда капитального ремонтаявляется обеспечение проведения капитального ремонтаобщего имущества в многоквартирных домах. Привлечение подрядных организация осуществляется путем проведения открытых конкурсов. В соответствии с распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р № утвержден краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонтаобщего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, в который были включены работы по капитальному ремонту крыши дома по адресу: <адрес>,
<адрес>. Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Требования к специализированным организациям, проводящим обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений определяется органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного строительного надзора. Проведение обследования выполняется в соответствии с ГОСТ 31937-2011, который присутствует в перечне нормативных документов, применяемых на обязательной основе. Постановлением Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам обследования организация-заказчик получает технической отчет, включающий в себя: заключение по итогам проведенного обследования технического состояния здания и сооружения, дефектную ведомость. Основанием для последующего расчета сметы является дефектная ведомость, в которой указано какие дефекты обнаружены в здании, где они находятся и каков их объем. Аукцион №№ от ДД.ММ.ГГГГ на проведение капитального ремонта крыши по вышеуказанному МКД в связи с отсутствием заявок участников признан несостоявшимся. ДД.ММ.ГГГГ повторно Фондом объявлен электронный конкурс №№ на проведение капитального ремонта крыши по вышеуказанному МКД в связи с отсутствием заявок участников признан несостоявшимся. ДД.ММ.ГГГГ Фондом был объявлен электронный аукцион №№, на проведение капитального ремонта крыши вышеуказанного МКД в связи с отсутствием заявок был признан несостоявшимся. ДД.ММ.ГГГГ Фондом вновь объявлен электронный аукцион №№ на проведение капитального ремонта крыши, но в связи с отсутствием заявок участников признан несостоявшимся. ДД.ММ.ГГГГ Фондом объявлен электронный аукцион №№, но в связи с отсутствием заявок участников был признан несостоявшимся. ДД.ММ.ГГГГ Фондом объявлен электронный аукцион №№ на проведение капитального ремонта крыши вышеуказанного МКД. Аукцион находится на стадии приема заявок. Прием заявок осуществляется до ДД.ММ.ГГГГ. По результатам подведения итогов аукционов, признанных несостоявшимися в случае наличия заявок, будут заключены договоры подряда на проведение капитального ремонта. Фонд капитального ремонта исполняет свои обязательства по обеспечению проведения капитального ремонта в пределах полномочий (организация проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, привлечение для выполнения данных работ подрядных организаций, для заключения договоров в качестве технического заказчика работ) и не может повлиять на ускорение сроков обеспечения выполнения работ ввиду не зависящих от него причин. Региональный оператор не является исполнителем услуг по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, поскольку лишь организует проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, привлекает для выполнения данных работ подрядные организации, с которыми заключает договоры в качестве технического заказчика работ. Договор подряда на проведение работ по капительному ремонту может быть заключен с выигравшей конкурс организацией в установленный действующим законодательством порядке. С учетом изложенного представитель ответчика просит отказать в удовлетворении исковых требований и рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в силу ст.167 ГПК РФ.
Заслушав представителя истца, изучив доводы, изложенные в отзыве представителя ответчика, суд считает необходимым исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
В соответствии со ст.3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе путем подачи искового заявления.
В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ, ч.1 ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст.167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
В силу ч.1 ст.168 ЖК РФ предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
В соответствии с ч.2 указанной выше статьи региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах органы государственной власти субъекта РФ, согласно ч.7 ст.168 ЖК РФ, обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта РФ, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об утверждении областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес>» утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес>.
<адрес> программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес> усматривается, что разработчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области; целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в <адрес>, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов на территории <адрес>, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Срок реализации программы: ДД.ММ.ГГГГ годы.
Исполнителем программы капитального ремонта в <адрес> и региональным оператором является ответчик по делу НО «ФКР в многоквартирных домах <адрес>».
<адрес> №-ЗСО от ДД.ММ.ГГГГ «О региональном операторе в <адрес>» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес> - регионального оператора.
Региональный оператор создан распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес>.
Краткосрочным планом реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год, включены работы по капитальному ремонту в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> был запланирован на ДД.ММ.ГГГГ год.
В соответствии с Постановлением администрации Калининского МР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении краткосрочного плана реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес>, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в Калининском муниципальном районе <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год» плановой датой завершения работ по ремонту кровли в указанном многоквартирном доме является ДД.ММ.ГГГГ.
<адрес> программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес> усматривается, что разработчиком программы является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области; целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в <адрес>, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов на территории <адрес>, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Срок реализации программы: ДД.ММ.ГГГГ годы.
В региональную программу капитального ремонта в части изменении сроков капитального ремонта кровли в многоквартирном доме, расположенном по адресу:
<адрес>, изменения не вносились.
