дело № 2-2275/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2013 года г.Смоленск
Промышленный районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи МОИСЕЕВОЙ М.В.,
При секретаре КОНДРАШОВОЙ О.В.
Рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску ЕРМАКОВА А.А. к АДМИНИСТРАЦИИ г.Смоленска о признании права постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях на льготных основаниях,
УСТАНОВИЛ:
Ермаков А.А. обратился в суд с иском к Администрации г.Смоленска о признании права постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях на льготных основаниях, указав в обоснование требований, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, при этом, имеет в собственности комнату площадью 12,5 кв.м, находящуюся по адресу: <адрес>, которая была ему предоставлена в 2001 году как временное жилье, в связи с трудовыми отношениями с ОАО «Смоленск-Энерго». Поскольку туалет, кухня и душ в указанном жилом помещении являются местами общего пользования, а по состоянию здоровья ему тяжело ходить и стоять, то он нуждается в улучшении жилищных условий как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В добровольном порядке ответчик его заявление о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, оставил без удовлетворения.
Просит признать его право на постановку на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и обязать ответчика включить его в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истец и его представитель в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине повторной неявки в судебное заседание не известили.
В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ, с учетом повторной неявки истца и его представителя в судебное заседание и мнения представителя ответчика, требующей рассмотреть дело по существу, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца и его представителя.
Представитель ответчика Степанова Е.А.в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что 06.09.2011 года истец обратился в Администрацию г.Смоленска с заявлением о включении его список нуждающихся в улучшении жилищных условий и представил пакет документов, из которых следует, что он является участником ликвидаций последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году и имеет в собственности приватизированное жилое помещение <адрес>. Поскольку туалет, кухня и душ в указанном жилом помещении являются местами общего пользования, а по состоянию здоровья ему тяжело ходить и стоять, он нуждается в улучшении жилищных условий на льготных условиях как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Администрацией г.Смоленска ему обоснованно отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку он обеспечен жилым помещением по учетной норме общей площади, установленной в г.Смоленске на основании Постановления главы города Смоленска № 1087 от 03.05.2006 года «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г.Смоленске» и равной 10,5 кв.м. При этом, согласно Закону РФ № 1244-1 от 15.05.1991 (ред. от 07.05.2013) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, следовательно, указанные в Постановлении № 1987 нормы распространяются и на истца. Жилое помещение не является общежитием, поскольку после передачи домовладения, в котором оно находится, в муниципальную собственность, оно утратило статус общежития, и к нему применяются нормы ЖК РФ как к жилому помещению, предоставляемому гражданам по договору социального найма. Поскольку каких-либо новых доводов в заявлении истец не приводит, в удовлетворении его требований следует отказать.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с представленным удостоверением №, выданным Департаментом Смоленской области по социальному развитию ДД.ММ.ГГГГ года, Ермаков А.А. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.6).
Также установлено, что решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 16.12.2008 года за истцом в порядке приватизации признано право собственности на жилое помещение – комнату, общей площадью 12,5 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, право на которое зарегистрировано за ним в установленном законом порядке (л.д.87-89).
06.08.2011 года истец обратился в Администрацию г.Смоленска с заявлением о включении его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.61).
27.02.2012 года письменным уведомлением Администрации г.Смоленска истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в связи с отсутствием у него нормы нуждаемости (л.д.97).
20.02.2013 года Ермаков А.А. обратился в суд с заявлением о признании за ним права постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях на льготных основаниях (л.д.2-3).
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон и письменными материалами дела.
В обоснование своих требований истец ссылается на наличие правовых оснований постановки его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку он, являясь участником ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, и в связи с правовым статусом занимаемого жилого помещения (общежитием) не обеспечен учетной нормой жилого помещения.
Разрешая исковые требования по существу, суд исходит из следующего.
Судом установлено, что Ермаков А.А. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, на него распространяется Закон РФ № 1244-1 от 15.05.1991 (ред. от 07.05.2013) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее ФЗ № 1244-1).
В силу п.3 ст.15 ФЗ № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются, в том числе, постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с частью 2 статьи 49 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, для постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях необходимо установить, относятся ли граждане к категории лиц, указанных в статье 49 ЖК РФ, и могут ли данные лица быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, указанным в статье 51 ЖК РФ.
Согласно положениям частей 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с п.п.1.2 п.1 Постановления главы г.Смоленска № 1087 от 03.05.2005 года учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 10,5 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Учитывая, что истец имеет на праве собственности жилое помещение общей площадью 12,5 кв.м, где он зарегистрирован и проживает один, его жилищная обеспеченность превышает установленную учетную норму площади жилого помещения, в связи с чем, он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
Довод истца о необходимости улучшения его жилищных условий по состоянию здоровья не основан на законе, поскольку по данному основанию имеют право на улучшение жилищных условий только инвалиды, коим истец не является.
Также не может быть принят во внимание и довод истца о признании его нуждающимся в жилых помещениях применительно к норме, установленной для проживающих в общежитиях.
Согласно ст.7 Закона Смоленской области № 36-з от 19.12. 1996 года « О предоставлении жилых помещений по договору социального найма в Смоленской области»
в ред. Законов Смоленской области от 10.05.2001 № 35-з, от 04.02.2005 № 6-з, от 13.03.2006 № 6-з), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
д) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.
Как усматривается из материалов дела, действительно, домовладение, в котором расположено жилое помещение истца, было введено в эксплуатацию как общежитие, но на основании постановления мэра г.Смоленска от 21.01.1993 года передано в муниципальную собственность.
В силу ст.11 Закона РФ № «О приватизации жилищного фонда в РФ», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. При этом, согласно ст.4 Закона, жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.
Судом установлено, что решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 16.12.2008 года за истцом в порядке приватизации признано право собственности на жилое помещение – комнату, общей площадью 12,5 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Указанным решением установлено, что в соответствии со ст.7 ФЗ РФ № 189 от 29.12.2004 года «О введении в действие ЖК РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Следовательно на день обращения ситца в Администрацию г.Смоленска с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях и на день его обращения в суд занимаемое им жилое помещение не является комнатой в общежитии, а исходя, из правового смысла ст. 16 ЖК РФ– комнатой в коммунальной квартире, к которой применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований к Администрации г.Смоленска о признании права постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях на льготных основаниях ЕРМАКОВУ А.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья М.В. МОИСЕЕВА