Решение по делу № 2-1854/2015 ~ М-1866/2015 от 20.08.2015

№2-1854/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2015 года          г. Уфа

Демский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Салишевой А.В.,

при секретаре Давлетшиной Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению. Ибрагимов О.А. к Администрации ГО г. Уфа о признании незаконными действий Администрации ГО г. Уфа, обязании Администрации ГО г. Уфа устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и заключить с ним договор аренды земельного участка

УСТАНОВИЛ:

Ибрагимов О.А. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ. заявитель впервые обратился в Администрацию ГО <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка прилегающего к принадлежащему ему земельному участку и соседнему - <данные изъяты> в зоне Р-2 - рекреационная зона городских лесов и отдыха, в целях восстановления зеленных насаждений и возведения малых архитектурных форм.

Был получен ответ из Управления по земельным ресурсам Администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому испрашиваемым земельным участком в соответствии Законом РБ «О регулировании земельным отношений в РБ», распоряжается Правительство Республики Башкортостан, куда и необходимо обратиться с заявлением.

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился к Президенту РБ с аналогичным заявлением. Его обращение было направлено в Министерство Земельных и имущественных отношений РБ.

ДД.ММ.ГГГГ из Министерства Земельных и имущественных отношений РБ получен ответ , которым разъяснено, что в соответствии со ст. 34 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков для целей не связанных со строительством, осуществляется при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии таких земельных участков в средствах массовой информации. При условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления, земельный участок предоставляется единственному заявителю без проведения торгов (конкурсов, аукционов), в случае поступления двух и более заявлений - земельный участок предоставляется в аренду на торгах. Публикация сообщения будет обеспечена после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, предоставления кадастрового паспорта, по итогам которого будет принято решение о предоставлении земельного участка на торгах или без проведения торгов. И соответственно заявителю было рекомендовано провести выделение испрашиваемого земельного участка и постановка его на кадастровый учет.

При попытке осуществить вышеописанные процедуры выяснилось, что на испрашиваемый земельный участок выдан Акт выбора от ДД.ММ.ГГГГ утв. Постановлением главы Администрации ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Перспектива» для строительства мотеля, в связи с чем УЗР Администрации ГО г. Уфа РБ отклонило от согласования схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением об отмене указанного Постановления, как незаконного, так как землями рекреационной зоны Р-2 распоряжается Правительство РБ, на что был получен ответ: «... Постановление главы Администрации ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ, Акт выбора от ДД.ММ.ГГГГ не предоставляет прав на земельный участок, производство строительных и иных работ, использование земельного участка и ведение на нем хозяйственной деятельности. У ООО «Перспектива» оформленных прав на указанный земельный участок отсутствуют. Указанные Постановление и Акт действуют в течении 3 лет и являются основанием для последующего проведения работ по формированию земельного участка. В настоящее время срок действия Постановления не истек, основания для отмены отсутствуют».

Заявителем участок был поставлен на кадастровый учет и земельному участку присвоили кадастровый номер

ДД.ММ.ГГГГ заявитель вновь обратился к Президенту РБ. Его обращение «ошибочно» было направлено в Администрацию ГО г. Уфа, откуда получен следующий ответ: «... Испрашиваемый земельный участок находится в рекреационной зоне Р-2. Согласно ст. 25.1 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ» полномочия по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство РБ. В связи с изложенным, рассмотрение данного вопроса по существу не представляется возможным».

ДД.ММ.ГГГГ заявитель вновь обратился с заявлением в Администрацию ГО г.Уфы с просьбой выделить испрашиваемый земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ от Администрации ГО г. Уфа получен ответ: «... Для рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду земельного участка необходимо представить описание местоположения испрашиваемого земельного участка, заключение правления товарищества, копии документов, удостоверяющих личность, копию проекта организации и застройки территории сада».

ДД.ММ.ГГГГ Администрация ГО г. Уфа известила заявителя, что будет проведена публикация информационного сообщения в газете «Вечерняя Уфа» о предстоящем представлении земельного участка по адресу: <адрес> в <адрес> ГО <адрес> РБ, с кадастровым номером , площадью 1 197 кв.м. в аренду сроком на 3 года, для благоустройства территории. По результатам публикации заявитель будет дополнительно уведомлен.