Вместе с тем, по результатам проверки установлено, что до настоящего времени капитальный ремонт кровли в данном многоквартирном доме не произведен.
Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонтаобщего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонтуобщего имущества в многоквартирном доме было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п.3 указанного постановления положения раздела III Положения применяются по истечении 90 дней после дня вступления в силу настоящего постановления, таким образом, раздел III «Осуществление региональным оператором закупок» применятся с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данному Положению, специализированная подрядная организация должна была быть привлечена любым предусмотренные данным положением способом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, когда оно вступило в силу, в том числе, в случае признания электронного аукциона несостоявшимся (также по причине полного отсутствия заявок на участие в нем), путем закупки у единственной подрядной организации, согласно пунктам 167, 195 данного положения, уже вне рамок процедуры проведения электронного аукциона.
Согласно п.2 Положения закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные п. 8 Положения, а также случаев, предусмотренных п. 193 Положения.
Согласно п. 8 Положения предварительный отбор подрядных организаций проводится для выполнения работ по последующим предметам электронного аукциона:
а) выполнение работ по капитальному ремонтуобщего имущества многоквартирных домов;
б) выполнение работ по капитальному ремонтуобщего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;
в) выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
г) выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонтаобщего имущества многоквартирных домов, в том числе по замене лифтов;
д) выполнение работ по оценке технического состояния и проектированию капитального ремонтаобщего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;
е) выполнение работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 «Безопасность лифтов» (№), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ N 824 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов»;
ж) оказание услуг по осуществлению строительного контроля.
В соответствии с п.193 Положения закупка у единственной подрядной организации может осуществляться заказчиком в следующих случаях:
а) осуществление закупки на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонтуобщего имущества в многоквартирном доме на сумму, не превышающую 50 тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать одного миллиона рублей;
б) закупки на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, и применение иных способов определения подрядной организации, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом договор об оказании услуг только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы;
в) заключение договора об оказании услуг по проведению авторского надзора за капитальным ремонтомобщего имущества в многоквартирном доме соответствующими авторами, по проведению технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов;
г) признание несостоявшимся электронного аукциона в соответствии с п.п.163, 167 и 196 Положения. В соответствии с настоящим пунктом договор об оказании услуг должен быть заключен с единственной подрядной организацией на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, по цене, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается договор об оказании услуг, или при заключении договора об оказании услуг по основаниям, предусмотренным п. 167 Положения, при проведении электронного аукциона по цене, равной начальной (максимальной) цене договора. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену договора либо цену договора об оказании услуг, предложенную соответствующим участником электронного аукциона.
Учитывая изложенное, все закупки товаров, работ, услуг региональные операторы осуществляют путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Законом №44-ФЗ, в порядке, установленном Законом №44-ФЗ.
Несмотря на то, что плановым периодом окончания работ по ремонту кровли многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> является ДД.ММ.ГГГГ, электронные аукционы на выполнение указанных работ были организованы лишь с ДД.ММ.ГГГГ. Закупок у единственной подрядной организации не осуществлялась.
Таким образом, ремонт кровли многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не выполнен, обязанность НО «ФКР в многоквартирных домах в <адрес>» как регионального оператора не исполнена, что нарушает жилищные права собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес> на проживание в помещении, которое входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, пригодном для проживания в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, обстоятельств, препятствующих ответчику исполнить обязанность проведения отбора подрядных организаций и закупок работ и услуг в части необходимого запланированного капитального ремонта домов судом не установлено.
Анализируя в совокупности приведенные выше нормы закона и представленные доказательства, принимая во внимание положения ст. 56 ГПК РФ, в соответствии с которой каждая сторона должна представлять суду доказательства в обоснование своих требований и возражений, оценив все представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что ответчиком НО «ФКР в многоквартирных домах <адрес>» в нарушение ст. 167, 168 ЖК РФ, а также Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П, не провел в ДД.ММ.ГГГГ году отбор подрядной организации и закупку работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в <адрес>, в связи с чем, суд считает необходимым обязать НО «ФКР в многоквартирных домах <адрес>» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №-П от ДД.ММ.ГГГГ организовать привлечение подрядной организации для выполнения работ по капитальному ремонту кровли в многоквартирном доме по адресу: <адрес>,
<адрес>.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к некоммерческой организации «ФКР в многоквартирных домах в <адрес>» о понуждении организовать проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме удовлетворить.
Обязать некоммерческую организацию «ФКР в многоквартирных домах в <адрес>» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №-П от ДД.ММ.ГГГГ, организовать привлечение подрядной организации для выполнения работ по ремонту кровли в многоквартирном доме по адресу: <адрес>,
<адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения -ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Д.Н. Палагин