Дело № 2-281/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2015 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Н.Н. Антипиной,
при секретаре: О.В. Седлецкой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Стотик Н.В. к Территориальному пункту Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Карелия в Прионежском районе (далее - ТП УФМС России по РК в Прионежском районе) о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, о возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Стотик Н.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения ТП УФМС России по РК в Прионежском районе, оформленного письмом от хх.хх.хх г. за №, об отказе в регистрации по месту жительства, мотивируя свои требования тем, что хх.хх.хх г. она обратилась с заявлением о регистрации по месту жительства. В регистрации ей было отказано, со ссылкой на то, что заявителем был предоставлен неполный пакет документов. Ссылаясь на Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», считая отказ регистрирующего органа незаконным, поскольку заявителем для решения вопроса о регистрации по месту жительства были представлены все необходимые документы, Стотик Н.В. просит признать незаконным отказ ТП УФМС России по РК в Прионежском районе в регистрации ее по месту жительства, обязать указанный орган зарегистрировать заявителя по месту ее жительства по адресу: .... Дополнительно заявитель указала, что номер дому, в котором она проживает, был присвоен постановлением администрации ... сельского поселения от хх.хх.хх г. №, которое в установленном законом порядке оспорено не было.
Заявитель в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом извещена.
Представитель заявителя Мяхрюшин И.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявление поддержал, просил его удовлетворить, пояснив, что ссылка регистрирующего органа на постановление администрации ... сельского поселения от хх.хх.хх г. № как основание для отказа в регистрации по месту жительства подлежит отклонению, поскольку указанный документ принят в отсутствие полномочий главы по присвоению наименований улицам. Переименование населенных пунктов должно осуществляться на уровне Правительства Российской Федерации. Поскольку у Стотик Н.В. имеется жилое помещение по указанному ею адресу, то требование заявителя является законным и обоснованным.
Представитель заинтересованного лица ТП УФМС России по РК в Прионежском районе Канноев Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявление не признал, пояснил, что документы на регистрацию по месту жительства должны подаваться Стотик А.Ф. Регистрирующий орган не отказал в регистрации заявителю, а указал на невозможность проведения регистрации в несуществующем населенном пункте по неточно указанному адресу.
Заинтересованное лицо Стотик А.Ф. в судебном заседании заявление поддержал, по обстоятельствам в нем изложенным и пояснил, что его супруга должна быть зарегистрирована по адресу: .... Он и супруга возражают по проведению регистрации по адресу: ....
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из смысла и содержания статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно части 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» введен обязательный регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Этой же нормой Закона предусмотрено, что Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 6 вышеуказанного Закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Регистрация гражданина по месту жительства производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию: паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию. Поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место жительства. Никаких других документов для регистрации, кроме указанных в статье 6 Закона о свободе передвижения, не требуется.
Указанное соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 02.02.1998 года № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713», согласно которой, указанные в статье 6 Закона о свободе передвижения, документы являются подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.
Как следует из части первой статьи 6 Закона, для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан.
Кроме того, пункт 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (далее - Правила), воспроизводит законодательно установленный перечень документов, которые должны быть представлены гражданином при его регистрации по месту жительства, а именно: заявление установленной формы, документ, удостоверяющий личность, и документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В силу пункта 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать указанные Правила.
Так из материалов дела видно, что хх.хх.хх г. Стотик Н.В. обратилась в ТП УФМС России по РК в Прионежском районе с заявлением о ее регистрации по месту жительства по адресу: .... Одновременно с представлением указанного заявления Стотик Н.В. было приложено свидетельство о государственной регистрации права Стотик А.Ф. на жилой дом №, расположенный по адресу: ....
При этом собственником данного жилого дома Стотик А.Ф. (супруг заявителя) сделана соответствующая отметка в заявлении Стотик Н.В. в УФМС о ее регистрации по месту жительства, о вселении последней в жилое помещение и о согласии собственника жилого помещения на регистрацию заявителя в нем по месту жительства.
Постановлением администрации ... сельского поселения от хх.хх.хх г. № в ... присвоено наименование улицам: в бывшей ... название улице - «...»; в бывшей ... название улице - «...».
На основании пункта 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 27.12.2009 года № 365-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относятся присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
В соответствии с пунктом 54 статьи 3 Закона Республики Карелия от 01.11.2004 года № 813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» образовано муниципальное образование, наделенное статусом сельского поселения - ... сельское поселение, в состав которого входят поселок ... - административный центр, ....
Из вышеназванной нормы следует, что в соответствии с административно-территориальным делением в Республике Карелия отдельных населенных пунктов ... на территории ... сельского поселения нет. Существует единый населенный пункт - ..., который вошел в черту рабочего поселка ... из состава ... сельского Совета ... района согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от хх.хх.хх г.
Таким образом, Стотик Н.В., в соответствии с поданным в ТП УФМС России по РК в Прионежском районе заявлением, просит зарегистрировать ее по адресу, который не является адресом ее места жительства. Правильный адрес места жительства Стотик Н.В.: .... Однако как следует из пояснений представителя заявителя и заинтересованного лица Стотик А.Ф., Стотик Н.В. не желает регистрироваться по данному адресу.
Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по делу, суд находит, что ТП УФМС России по РК в Прионежском районе заявителю в регистрации по месту жительства по адресу: ..., отказано не было.
В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявления Стотик Н.В. о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, о возложении обязанности зарегистрировать ее по адресу: ..., так как адрес места жительства указан неправильно. Заявитель настаивает на рассмотрении ее заявления в рамках поданных требований, а суд в соответствии с положениями части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
Суд не усматривает со стороны ТП УФМС России по РК в Прионежском районе нарушений прав Стотик Н.В., которые подлежали бы защите, восстановлению по судебному решению.
Руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
заявление Стотик Н.В. к Территориальному пункту Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Карелия в Прионежском районе о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, о возложении обязанности совершить определенные действия, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Н. Антипина
Решение принято судом в окончательной форме 11 марта 2015 года.