№ 4а-357/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
23 мая 2019 года г. Сыктывкар
Заместитель председателя Верховного Суда Республики Коми Юдин А.В., рассмотрев жалобу должностного лица Отдела государственного контроля Управления Росгвардии по Республике Коми Рыжова Е.Г. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Чибьюского судебного участка г. Ухты Республики Коми от 28.11.2018 и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 15.01.2019
по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении должностного лица Ухтинских тепловых сетей филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» Токарева О.Г.,
установил:
постановлением мирового судьи Чибьюского судебного участка г. Ухты Республики Коми от 28.11.2018 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.30 КоАП РФ, в отношении Токарева О.Г. прекращено в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 15.01.2019 приведённое постановление оставлено без изменения, жалоба инспектора Отдела государственного контроля Управления Росгвардии по Республике Коми - без удовлетворения.
В жалобе Рыжов Е.Г. просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, считая их вынесенными с нарушениями норм материального права, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приводит доводы и дает свою оценку обстоятельствам и доказательствам по делу.
Токарев О.Г., извещенный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче указанной жалобы, возражений относительно её доводов в установленный срок не представил.
Изучив материалы истребованного дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 10.07.2018 № 11ПГК100100718000006, Токарев О.Г., являясь техническим директором – главным инженером Ухтинских тепловых сетей филиала «Коми» ПАО «Т Плюс», ответственным за выполнение мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса Районной котельной Ухтинских тепловых сетей филиала «Коми» ПАО «Т Плюс», допустил нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористический защищенности данного объекта.
Так в ходе проведения плановой проверки в период с 05.07.2018 по 10.07.2018 обнаружены нарушения требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, предусмотренных Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 458дсп на объекте ТЭК – районной котельной Ухтинских тепловых сетей Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс», расположенной <Адрес обезличен>, а именно: периметр территории объекта не оборудован дополнительным верхним ограждением, запретной зоной, средствами охранной сигнализации в один рубеж, а сам объект стационарной кнопкой для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного ОВД, охранным освещением периметра.
Действия должностного лица квалифицированы по ст. 20.30 КоАП РФ.
Статья 20.30 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья пришла к выводу об отсутствии в действиях Токарева О.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.30 КоАП РФ, в связи с чем прекратила производство по делу об административном правонарушении.
Судья городского суда, рассматривая жалобу на данный судебный акт, с выводами мирового судьи согласилась по мотивам, приведенным в решении.
Институт пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (статьи 30.12 - 30.19 КоАП РФ) основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно статьи 46, которая во взаимосвязи со статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
В этих целях суд вышестоящей инстанции наделен соответствующими полномочиями, в том числе полномочием отменить постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста и возвратить дело на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ), либо изменить постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение (п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ).
Таким образом, в действующем законодательстве возможность исправления допущенных на предыдущих стадиях судопроизводства нарушений применительно к процедуре возобновления производства предусмотрена пунктами 2 и 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ и возможна только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем, положения приведенных норм, не предусматривают возможность отмены или изменения вступившего в законную силу решения или постановления, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого велось производство по делу.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, недопустим.
Принимая во внимание приведенные нормы права и учитывая, что существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ в ходе пересмотра вступивших в законную силу судебных актов не установлено, оспариваемые судебные акты подлежит оставлению без изменения, так как иное повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого велось производство по делу, что недопустимо в силу закона.
Руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи Чибьюского судебного участка г. Ухты Республики Коми от 28.11.2018 и решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 15.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.30 КоАП РФ, в отношении Токарева О.Г. оставить без изменения, жалобу должностного лица Отдела государственного контроля Управления Росгвардии по Республике Коми Рыжова Е.Г. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Заместитель председателя - А.В. Юдин