РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 марта 2022 года адрес
Октябрьский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи Лазарева Р.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №...а-716/2022 по административному исковому заявлению ООО СЗ "Дом-75" к судебному приставу-исполнителю ОСП адрес – ФИО8, судебному приставу-исполнителю ОСП адрес – ФИО3, судебному приставу-исполнителю ОСП адрес – ФИО4, врио начальника ОСП адрес – ФИО5, УФССП по адрес о признании действий судебного пристава-исполнителя по взысканию исполнительского сбора незаконными, с участием заинтересованных лиц ОСП адрес, ФИО9,
УСТАНОВИЛ:
ООО СЗ "Дом-75" обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просило суд отменить постановление №... о взыскании исполнительского сбора от дата, вынесенное ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП адрес – ФИО8 В обоснование требований указано, что дата ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП адрес – ФИО8 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора №.... дата ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП адрес – ФИО8 вынесено постановление об окончании исполнительного производства №... от дата, возбужденного ФИО2 на основании исполнительного листа №... от дата, выданного Приволжским районным судом адрес. Постановление о возбуждении исполнительного производства №... от дата получено административным истцом по почте дата, срок исполнения – сутки, т.е. по дата Требования, содержащиеся в исполнительном листе исполнены административным истцом в срок, в связи с чем дата производство окончено, однако постановление №... о взыскании исполнительского сбора от дата, вынесено не обосновано, противоречит содержащимся в материалах исполнительного производства доказательствам и подлежит отмене. Постановление №... о взыскании исполнительского сбора прочитано должником на сайте Госуслуг дата Таким образом, административный истец полагает, что требования исполнены в установленный срок и оснований для вынесения постановления №... о взыскании исполнительского сбора от дата у административного ответчика не было.
Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель ОСП адрес – ФИО3, судебный пристав-исполнитель ОСП адрес – ФИО4, врио начальника ОСП адрес – ФИО5 и в качестве заинтересованных лиц привлечены ОСП адрес, ФИО9
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона дата № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
В судебном заседании представитель административного истца ООО СЗ "Дом-75" – ФИО6 административные исковые требований поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить. Также не возражала против освобождения от уплаты исполнительского сбора, либо снижения на ? размера исполнительского сбора.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель ОСП адрес – ФИО3, судебный пристав-исполнитель ОСП адрес – ФИО8, судебный пристав-исполнитель ОСП адрес – ФИО4, врио начальника ОСП адрес – ФИО5, УФССП по адрес, и заинтересованные лица ОСП адрес, ФИО9 в судебное заседание не явились, о дате и месте заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Согласно положений части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).
При этом по смыслу вышеприведенных норм действия административных ответчиков при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.
Учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно положениям ст.4 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», ст.ст.12,13 ФЗ от 21.07.1997г. №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (далее по тексту Закона «О судебных приставах») исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу части 1 статьи 13 Закона «О судебных приставах», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с ч.1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту Закона "Об исполнительном производстве") судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 8 ст. 30 Закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В силу ч. 11 ст. 30 Закона "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что постановлением от дата судебным приставом-исполнителем ОСП адрес – ФИО3 возбуждено исполнительное производство №...-ИП на основании исполнительного листа от дата, выданного Приволжским районным судом по делу 2(2)-10/2021, вступившему в законную силу дата о взыскании с ООО "Дом-75" в пользу взыскателя ФИО9 суммы в размере 130 247 руб.
Согласно акту приема передачи от дата исполнительное производство №...-ИП передано от судебного пристава-исполнителя ОСП адрес ФИО3 к судебному приставу-исполнителю ОСП адрес ФИО8
В соответствии с пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства требование по исполнительному документу подлежит немедленному исполнению – в течение суток с момента получения должником копии настоящего постановления.
Из материалов дела следует, что постановление о возбуждении исполнительного производства №...-ИП от дата получено административным истцом дата (согласно штампу на почтовом конверте).
Таким образом, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, истекал дата
Пунктом 4 постановления о возбуждения исполнительного производства, должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 руб. с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и 10000 руб. с должника организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 руб., с должника-организации – 50000 руб.
В силу части 2 статьи 15 Закона об исполнительном производстве сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Аналогичные положений изложены в абзаце 2 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015г. №... "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
дата платежным ордером №... с ООО СЗ "Дом-75" списана сумма в размере 106151,70 руб. в пользу административного ответчика по исполнительному производству №...-ИП
дата платежным ордером №... с ООО СЗ "Дом-75" списана сумма в размере 24095,30 руб. в пользу административного ответчика по исполнительному производству №...-ИП.
дата судебным приставом-исполнителем ОСП адрес – ФИО8 вынесено постановление об окончании исполнительного производства №...-ИП от дата, ввиду исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
дата судебным приставом-исполнителем, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок вынесено постановление о взыскании с ООО СЗ "Дом-75" исполнительского сбора в размере 10000 руб.
Из представленных судебным приставом – исполнителем сведений следует, что постановление о взыскании исполнительского сбора направлено 22.11.2021г. ООО СЗ "Дом-75" в ЛК ЕПГУ. Согласно статусу постановление о взыскании исполнительского сбора доставлено дата в ЛК ЕПГУ ООО СЗ "Дом-75", прочитано административным истцом – дата
В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец обратился дата в Октябрьский районный суд адрес о признании не законным постановления о взыскании исполнительского сбора от дата, т.е. без нарушения срока подачи иска.
В соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона).
Согласно части 16 статьи 30 Закона "Об исполнительном производстве" после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
В силу предписаний статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор - это денежное взыскание в случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, налагаемое на должника постановлением судебного пристава-исполнителя по истечении такого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 6 статьи 112 Закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что постановление о возбуждении исполнительного производства №...-ИП от дата. получено ООО СЗ "Дом-75" дата По исполнительному производству №...-ИП денежные средства в размере 106151,70 руб., в размере 24095,30 руб., всего 130247 руб. списаны дата и дата административным ответчиком в соответствии с п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства №...-ИП от дата, то есть в срок.
Таким образом, для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель ФИО8 должен был установить наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; равно документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в ч.13 ст.30 Закона «Об исполнительном производстве»; однако указанные обстоятельства судебным приставом-исполнителем не подтверждены.
Таким образом, оснований для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора с должника ООО СЗ «Дом-75» у судебного пристава-исполнителя не имелось.
Кроме того, в соответствии с частями 3, 6 статьи 16 Закона об исполнительном производстве срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока, действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока.
Основание для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (при наличии иных условий для его вынесения) возникает строго в день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, установленного судебным приставом-исполнителем либо исполнительным документом, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению.
По исполнительным документам, подлежащим немедленному исполнению, таким основанием является истечение времени для добровольного исполнения, составляющего сутки.
Кроме того, в соответствии с ч. 12 с. 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
На основании изложенного, суд считает необходимым признать незаконным и отменить постановление от дата судебного пристава - исполнителя ОСП адрес ФИО8 о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в рамках исполнительного производства №...-ИП от дата.
Руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ "░░░-75" – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░8 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №...-░░ ░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ –
░░░░░░░░░ –