Кизеловского городского суда
Пермского края
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
29 мая 2018 года Кизеловский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Верзаковой Ю.Р.,
с участием прокурора Семухиной С.В.,
ответчика представителя Администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
ответчика представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 12 Парамоновой Н.А., действующей на основании приказа Управления образования Администрации Кизеловского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ,
третьего лица на стороне ответчика представителя Управления образования Администрации Кизеловского муниципального района Васильковой Е.Н., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края гражданское дело по иску прокурора города Кизела в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кизеловского муниципального района, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школы № 12 города Кизела о возложении обязанности по обеспечению финансирования и организации бесплатного двухразового питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
у с т а н о в и л :
Прокурор города Кизела в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации Кизеловского муниципального района и Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школы № 12 города Кизела о возложении обязанности по обеспечению финансирования и организации бесплатного двухразового питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, мотивируя свои требования тем, что право учащихся данной категории на бесплатное двухразовое питание, предусмотренное Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 года « Об образовании в Российской Федерации» нарушено.
Участвующий в судебном заседании прокурор Семухина С.В. на удовлетворении заявленных требований настаивает, пояснила, что в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школе № 12 города Кизела обучается 17 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Проживание в МБОУ ООШ № 12 указанной категории учащихся не предусмотрено. Из 17 учащихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием обеспечены лишь 9 учеников, имеющих различные социальные льготы.
В соответствии с ч. 7 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года « Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей общеобразовательную деятельность, находятся на полом государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учредителем и собственником имущества МБОУ ООШ № 12 является муниципальное образование Кизеловский муниципальный район. Полномочия и функции учредителя осуществляет администрация Кизеловского муниципального района, к полномочиям которых в сфере образования в том числе относятся вопросы финансирования муниципальных учреждений.
Бесплатное двухразовое питание всех учащихся с ограниченными возможностями здоровья должно быть организовано образовательной организацией, а финансирование на эти цели должна осуществлять администрация Кизеловского муниципального района, как учредитель муниципальной образовательной организации.
Представитель ответчика администрации Кизеловского муниципального района Запиляй В.П. с исковыми требованиями прокурора не согласна, указав, что обеспечение бесплатным питанием учащихся с ограниченными возможностями здоровья относится к мерам социальной поддержки, которая является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, поэтому на администрацию Кизеловского муниципального района не может быть возложена обязанность по обеспечению финансирования исполнения требований ч. 7 ст. 79 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 года « Об образовании в Российской Федерации».
Представитель ответчика МБОУ ООШ № 12 г. Кизела Парамонова Н.А. иск признала, пояснила, что в образовательном учреждении обучаются 17 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, 9 учащихся из них обеспечены двухразовым бесплатным питанием, так как имеют различные социальные льготы. Считает, что финансирование мероприятий по организации бесплатного двухразового питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна осуществлять администрация Кизеловского муниципального района, как учредитель образовательного учреждения.
Третье лицо по делу на стороне ответчика представитель Управления образования Кизеловского муниципального района Василькова Е.Н. иск прокурора не поддержала, указала, что денежные средства для организации бесплатного двухразового питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья бюджетом Кизеловского муниципального района не предусмотрены. Образовательная деятельность учреждения финансируется из бюджета Пермского края, денежные средства выделяются на питание льготной категории учащихся, это многодетные малоимущие семьи, также денежные средства выделяются на одежду, на учебники, канцтовары, на выплату заработной платы работникам школы, на социальную поддержку педагогов, оплачивается классное руководство, ведение электронных дневников. Из бюджета Пермского края денежные средства на организацию бесплатного двухразового питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья не выделяются. Однако, дополнительное питание данной категории учащихся является мерой социальной поддержки, а поэтому указанная мера поддержки должна финансироваться из бюджета Пермского края.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пунктами 15, 16 статьи 2 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года установлено, что обучающийся -это физическое лицо, осваивающее образовательную программу. Под обучающимся с ограниченными возможностями здоровья понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и ( или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В соответствии с частью 1 и частью 4 статьи 37 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов- органами местного самоуправления.
Согласно части 7 статьи 79 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей общеобразовательную деятельность, находятся на полом государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
В силу пункта 7 части 1 статьи 9 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
1)организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях ( за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях ( за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которых осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);
3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций ( за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;
5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;
7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2013 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании в МБОУ ООШ № 12 города Кизела на апрель 2018 года обучалось 16 детей с ограниченными возможностями здоровья 1 ребенок-инвалид ( сахарный диабет), из них имеют статус и получают льготное бесплатное питание : из многодетных семей - 4 человека, из малоимущих -5 человек. Остальным учащимся с ограниченными возможностями здоровья бесплатное питание не предоставляется в виду отсутствия финансирования ( л.д. 35).
Из пункта 1.1 и пункта 1.4 Устава МБОУ ООШ № 12, утвержденного постановлением администрации Кизеловского муниципального района от 28 декабря 2015 года № 467, следует, что учреждение является общеобразовательной организацией муниципальным бюджетным учреждением. Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование Кизеловский муниципальный район. Полномочия и функции учредителя осуществляет администрация Кизеловского муниципального района Пермского края ( л.д.14-28).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора города Кизела обоснованны и подлежат удовлетворению.
Администрация Кизеловского муниципального района, осуществляя полномочия учредителя МБОУ ООШ № 12, обладая полномочиями по финансированию указанного муниципального учреждения, обязана нести бремя по финансированию организации в данном учреждении бесплатного двухразового питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Учитывая характер подлежащих совершению действий, принимая во внимание, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены питанием в соответствии с законом, суд приходит к выводу о возможности установить Администрации Кизеловского муниципального района срок исполнения решения суда в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу, МБОУ ООШ № 12 с 01.09.2018 года.
Предлагаемый прокурором города Кизела срок исполнения решения суда, по мнению суда, является разумным, реальным и достаточным для исполнения.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Кизела в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кизеловского муниципального района и к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основной общеобразовательной школы № 12 города Кизела удовлетворить.
Возложить на Администрацию Кизеловского муниципального района обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование организации бесплатного двухразового питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении основной общеобразовательной школы № 12 города Кизела.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основной общеобразовательной школы № 12 города Кизела с 01 сентября 2018 года организовать бесплатное двухразовое питание учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: (подпись) Н.Н. Рылова
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: Ю.Р. Верзакова