№ 2-75/2020
34RS0028-01-2020-000149-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2020 года ст-ца Нехаевская
Волгоградской области
Нехаевский районный суд Волгоградской области
в составе: судьи Киселевой О.О.,
при секретаре Кащенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гришиной А.А., Богучаровой Т.А. к администрации Нехаевского сельского поселения Нехаевского муниципального района по Волгоградской области о признании права собственности,
установил:
Истцы обратились в Нехаевский районный суд с исковым заявлением к администрации Нехаевского сельского поселения Волгоградской области о признании права собственности, в котором просят сохранить в реконструированном состоянии жилой дом этаж 1 литер «А» «А1», этаж 2 литер «А» общей площадью 108,8 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> «А»; прекратить право собственности истцов на жилой дом этаж 1 литер «А», этаж 2 литер «А» площадью 84,8 кв.м. по указанному адресу; признать за истцами право собственности на жилой дом этаж 1 литер «А» «А1», этаж 2 литер «А» общей площадью 108,8 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> «А» в соответствии с принадлежащими истцам долям.
В обоснование требований указано, что ФИО2, являющаяся матерью истцов умерла ДД.ММ.ГГГГ. Завещания она не составляла и истцы как дети умершей, являются наследниками первой очереди. При жизни ФИО2 владела на праве собственности недвижимым имуществом в виде торгового павильона, ? доли земельного приусадебного участка 1937 кв.м. и ? доли расположенного на нем жилого дома. Истцами на указанную собственность получены свидетельства о праве на наследство по закону, из указанных свидетельств следует, что истцы в равных долях каждый приняли в наследство ? долю в праве собственности на жилой дом, площадью 84,8 кв.м., год ввода в эксплуатацию 2011, с кадастровым номером 34:17:070001:5284, расположенный по адресу: <адрес>. Право долевой собственности на жилой дом и земельный участок зарегистрировано в Росреестре в результате чего за истцом Гришиной А.А. числится ? доли земельного участка и жилого дома, из них ? доля принадлежит Гришиной А.А. на основании договора дарения от 30 октября 2014 года, ? доля принадлежит ей в прядке наследования по закону после смерти матери ФИО2, за истцом Богучаровой Т.А. числится ? доля земельного участка и жилого дома в порядке наследования по закону после смерти матери ФИО2 В результате обследования здания жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым инженером «Волгоградоблтехинвентаризация» выявлено, что общая площадь жилого дома увеличилась за счет жилой пристройки и составила 108,8 кв.м., из них жилая площадь – 58,7 кв.м., вспомогательная площадь – 26,1 кв.м., жилая пристройка – 24,0 кв.м. В правоустанавливающих документах площадь жилого дома указана 84,8 кв.м., когда фактически площадь жилого дома составила 108,8 кв.м., расхождение в площади возникла в связи с тем, что пристройка площадью 24 кв.м. возведена после ввода жилого дома в эксплуатацию без получения разрешения на реконструкцию жилого дома. При жизни ФИО2 возведена спорная пристройка, однако в связи со смертью ФИО2 легализовать самовольную пристройку не представляется возможным, оформить право собственности возможно исключительно в судебном порядке.
В судебное заседание истец Гришина А.А. действующая в своих интересах и интересах истца Богучаровой Т.А. на основании доверенности, не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме, настаивала на их удовлетворении по основаниям предъявления иска.
Представитель ответчика – глава администрации Нехаевского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области Иванов Н.А. о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание представил письменное ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие не возражает против удовлетворения требований истцов.
Третье лицо – нотариус Нехаевского района Волгоградской области Гудкова О.И. в судебное заседание представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие с вынесением решения на усмотрение суда.
Третье лицо – ФИО8, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против заявленных требований не возражает, кроме того в представленных письменных объяснениях пояснил, что площадь спорного объекта была увеличена за счет возведения наследодателем ФИО2 жилой пристройки площадью 24 кв.м., не оформленной надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по делу в совокупности, суд приходит к следующему.
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Гришина А.А. и Богучарова Т.А. являются дочерьми умершей ФИО2 (л.д. 14, 15, 16, 17, 18, 19).
На основании свидетельств о праве на наследство по закону от 20 января 2015 года истцы вступили в права наследования на ? долю в праве собственности на жилой дом, общей площадью 84,8 кв.м., количество этажей два, ввод в эксплуатацию – 2011 года, с кадастровым номером № и ? долю земельного участка, общей площадью 1937 кв. м. с кадастровым номером №, находящиеся по адресу: <адрес>. Право собственности за истцами зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 34, 35, 36, 37).
Право собственности на ? долю жилого дома и земельного участка, находящихся по адресу: <адрес> принадлежит Гришиной А.А. на основании договора дарения от 30 октября 2014 года (л.д.32,33).
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1.7.1 - 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Таким образом, законодательство предусматривает возможность сохранения самовольно перепланированного жилого помещения в переустроенном виде в случае отсутствия признаков нарушения прав и законных интересов граждан, если это не создает угрозу их жизни или здоровью и не оказывает влияния на конструктивные особенности здания.
Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» установлено, что, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Из справки № 17/2020-00008 от 27 января 2020 года о характеристиках объекта государственного технического учета следует, что в результате обследовании здания жилого дома с кадастровым номером 34:17:070001:5284, расположенного по адресу: <адрес>, выявлено что общая площадь увеличилась за счет жилой пристройки и составила 108,8 кв.м., из них жилая площадь 58,7 кв.м. (литер «А»), вспомогательное помещение 26,1 кв.м. (литер «А»), жилая пристройка 24,0 кв.м. (литер «А1») (л.д.39).
Истцами предпринимались попытки легализовать спорное самовольное строение, однако, в выдаче уведомления на реконструкцию жилого дома расположенного по адресу: <адрес> истцам отказано, поскольку реконструкция жилого дома уже произведена (л.д.42).
Согласно справки начальника отдела по строительству ЖКХ и ООС администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области спорный объект- жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> возведен без нарушения строительных, экологических норм и правил и не несет угрозу жизни и здоровью людей (л.д.38).
Таким образом, исследовав в совокупности представленные по делу доказательства, учитывая, что возведенная прежним собственником постройка не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозы их жизни или здоровью и не оказывает влияние на конструктивные особенности здания, а истцами предпринимались надлежащие меры к легализации самовольной постройки, в частности к получению разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и признании права собственности за истцами на спорный объект общей площадью 108,8 кв. м.,, в связи с чем право собственности на спорный объект площадью площадью 84,8 кв.м. прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Гришиной А.А., Богучаровой Т.А. к администрации Нехаевского сельского поселения Нехаевского муниципального района по Волгоградской области о признании права собственности, удовлетворить.
Сохранить в реконструированном состоянии жилой дом этаж 1 литер «А» «А1», этаж 2 литер «А» общей площадью 108,8 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>
Прекратить право собственности Гришиной А.А. и Богучаровой Т.А. на жилой дом этаж 1 литер «А», этаж 2 литер «А» площадью 84,8 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> «А»;
признать за Гришиной А.А. и Богучаровой Т.А. право собственности на жилой дом этаж 1 литер «А» «А1», этаж 2 литер «А» общей площадью 108,8 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> «А» в соответствии с принадлежащими долями.
Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Волгоградском областном суде через Нехаевский районный суд Волгоградской области, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 4 августа 2020 года.
Судья: О.О. Киселева