Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации23 июня 2015 года Ширинский районный суд с.Шира
В составе: председательствующий - судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., при секретаре Переясловой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокофьевой А.С., ПГВ, ПАВ, Яремина В.В., о включении в списки граждан, постоянно проживавших в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и утраченных в результате чрезвычайной ситуации, предоставлении меры социальной поддержки в виде строительства жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно заявленных истцами требований, они постоянно проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в результате возникшей в Ширинском районе чрезвычайной ситуации вследствие стихийного бедствия - пожара, вышеуказанное жилое помещение было уничтожено. При обращении в администрацию муниципального образования Ширинского района с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения им было отказано. Поскольку истцы с указанным отказом не согласны, они просят признать их право на предоставление мер социальной поддержки, как лицам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, признать незаконным отказ в предоставлении подобных мер, обязать администрацию МО Ширинский район включить их в список граждан, постоянно проживавших в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и утраченных в результате чрезвычайной ситуации, и обязать Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить им меру социальной поддержки в виде строительства жилого дома, в соответствии с установленными законодательством нормами.
В судебном заседании истец Прокофьева А.С., действующая от своего имени и в своих интересах, а также от имени и в интересах несовершеннолетних ПГА и ПАВ., истец Яремин В.В., заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представители ответчиков - администрации МО Ширинского район Республики Хакасия и Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Республики Хакасия, отсутствовали, не ходатайствовав об отложении судебного разбирательства.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении дела в отсутствие указанных участников процесса.
Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно доводов истцов, они проживали по адресу: <адрес>.
Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ N 24-ПП на территории Республики Хакасия с 12.04.2015 был введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно справки, данной начальником ОНД Ширинского и Орджоникидзевского районов, в жилом доме и надворных постройках, расположенных по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ произошёл пожар.
На основании Постановления главы администрации муниципального образования Ширинский район № 172 от 17 апреля 2015 года «Об установлении границ зоны чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Ширинский район, возникшей в результате пожара произошедшего 12 апреля 2015 года» установлены границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов населенных пунктов на территории Ширинского района. Согласно списку, прилагаемому к указанному выше постановлению, к числу пострадавших от стихии домовладений относится дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Как следует из акта межведомственной комиссии, от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, уничтожено вследствие пожара и потому признано непригодным для проживания.
В силу абз.7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно ч. 2 ст. 18 данного Федерального закона, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом "з" ч. 1 ст.72 Конституции РФ предусмотрено, что осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 № 429 утверждены Правила предоставления в 2015 году Республике Хакасия и Забайкальскому краю иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий и строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются трансферты в установленных законом о бюджете пределах, на указанные цели.
Согласно п. 4 Указанных Правил, трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима ЧС собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченными в результате пожаров, которые постоянно проживали ( имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.
К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилье на момент ЧС совместно с ним его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.
Размер трансфертов в целях осуществления мер поддержки граждан рассчитывается исходя из предоставления гражданам жилья общей площадью по социальной норме в размере 33 кв.м. на одиноко проживающего гражданина, 42 кв.м. на семью из 2 человек, по 18 кв.м. на каждого члена семьи при составе семьи из 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилья.
Аналогичные положения содержатся в Постановлении Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 № 241, утвердившем Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате ЧС, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории РХ (далее - Порядок реализации мер поддержки).
В соответствии с п. 7 данного Порядка предоставления мер социальной поддержки, общая площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению (строительству) взамен утраченного жилья, в целях осуществления мер поддержки граждан рассчитывается исходя из предоставления гражданам жилья общей площадью по социальной норме в размере 33 кв. метра для одиноких граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи из 3 и более человек.
В силу п.4 Правил предоставления в 2015 году Республике Хакасия и Забайкальскому краю иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий и строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, и п.5 Порядка реализации мер поддержки, меры социальной поддержки, в виде строительства жилого помещения, реализуются в отношении граждан - собственников утраченных жилых помещений, для которых и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным.
При обращении истцов в администрацию МО Ширинский район для предоставления им меры социальной поддержки в виде строительства жилого помещения замен утраченного, уведомлением от 26 мая 2015 года им было отказано вследствие наличия у собственника второго жилого помещения.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, собственником утраченного жилого помещения является Прокофьева А.С.
ПГВ и ПАВ являются детьми Прокофьевой А.С., что подтверждается свидетельствами о рождении.
Прокофьева А.С.. имеет регистрацию по месту жительства по адресу утраченного жилого помещения.
Факт постоянного проживания ПГВ и ПАВ в этом жилом помещении установлен решением Ширинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в собственности Прокофьевой А.С. имеется 1/2 доля в праве собственности на иное жилое помещение, находящееся в том же населенном пункте, - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 35,1 квадратных метров.
При таких обстоятельствах буквальное толкование положений "Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры" и «Порядка реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате ЧС, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия» не дает оснований для отнесения истцов к категории лиц, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 № 429, в виде строительства жилого дома взамен утраченного.