ДД.ММ.ГГГГ УЗР Администрации ГО г. Уфа РБ опубликовало информационное сообщение о предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством в аренду сроком 1 год, в том числе испрашиваемый им земельный участок. Однако, в сообщении была допущена ошибка: вместо разрешенного вида использования «элементы благоустройства, малые архитектурные формы» (данный вид установлен законодательством и для этих целей запрашивался заявителем), указано «благоустройство территории» (такого вида разрешенного использования не существует).

Согласно ст. 44 Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан», видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам городского округа - 13.15 - элементы благоустройства, малые архитектурные формы.

ДД.ММ.ГГГГ вышла новая публикация, согласно которой УЗР Администрации ГО г. Уфа РБ информировало о предстоящем предоставлении земельных участков в аренду для целей не связанных со строительством, в том числе земельный участок за земельным участком № <адрес> <адрес>, кадастровый , предполагаемый к размещению элементов благоустройства, малые архитектурные формы.

Заявитель был единственным лицом, кто изъявил желание осваивать данный земельный участок, в связи с чем, УЗР Администрации ГО г. Уфа РБ начало действия по подготовке проекта договора аренды и согласованию его с Администрацией ГО г. Уфа РБ.

Согласно земельному законодательству, публикация в СМИ сведений о предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством, в свою очередь, осуществляется только при положительном решении о предоставлении участка с указанием права.

ДД.ММ.ГГГГ из УЗР Администрации ГО г. Уфа РБ был получен ответ, согласно которому «...Возможность предоставления земельного участка с кадастровым номером будетрассмотрена после предоставления проекта комплексного благоустройства».

ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в МБУ «Центр городского дизайна» ГО г.Уфа РБ с просьбой подготовить техническое задание на разработку Проекта комплексного благоустройства земельного участка.

МБУ «Центр городского дизайна» ГО г. Уфа РБ запросило следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, кадастровый паспорт на земельный участок, градостроительное заключение, выкопировку из ген. Плана г. Уфы М 1:500, копию паспорта с пропиской заявителя.

Согласно п. 3.6. Правил благоустройства ГО г. Уфа РБ утв. Решением Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ , Проект комплексного благоустройства выполняется в соответствии с техзаданием, утвержденным УКХиБ.

В соответствии с п. 3.7 Правил благоустройства ГО г. Уфа РБ утв. Решением Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ , Проект комплексного благоустройства может выполняться по заказу как одного, так и нескольких собственников объектов благоустройства, либо - по их поручению - управляющей(-ими) организацией(-ями) (далее - Заказчики). Проект комплексного благоустройства выполняется за счет собственников объектов благоустройства.

Так как заявитель не имеет правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительное заключение и выкопировку из ген. Плана г. Уфы М 1:500, заявитель обратился в Администрацию ГО г. Уфа РБ с просьбой, как собственнику земельного участка, заказать Техническое задание для выполнения Проекта комплексного благоустройства либо наделить заявителя соответствующими полномочиями для самостоятельных действий.

Согласно ответу УЗР Администрации ГО г. Уфа РБ, «... В случае, если заказчиком технического задания выступает УЗР г. Уфы, необходимо соблюдение требований ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключение контракта на выполнение тех. задания. Учитывая, что получение технического задания и выполнение проекта комплексного благоустройства на земельный участок с кадастровым номером 02:55:050503:249 не относится к числу вопросов местного значения, удовлетворение вопроса, изложенного Вами, не представляется возможным».

Заявителем были предоставлены все имеющиеся у него документы и документы, которые он смог получить в установленном законом порядке. Заявитель за свой счет обеспечил выполнение кадастровых работ и постановку на кадастровый учет спорного земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Демский районный суд г. Уфа с заявлением о признании решения Администрации ГО г. Уфа, которым отказано в наделении его полномочиями для заказа Проекта комплексного благоустройства земельного участка, расположенного за участком <адрес> (<адрес> А) в <адрес>, общей площадью 1197 кв.м. с кадастровым номером , земли населенных пунктов, либо осуществить самостоятельные действия по заказу указанного проекта - незаконными.

