Решение по делу № 12-203/2020 от 14.05.2020

УИД: 61OS0000-01-2020-000216-52

12-203/2020

РЕШЕНИЕ

«13» июля 2020 года г. Новочеркасск

Судья Новочеркасского городского суда Ростовской области Бердыш С.А., рассмотрев жалобу ООО «Альтера» на постановление Межрегионального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия от <дата> по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Альтера» по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением Межрегионального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия ООО «Альтера» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Альтера» Елизаров С.И. обратился в Арбитражный суд Ростовской области с жалобой, указав в обоснование, что данные в декларации были указаны верно, сведения не искажались и не скрывались, ООО «Альтера» была подана уточненная декларация за отчетный период с доплатой экологического сбора в 296,05 руб.

Так же в ходе административного расследования ООО «Альтера» было заявлено ходатайство о применении ст. 4.1.1 Кодекса РФ об АП с просьбой замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в связи с тем, что ООО «Альтера» является субъектом малого бизнеса, а подобного рода нарушение в деятельности ООО «Альтера» выявлено впервые. Однако, ходатайство было оставлено Управлением без внимания при назначении административного наказания.

Кроме того, по мнению ООО «Альтера», ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения, не содержит состав правонарушения за недостоверную подачу декларации по экологическому сбору.

Учитывая изложенное, ООО «Альтера» в лице директора просило признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от <дата>.

Определением Арбитражного суда Ростовской области от <дата> указанное дело об административном правонарушении передано в Ростовский областной суд для направления по подсудности.

<дата> дело принято к производству Новочеркасского городского суда Ростовской области.

В судебном заседании представитель ООО «Альтера» Салтурина О.А., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала, просила обжалуемое постановление признать незаконным и отменить.

Представитель Межрегионального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия Чудинов А.Ю. возражал против доводов жалобы, просил жалобу оставить без удовлетворения, а постановление - без изменения.

Судья, выслушав доводы представителей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об АП при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 1.6 Кодекса РФ об АП лицо может быть привлечено к административной ответственности только на основании и в порядке, установленном административным законодательством.

Согласно ст. 2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно п. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об АП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, протоколом об административном правонарушении от <дата> (л.д. 83-88) в Межрегиональном Управлении Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия установлен факт искажения сведений ООО «Альтера» о декларировании производителями товаров, импортёрами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год и отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2018 год, в частности выявлены разночтения по количеству выпущенных в обращение товаров.

В декларации ООО «Альтера» о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за <дата> год указана масса – 4084, 32 кг в форме расчета суммы экологического сбора за <дата> – 4084,32 кг, вместо данных за <дата> – 4854, 48, что является нарушением Постановления Правительства РФ от <дата> «Об утверждении Правил представления производителем товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров».

Постановлением Межрегионального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия от <дата> ООО «Альтера» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользовании, а именно, в сокрытии или искажении экологической информации, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 73-80).

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 24.12.2015 N 1417 "Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств" декларация представляется: производителями товаров в отношении: товаров, произведенных на территории Российской Федерации; упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации; импортерами товаров в отношении: товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза; товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции; упаковки товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза; упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции.

В соответствии с п. 11 указанных Правил, декларация представляется производителями товаров, импортерами товаров посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью.

Порядок, формы и сроки представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, установлены Правилами представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> (далее - Правила ).

Согласно пункта 11 Правил отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным, т.е. до <дата>.

На основании пункта 12 Правил производители и импортеры товаров обеспечивают полноту и достоверность сведений, указанных в отчетности.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от <дата> N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).

В силу пунктов 1, 2 статьи 19 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Таким образом, исполнение норматива утилизации отходов от использования товаров с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду подтверждается предоставлением декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, форм расчета суммы экологического сбора за отчетный год.

При этом непредставление или несвоевременное представление декларации, отчетности, а также представление недостоверных сведений в декларации, отчетности расценивается как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а, следовательно, является административным правонарушением, административная ответственность за которое установлена статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

Согласно ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях сокрытие (в редакции от <дата> или <дата>, действовавшей на момент совершения административного правонарушения), умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона состава административного правонарушения по ст. 8.5 КоАП РФ может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, образуют несколько составов:

- несообщение (несвоевременное, неполное) сообщение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке;

- сокрытие, умышленное искажение указанной информации;

- искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию (Постановление Верховного Суда РФ от 22.09.2014 по делу N 308-АД14-288, А32-32310/2013).

При этом, перечень видов информации не является исчерпывающим, поскольку законодателем предусмотрено сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а равно искажение сведений о состоянии других объектов окружающей среды.

Таким образом, декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ является экологической информацией, поскольку перечисленные в декларации сведения содержат данные об исполнении норматива утилизации отходов от использования товаров с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Поскольку ООО «Альтера» представлены недостоверные сведения в декларации относительно количества выпущенных в обращение товаров за 2018 год, то совершенное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса РФ об АП.

Фактические обстоятельства совершенного ООО «Альтера» административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении (л.д. 83-88), формой расчета за <дата> г. (л.д. 103-105), копией декларации за <дата> г. (л.д.106-108), отчетностью за <дата> г.(109-111), декларацией за <дата> г. (л.д.112-117), формой расчета за <дата> г. (л.д.117-127) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и республике Калмыкия фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая обжалуемый акт, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и республике Калмыкия пришел к выводу, что ООО «Альтера» имело возможность обеспечить выполнение установленных законодательных требований в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя о том, что на дату совершения административного правонарушения действовала другая редакция ст. 8.5 КоАП РФ, согласно которой действия Общества не образуют состав административного правонарушения, основаны на неверном толковании закона. При этом, в жалобе Елизаров С.И. не опровергает самого факта искажения сведений при подаче отчетности.

Доводы заявителя о том, что вины заявителя в нарушении порядка расчета экологического сбора нет, расчет составлен с соблюдением требований законодательства, в расчете экологического сбора были использованы сведения о количестве отходов за 2018 год, поскольку учет данных о количестве упаковки произведенной в 2017 г. не логичен и не имеет значения, так как такие сведения были поданы ранее в соответствующий расчетный период, нельзя признать основанием для отмены оспариваемого постановления, поскольку доказательств невозможности представления декларации с соблюдением требований законодательства, в деле не представлено.

Более того, как следует из Акта о проведении контроля за выполнением установленных нормативов за 2018 год (л.д. 136), ООО «Альтера» была возможность в течение 10 дней со дня получения Акта представить в Управление соответствующие объяснения для устранения фактов, указанных в Акте. Вместе с тем, ООО «Альтера» таким правом не воспользовалось, соответствующих объяснений Управлению в указанный срок не представило, уточненную декларацию подало с нарушением сроков, установленных действующим законодательством.

Доводы об отсутствии в действиях состава административного правонарушения, недоказанности совершения указанного нарушения заявителем, опровергаются представленными в деле доказательствами.

Вопреки доводу жалобы, оснований для замены назначенного ООО «Альтера» наказания в виде административного штрафа на предупреждение не усматривается.

Приведенные в жалобе доводы со ссылкой на возможности применения положений статьи 4.1.1 Кодекса РФ об АП и замены назначенного административного штрафа на предупреждение подлежат отклонению.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

Как видно из материалов дела, ООО «Альтера» не соблюдаются обязательные требования к обеспечению населения экологической информацией, экологической безопасности, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека

Назначенное ООО «Альтера» административное наказание согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса РФ об АП, судья

решил:

постановление Межрегионального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия от <дата> о привлечении ООО «Альтера» к административной ответственности по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей – оставить без изменения, а жалобу ООО «Альтера» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение 10 дней со дня получения копии.

Судья: С.А. Бердыш

12-203/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Альтера"
Суд
Новочеркасский городской суд Ростовской области
Судья
Бердыш Светлана Анатольевна
Статьи

8.5

Дело на странице суда
novocherkassky.ros.sudrf.ru
15.05.2020Материалы переданы в производство судье
22.06.2020Судебное заседание
13.07.2020Судебное заседание
13.07.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2020Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
15.09.2020Вступило в законную силу
20.10.2020Дело оформлено
23.10.2020Дело передано в архив
13.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее