№2-1854/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2015 года г. Уфа
Демский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Салишевой А.В.,
при секретаре Давлетшиной Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению. Ибрагимов О.А. к Администрации ГО г. Уфа о признании незаконными действий Администрации ГО г. Уфа, обязании Администрации ГО г. Уфа устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и заключить с ним договор аренды земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Ибрагимов О.А. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ. заявитель впервые обратился в Администрацию ГО <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка прилегающего к принадлежащему ему земельному участку № и соседнему - № <данные изъяты> в зоне Р-2 - рекреационная зона городских лесов и отдыха, в целях восстановления зеленных насаждений и возведения малых архитектурных форм.
Был получен ответ из Управления по земельным ресурсам Администрации ГО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому испрашиваемым земельным участком в соответствии Законом РБ «О регулировании земельным отношений в РБ», распоряжается Правительство Республики Башкортостан, куда и необходимо обратиться с заявлением.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился к Президенту РБ с аналогичным заявлением. Его обращение было направлено в Министерство Земельных и имущественных отношений РБ.
ДД.ММ.ГГГГ из Министерства Земельных и имущественных отношений РБ получен ответ №, которым разъяснено, что в соответствии со ст. 34 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков для целей не связанных со строительством, осуществляется при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии таких земельных участков в средствах массовой информации. При условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления, земельный участок предоставляется единственному заявителю без проведения торгов (конкурсов, аукционов), в случае поступления двух и более заявлений - земельный участок предоставляется в аренду на торгах. Публикация сообщения будет обеспечена после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, предоставления кадастрового паспорта, по итогам которого будет принято решение о предоставлении земельного участка на торгах или без проведения торгов. И соответственно заявителю было рекомендовано провести выделение испрашиваемого земельного участка и постановка его на кадастровый учет.
При попытке осуществить вышеописанные процедуры выяснилось, что на испрашиваемый земельный участок выдан Акт выбора № от ДД.ММ.ГГГГ утв. Постановлением главы Администрации ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Перспектива» для строительства мотеля, в связи с чем УЗР Администрации ГО г. Уфа РБ отклонило от согласования схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением об отмене указанного Постановления, как незаконного, так как землями рекреационной зоны Р-2 распоряжается Правительство РБ, на что был получен ответ: «... Постановление главы Администрации ГО г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ, Акт выбора № от ДД.ММ.ГГГГ не предоставляет прав на земельный участок, производство строительных и иных работ, использование земельного участка и ведение на нем хозяйственной деятельности. У ООО «Перспектива» оформленных прав на указанный земельный участок отсутствуют. Указанные Постановление и Акт действуют в течении 3 лет и являются основанием для последующего проведения работ по формированию земельного участка. В настоящее время срок действия Постановления не истек, основания для отмены отсутствуют».
Заявителем участок был поставлен на кадастровый учет и земельному участку присвоили кадастровый номер №
ДД.ММ.ГГГГ заявитель вновь обратился к Президенту РБ. Его обращение «ошибочно» было направлено в Администрацию ГО г. Уфа, откуда получен следующий ответ: «... Испрашиваемый земельный участок находится в рекреационной зоне Р-2. Согласно ст. 25.1 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ» полномочия по распоряжению данным земельным участком обладает Правительство РБ. В связи с изложенным, рассмотрение данного вопроса по существу не представляется возможным».
ДД.ММ.ГГГГ заявитель вновь обратился с заявлением в Администрацию ГО г.Уфы с просьбой выделить испрашиваемый земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ от Администрации ГО г. Уфа получен ответ: «... Для рассмотрения вопроса о предоставлении в аренду земельного участка необходимо представить описание местоположения испрашиваемого земельного участка, заключение правления товарищества, копии документов, удостоверяющих личность, копию проекта организации и застройки территории сада».