Решением Демского районного суда г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано.

ДД.ММ.ГГГГ истцом было отправлено очередное письмо на имя Главы Администрации ГО г. Уфа с просьбой о предоставлении заявителю в аренду земельного участка с кадастровым номером

ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ из Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа о возможности размещения элементов благоустройства и малых архитектурных форм, являющихся основным видом разрешенного использования испрашиваемого в аренду земельного участка, без предоставления его в аренду. Таким образом, в ответе на его письмо с просьбой закончить процедуру предоставления в аренду земельного участка и заключить с ним договор аренды земельного участка ему были разъяснены Постановления Правительства РФ и РБ, а ответ на конкретно поставленный вопрос и просьбу был проигнорирован, что расценивается им как отказ в предоставлении ему в аренду земельного участка.

Просит суд признать действия Администрации ГО г. Уфа, выразившиеся в отказе предоставления земельного участка, расположенного за участком <адрес>, незаконными.

Обязать Администрацию ГО г. Уфа устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и заключить с ним договор аренды земельного участка, расположенного за участком <адрес> <адрес> <адрес>, земли населенных пунктов.

Заявитель Ибрагимов О.А. в судебном заседании заявление поддержал, просил требования удовлетворить. Пояснил суду, что расценивает ответ Администрации ГО г.Уфа от ДД.ММ.ГГГГ как отказ в предоставлении земельного участка в аренду.

Представитель заинтересованного лица - администрации ГО г.Уфа      Закиров А.М. в судебном заседании заявленные требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявления.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился с письмом на имя Главы Администрации ГО г. Уфа с просьбой о предоставлении заявителю в аренду земельного участка с кадастровым номером и заключении с ним договора аренды земельного участка.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа сообщило истцу, что в соответствии с Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» элементы благоустройства территории могут размещаться без предоставления земельного участка и установления сервитутов.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ размещение элементов благоустройства и малых архитектурных форм осуществляется без предоставления земельного участка. Порядок и условия размещения объектов определены постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности РБ или муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

При рассмотрении заявленных требований, суд исходит из следующего.

Из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, а также права защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, гарантированных Конституцией Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом, в данном случае Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Так, Конституция Российской Федерации каждому гарантирует право на судебную защиту его прав и свобод и устанавливает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46).

Процессуальные механизмы реализации данного права установлены федеральным законодателем в статье 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, в соответствии с которой гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Таким образом, условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с требованием в порядке главы 25 ГПК РФ, является нарушение права и свобод заявителя либо создание препятствия к осуществлению его прав и свобод либо незаконное возложение какой-либо обязанности или незаконное привлечение к ответственности.

Однако из представленных суду доказательств невозможно сделать вывод о наличии указанных обстоятельств.

Как следует из материалов дела, оспариваемый акт не содержит какого-либо властного волеизъявления, порождающего негативные правовые последствия для заявителя, равно как и не создает ему препятствий по осуществлению его прав и свобод. Данный ответ как таковым отказом в удовлетворении заявленного требования Ибрагимов О.А. не является. Таким образом, заявителем в данном случае выбран ненадлежащий способ правовой защиты.

При таких обстоятельствах, заявленные требования Ибрагимов О.А. о признании действий Администрации ГО г. Уфа, выразившиеся в отказе предоставления земельного участка, обязании Администрации ГО г. Уфа устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и заключить с ним договор аренды земельного участка, по доводам, изложенным в заявлении, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Ибрагимов О.А. о признании незаконными действия Администрации ГО г. Уфа, обязании Администрации ГО г. Уфа устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и заключить с ним договор аренды земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Демский районный суд г.Уфы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья      А.В. Салишева

2-1854/2015 ~ М-1866/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ибрагимов Олег Ауфасович
Ответчики
Администрация ГО г.Уфа
УЗР
Суд
Демский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Салишева Айгуль Вакильевна
Дело на странице суда
demsky--bkr.sudrf.ru
20.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.08.2015Передача материалов судье
20.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2015Подготовка дела (собеседование)
15.09.2015Подготовка дела (собеседование)
15.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2015Судебное заседание
05.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее