Дело №2-1000/2015
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерацииг. Нарьян-Мар 17 сентября 2015 года
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Осколковой О.В.,
при секретаре Васильевой И.А.,
с участием пом. прокурора Воронина Е.В.,
представителя ответчика Пахомовой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» об устранении нарушений требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности,
установил:
Заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (далее- Администрация) о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, обосновав свои требования тем, что проведенной прокуратурой Ненецкого автономного округа проверкой были выявлены нарушения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В частности, установлено, что в нарушение ст.ст. 3,13,18 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ГОСТа Р 52766-2007, «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», на автомобильной дороге по ул.Южная от ул.Пионерская до дома № 1 «Б» по ул.Явтысого в г.Нарьян-Маре отсутствуют опоры наружного (уличного) освещения, предусмотренные проектом организации дорожного движения. Данная дорога является муниципальной собственностью и передана в оперативное управление МБУ «Чистый город». Просит обязать Администрацию устранить нарушения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, а именно: оборудовать опорами наружного (уличного) освещения вдоль ул.Южная от ул.Пионерская до дома № 1 «Б» по ул.Явтысого в г.Нарьян-Маре.
В судебном заседании пом.прокурора Воронин Е.В. заявленные требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, полагал возможным установить ответчику срок для устранения выявленных нарушений до 01 декабря 2015 года.
Представитель ответчика Администрации Пахомова В.Е. исковые требования не признала, суду пояснила, что надлежащим ответчиком по делу должно выступать МБУ «Чистый город». Кроме того истцом не представлено доказательств нарушения требований законодательства и оснований для проведения внеплановой проверки. При составлении акта проверки не был привлечен представитель собственника- Администрации, не учтены привязки к местности на каком участке дороги происходила фотофиксация, фотосъемка проведена без специального оборудования, без замеров с указанием отклонений согласно ГОСТ Р 52766-2007. В настоящее время Администрацией принята программа «Развитие транспортной системы» со сроком ее исполнения до 2022 года, следовательно Администрация исполняет полномочия в части обеспечения безопасности дорожного движения. Администрация не оспаривает, что предусмотренные проектом организации дорожного движения опоры освещения, отсутствуют. В случае удовлетворения требования прокурора просит установить срок исполнения решения до лета 2016 года.
Представитель третьего лица МБУ «Чистый город» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно отзыву, третье лицо с требованиями не согласно, поскольку проверка была проведена без законных оснований, исковые требования заявлены без указания конкретных нарушений прав и интересов неопределенного круга лиц.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам ведения городского округа.
В соответствии со ст.ст. 13, 18 Федерального закона от 18.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения. К элементам обустройства автомобильных дорог относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, пешеходные дорожки, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения представляет собой состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлены полномочия органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения, к которым относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Статья 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Государственным стандартом Российской Федерации Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007), установлены основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог. Согласно требованиям п. 4.6.1.1 - 4.6.1.10 ГОСТ Р 52766-2007 на автомобильных дорогах предусматриваются опоры стационарного электрического ( наружного) освещения и стационарное электрическое освещение.
Судом установлено, что автомобильная дорога по улице Южная, протяженностью 700 метров, расположена в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», является автомобильной дорогой общего пользования, находится в собственности муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», что ответчиком не оспаривается.
В соответствии с требованиями вышеуказанного ГОСТа проектом организации дорожного движения на автомобильной дороге по ул.Южной в г.Нарьян-Маре предусмотрено наличие трех опор наружного освещения, вместе с тем, в нарушением указанных требований и проекта, на участке автомобильной дороги по ул.Южная от ул.Пионерская до дома № 1 «Б» по ул.Явтысого, где предусмотрена установка двух опор наружного( уличного) освещения, указанные опоры отсутствуют, что ответчиком не оспаривается и подтверждается справкой об эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, составленной госинспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по НАО, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги с фототаблицами от 09.07.2015.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено законом или договором, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 6, 22 Устава МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» администрация владеет, пользуется, распоряжается муниципальной собственностью. К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области безопасности дорожного движения может создать угрозу нарушения прав граждан в области безопасности дорожного движения.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что отсутствие опор наружного (уличного) освещения на вышеуказанном участке автомобильной дороги свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления- Администрацией МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» возложенных на нее обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.
С учетом изложенного, поскольку в силу прямого указания закона содержание автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обеспечение безопасности дорожного движения, относится к вопросам ведения городского округа, муниципальное образование является собственником автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, следовательно оборудование автомобильной дороги опорами наружного освещения должно производиться Администрацией МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар».
Таким образом, требование заместителя прокурора о возложении на Администрацию МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» обязанности по оборудованию опор наружного освещения на автомобильной дороге, находящейся в границах городского округа подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что в связи с передачей дорог в оперативное управление МБУ «Чистый город», Администрация не является надлежащим ответчиком, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку факт передачи автомобильной дороги в оперативное управление МБУ «Чистый город» не свидетельствует об освобождении собственника дороги от предусмотренных действующим законодательством обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».
Также суд считает необоснованными доводы ответчика, третьего лица о нарушениях, допущенных при проверке указанной автомобильной дороги, поскольку проверка прокуратурой была проведена в рамках предоставленных ей полномочий, факт отсутствия представителя ответчика при составлении акта осмотра, отсутствие привязки к местности при фотофиксации, отсутствие замеров не свидетельствуют о незаконности проведенной проверки, кроме того ответчиком факт отсутствия на указанном участке автомобильной дороги наружного (уличного) освещения не оспаривается.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить ответчику в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения до 01.12.2015. При этом судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о необходимости установления срока исполнения решения до лета 2016 года, поскольку каких-либо достаточных доказательств, подтверждающих необходимость установления такого длительного срока исполнения решения ответчиком суду не представлено.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:Исковые требования заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в срок до 01 декабря 2015 года оборудовать автомобильную дорогу вдоль улицы Южная от улицы Пионерская до дома № 1 «Б» по улице Явтысого в г.Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа опорами наружного (уличного) освещения в соответствии с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст.
Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца с момента составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд, то есть с 21.09.2015.
Судья подпись О.В.Осколкова
Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2015 года.
Судья подпись О.В.Осколкова
Копия верна. Судья О.В.Осколкова