ДД.ММ.ГГГГ Администрация ГО г. Уфа известила заявителя, что будет проведена публикация информационного сообщения в газете «Вечерняя Уфа» о предстоящем представлении земельного участка по адресу: <адрес> № в <адрес> ГО <адрес> РБ, с кадастровым номером №, площадью 1 197 кв.м. в аренду сроком на 3 года, для благоустройства территории. По результатам публикации заявитель будет дополнительно уведомлен.
ДД.ММ.ГГГГ УЗР Администрации ГО г. Уфа РБ опубликовало информационное сообщение о предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством в аренду сроком 1 год, в том числе испрашиваемый им земельный участок. Однако, в сообщении была допущена ошибка: вместо разрешенного вида использования «элементы благоустройства, малые архитектурные формы» (данный вид установлен законодательством и для этих целей запрашивался заявителем), указано «благоустройство территории» (такого вида разрешенного использования не существует).
Согласно ст. 44 Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан», видом разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам городского округа - 13.15 - элементы благоустройства, малые архитектурные формы.
ДД.ММ.ГГГГ вышла новая публикация, согласно которой УЗР Администрации ГО г. Уфа РБ информировало о предстоящем предоставлении земельных участков в аренду для целей не связанных со строительством, в том числе земельный участок за земельным участком № <адрес> <адрес>, кадастровый №, предполагаемый к размещению элементов благоустройства, малые архитектурные формы.
Заявитель был единственным лицом, кто изъявил желание осваивать данный земельный участок, в связи с чем, УЗР Администрации ГО г. Уфа РБ начало действия по подготовке проекта договора аренды и согласованию его с Администрацией ГО г. Уфа РБ.
Согласно земельному законодательству, публикация в СМИ сведений о предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством, в свою очередь, осуществляется только при положительном решении о предоставлении участка с указанием права.
ДД.ММ.ГГГГ из УЗР Администрации ГО г. Уфа РБ был получен ответ, согласно которому «...Возможность предоставления земельного участка с кадастровым номером № будетрассмотрена после предоставления проекта комплексного благоустройства».
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в МБУ «Центр городского дизайна» ГО г.Уфа РБ с просьбой подготовить техническое задание на разработку Проекта комплексного благоустройства земельного участка.
МБУ «Центр городского дизайна» ГО г. Уфа РБ запросило следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, кадастровый паспорт на земельный участок, градостроительное заключение, выкопировку из ген. Плана г. Уфы М 1:500, копию паспорта с пропиской заявителя.
Согласно п. 3.6. Правил благоустройства ГО г. Уфа РБ утв. Решением Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, Проект комплексного благоустройства выполняется в соответствии с техзаданием, утвержденным УКХиБ.
В соответствии с п. 3.7 Правил благоустройства ГО г. Уфа РБ утв. Решением Совета ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ №, Проект комплексного благоустройства может выполняться по заказу как одного, так и нескольких собственников объектов благоустройства, либо - по их поручению - управляющей(-ими) организацией(-ями) (далее - Заказчики). Проект комплексного благоустройства выполняется за счет собственников объектов благоустройства.
Так как заявитель не имеет правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительное заключение и выкопировку из ген. Плана г. Уфы М 1:500, заявитель обратился в Администрацию ГО г. Уфа РБ с просьбой, как собственнику земельного участка, заказать Техническое задание для выполнения Проекта комплексного благоустройства либо наделить заявителя соответствующими полномочиями для самостоятельных действий.
Согласно ответу УЗР Администрации ГО г. Уфа РБ, «... В случае, если заказчиком технического задания выступает УЗР г. Уфы, необходимо соблюдение требований ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключение контракта на выполнение тех. задания. Учитывая, что получение технического задания и выполнение проекта комплексного благоустройства на земельный участок с кадастровым номером 02:55:050503:249 не относится к числу вопросов местного значения, удовлетворение вопроса, изложенного Вами, не представляется возможным».
Заявителем были предоставлены все имеющиеся у него документы и документы, которые он смог получить в установленном законом порядке. Заявитель за свой счет обеспечил выполнение кадастровых работ и постановку на кадастровый учет спорного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Демский районный суд г. Уфа с заявлением о признании решения Администрации ГО г. Уфа, которым отказано в наделении его полномочиями для заказа Проекта комплексного благоустройства земельного участка, расположенного за участком № <адрес> (<адрес> А) в <адрес>, общей площадью 1197 кв.м. с кадастровым номером №, земли населенных пунктов, либо осуществить самостоятельные действия по заказу указанного проекта - незаконными.
Решением Демского районного суда г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано.
ДД.ММ.ГГГГ истцом было отправлено очередное письмо на имя Главы Администрации ГО г. Уфа с просьбой о предоставлении заявителю в аренду земельного участка с кадастровым номером №
ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ из Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа о возможности размещения элементов благоустройства и малых архитектурных форм, являющихся основным видом разрешенного использования испрашиваемого в аренду земельного участка, без предоставления его в аренду. Таким образом, в ответе на его письмо с просьбой закончить процедуру предоставления в аренду земельного участка и заключить с ним договор аренды земельного участка ему были разъяснены Постановления Правительства РФ и РБ, а ответ на конкретно поставленный вопрос и просьбу был проигнорирован, что расценивается им как отказ в предоставлении ему в аренду земельного участка.
Просит суд признать действия Администрации ГО г. Уфа, выразившиеся в отказе предоставления земельного участка, расположенного за участком № <адрес>, незаконными.
Обязать Администрацию ГО г. Уфа устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и заключить с ним договор аренды земельного участка, расположенного за участком № <адрес> <адрес> <адрес>, земли населенных пунктов.
Заявитель Ибрагимов О.А. в судебном заседании заявление поддержал, просил требования удовлетворить. Пояснил суду, что расценивает ответ Администрации ГО г.Уфа от ДД.ММ.ГГГГ как отказ в предоставлении земельного участка в аренду.
Представитель заинтересованного лица - администрации ГО г.Уфа Закиров А.М. в судебном заседании заявленные требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился с письмом на имя Главы Администрации ГО г. Уфа с просьбой о предоставлении заявителю в аренду земельного участка с кадастровым номером № и заключении с ним договора аренды земельного участка.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа сообщило истцу, что в соответствии с Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» элементы благоустройства территории могут размещаться без предоставления земельного участка и установления сервитутов.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ размещение элементов благоустройства и малых архитектурных форм осуществляется без предоставления земельного участка. Порядок и условия размещения объектов определены постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности РБ или муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».
При рассмотрении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, а также права защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, гарантированных Конституцией Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом, в данном случае Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Так, Конституция Российской Федерации каждому гарантирует право на судебную защиту его прав и свобод и устанавливает, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46).
Процессуальные механизмы реализации данного права установлены федеральным законодателем в статье 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, в соответствии с которой гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Таким образом, условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с требованием в порядке главы 25 ГПК РФ, является нарушение права и свобод заявителя либо создание препятствия к осуществлению его прав и свобод либо незаконное возложение какой-либо обязанности или незаконное привлечение к ответственности.
Однако из представленных суду доказательств невозможно сделать вывод о наличии указанных обстоятельств.
Как следует из материалов дела, оспариваемый акт не содержит какого-либо властного волеизъявления, порождающего негативные правовые последствия для заявителя, равно как и не создает ему препятствий по осуществлению его прав и свобод. Данный ответ как таковым отказом в удовлетворении заявленного требования Ибрагимов О.А. не является. Таким образом, заявителем в данном случае выбран ненадлежащий способ правовой защиты.
При таких обстоятельствах, заявленные требования Ибрагимов О.А. о признании действий Администрации ГО г. Уфа, выразившиеся в отказе предоставления земельного участка, обязании Администрации ГО г. Уфа устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и заключить с ним договор аренды земельного участка, по доводам, изложенным в заявлении, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Ибрагимов О.А. о признании незаконными действия Администрации ГО г. Уфа, обязании Администрации ГО г. Уфа устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и заключить с ним договор аренды земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Демский районный суд г.Уфы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.В. Салишева