Однако, в соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Часть 4 ст. 50 ЖК РФ определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетной нормы), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч.5 данной нормы, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
Согласно решения Совета депутатов муниципального образования Ширинский сельсовет № 48 от 23 декабря 2011 года, учетная норма площади жилого помещения на территории данного муниципального образования составляет 16 квадратных метров.
Вместе с тем, в данной квартире фактически проживают двое совершеннолетних граждан, что подтверждается справками, предоставленными органом УФМС.
Изложенное дает основания полагать, что при проживании всех истцов в жилом помещении, по адресу: <адрес>, обеспеченность каждого из жильцов площадью жилого помещения будет составлять менее предусмотренной законом учетной нормы.
В свою очередь, само по себе формальное наличие у Прокофьевой А.С. титула собственника жилья, в виде фактически не используемой доли в праве на иное жилое помещение не может умалять право истцов на возмещение ущерба причиненного в результате чрезвычайной ситуации, поскольку это противоречило бы целям Федерального закона № 68-ФЗ, основным задачам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Отказ Прокофьевой А.С., ПГВ, ПАВ, в возмещении ущерба, причиненного уничтожением жилого помещения, который основан на обстоятельствах, возникших в силу самой чрезвычайной ситуации, носит дискриминационный характер, противоречит общеправовому принципу равенства прав, поскольку ставит их по отношению к иным лицам, не являющихся титульными собственниками иного жилья, в неравное положение.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
При таких обстоятельствах суд полагает о наличии права Прокофьевой А.С., ПГВ, ПАВ на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 № 429, в виде строительства жилого дома взамен утраченного, а потому оспариваемый отказ включить их в список граждан, постоянно проживавших в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и утраченных в результате чрезвычайной ситуации, для предоставления меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома в данной части неправомерен и, соответственно, заявленные требования подлежат в данной части удовлетворению.
Вместе с тем, истец Яремин В.В. фактически проживал в утраченном жилом помещении, как сожитель собственника.
Перечень же лиц, признаваемых членами семьи собственника, определенных указанными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года № 429, Постановлением Правительством Республики Хакасия от 24 мая 2015 года № 241 ограничен, и к ним не отнесены лица, не состоящие в браке.
При этом Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями вправе определить для целей регулирования отношений по обеспечению мерами социальной поддержки, круг членов семьи собственника жилого помещения, имеющих право на получение таких мер, отличный от определения, содержащегося в жилищном и другом законодательстве.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что не имеется оснований для отнесения данного истца к категории лиц, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 № 429, в виде строительства жилого дома взамен утраченного, а потому оспариваемый отказ в предоставлении ему данной меры правомерен и, соответственно, заявленные требования в данной части удовлетворению не подлежат вследствие их необоснованности.
Вместе с тем, оснований для удовлетворения исковых требований истцов о понуждении Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить им меру социальной поддержки в виде строительства жилого дома, в соответствии с установленными законодательством нормами, суд не находит, поскольку действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Хакасия, регулирующими порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, установлена определенная процедура предоставления этих мер.
В соответствии с п.п. 24 - 27 «Порядка реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате ЧС, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия», после включения органом местного самоуправления гражданина в соответствующий список данный список подлежит направлению в Аппарат Правительства Республики Хакасия для формирования сводных списков, которые подлежат согласованию с ГУ МЧС России по Республике Хакасия и УФМС России по Республике Хакасия, после чего утверждаются Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия.
Следовательно, в рамках настоящего гражданского дела, когда спор возник между гражданином и органом местного самоуправления в связи с отказом во включении в список пострадавших, основания для возложения на иных лиц обязанности предоставить истцам жилое помещение отсутствуют, поскольку права и законные интересы истцов в этой части Министерством строительства и жилищно - коммунального хозяйства Республики Хакасия в настоящее время не нарушены.
При подаче иска истцами заявлено ходатайство об обращении решения к немедленному исполнению.
В силу ч.1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В рассматриваемом случае, учитывая нахождение истцов Прокофьевой А.С., ПГВ, ПАВ в сложной социальной ситуации, а также значимость установленных судом обстоятельств для обеспечения их прав на жилище, как пострадавшим вследствие произошедшей чрезвычайной ситуации, суд полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
В соответствии со ст.204 ГПК РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать право Прокофьевой А.С., ПГВ, ПАВ на предоставление меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного и обязать включить их в список граждан, постоянно проживавших в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и утраченных в результате чрезвычайной ситуации, для предоставления меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома общей площадью 54 (пятьдесят четыре) квадратных метра.
Решение, в части включения в списки граждан, постоянно проживавших в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и утраченных в результате чрезвычайной ситуации, обратить к немедленному исполнению.
В остальной части требований отказать.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения, т.е. с 28 июня 2015 года.
Председательствующий:
судья Ю.А. Ячменев