Дело №2-567/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2019 года г. Карасук
Карасукский районный суд Новосибирской области в составе
председательствующего судьи Недобор С.Н.
с участием истца Мельник В.Н., представителя истца Оноприенко Г.В.,
представителя ответчика Кутько Л.А.,
представителя третьего лица Глуходед Ю.В.,
при секретаре Кузменко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельник Веры Николаевны к МУП «Коммунальщик» об обязании заключить договор на подключение к системе теплоснабжения
УСТАНОВИЛ:
Мельник Н.В. обратилась в суд с иском к МУП «Коммунальщик» об обязании заключить договор на подключение к системе теплоснабжения в обоснование требований указав, что 14 мая 2019года она обратилась с заявлением к МУП «Коммунальщик» о заключении договора технологического присоединения к системе теплоснабжения и выдаче технических условий. Технологическое присоединение необходимо для отопления строящегося индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. До настоящего времени ответчик не представил проект договора и не дал отказ в заключении договора. 11.06.2019 г. письмом №957-07 ей было сообщено о направлении запроса в Администрацию Карасукского района, что не соответствует требованиям закона. На территории г. Карасука МУП «Коммунальщик является монополистом в сфере теплоснабжения. По мнению истца ответчиком (монополистом), путем составления письма, без какого либо обоснования и ссылок на действующее законодательство фактически произведено уклонение от соблюдения норм ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении». Данным отказом ответчик нарушил антимонопольное законодательство- недискриминационного доступа к товарам.
Руководствуясь ст.13,14 Федерального закона от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении» истец просит обязать МУП «Коммунальщик» заключить договор на подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения и выдать технические условия строящегося индивидуального дома по адресу: <адрес>
Впоследствии истец предоставила уточнения, согласно которым просила обязать МУП «Коммунальщик» в течение 5 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда заключить договор на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения и выдать технические условия строящегося индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> Обязать ответчика включить в пункт договора: «срок подключения», который должен течь не с момента заключения договора, а с момента, когда ответчик был обязан заключить договор, то есть с 15 июня 2019 года.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, была привлечена Администрация Карасукского района Новосибирской области.
Истец Мельник В.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что в 2017 году решили строить дом с центральным отоплением, специально у ответчика уточнили, возможность подключения по данному участку. Им сообщили, что проблем не будет. Когда купили, приехали к ответчику, сказали проводите трубы, к осени все урегулируют. Осенью отсрочили до весны. Весной отказали, поэтому решили обратиться в суд. Обратились за заключением договора, технические условия не нужно обязывать выдать, так как мощность определена, можно выдать вместе с договором. Почему отказываются заключить договор не известно, ранее говорили, что нет возможности, сейчас прислали, что в администрацию отправили письмо.
Представитель истца Оноприенко Г.Н. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, пояснил, что направлялось два запроса, на подключение и выдачу техусловий. По техусловиям спора нет, так как они могут быть выданы вместе с договором, законом допускается и без технических условий. Второй раз в мае обратились, только ссылку на письмо в администрацию указали. Договор на теплоснабжение является публичным, МУП «Коммунальщик» является в г.Карасук монополистом и не может отказать потребителю в заключении договора. Если у них не было возможности, то действует п.16 Правит теплоснабжения, где направляется письмо и есть только два варианта. На протяжении полугода неизвестно, что у ответчика происходит. Ответчик является самостоятельным юридическим лицом и обладает всеми полномочиями. Они обратились в антимонопольный комитет, но ответа пока нет.
Представитель ответчика МУП «Коммунальщик» Кутько Л.А. исковые требования не признала, пояснила что ответ по техусловиям давали истцу в декабре 2018 года, где было указано на невозможность подключения в связи с отсутствием тепловой мощности, дефицит мощности по котельной. МУП «Коммунальщик» убыточная организация, инвестиционная программа отсутствует, чтобы её разработать нужны денежные средства не только на разработку, но нужно указать источники финансирования, а это 50 000 000 рублей на модернизацию котлов. Направили письмо в администрацию, чтобы изыскать средства. Да, действительно, в соответствии с Правилами они должны были направить письмо истцу по п.16, чего ими сделано не было. Инвестиционная программа и изменения к ней подаются в Департамент на 1 мая каждого года, на 1 мая 2019 года программа не была разработала, возможно будет на 1 мая 2020 года. Из-за отсутствия возможности подключения истец должен искать альтернативные источники отопления. Техусловия действительно при определении мощности не обязательны. Заключить договор невозможно, так как нет технической возможности подключения. До 20132 года предусмотрена модернизация котельной, что указано в актуализированной схеме теплоснабжения. Внесение предложений по изменению схемы теплоснабжения до 1 октября каждого года, но тут внесения изменений не нужны, так как данная котельная и так предусмотрена к модернизации. Договор невозможно заключить из-за отсутствия инвестиционной программы вообще. Они полагали, что администрация должна её разрабатывать, но им указали, что они должны делать это самостоятельно. На сегодняшний день программы нет, средства не изысканы.
Представитель третьего лица Администрации Карасукского района Новосибирской области Глуходед Ю.В. в судебном заседании пояснила, что в целях исполнения Закона №131-ФЗ создано МУП «Коммунальщик». Администрация реализует полномочия по утверждению схемы теплоснабжения и согласовывает инвестиционные программы. Схема разработана, её актуализация проведена в 2018 году, на момент обращения истца с заявлением уже была актуализированная схема, действующая на 2019 год. В 2019 году МУП никаких заявлений о внесении каких-либо изменений не обращался. Схемой предусмотрена модернизация путем переключения мощности котельной 15 на котельную 3 в период с 2022 по 2027 годы. Эти мероприятия должны быть предусмотрены в программе комплексного развития. За утверждением инвестиционной программы ответчик не обращался, только за средствами на модернизацию. Инвестиционная программа- это огромный комплекс мероприятий, у МУПов есть такое право участия в программах, которые финансируются не только за счет города. Ранее Фонд модернизации денежные средства выделял, но последние годы ничего не выделяет.
Суд, выслушав истца, представителей истца, ответчика, третьего лица, изучив материалы дела, находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п.4 ст.445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться с требованием о понуждении заключить договор. К числу таких договоров относится публичный договор.
В соответствии с п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 года №307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» подключение объекта осуществляется в порядке, который включает следующие этапы: выбор заявителем теплоснабжающей организации или теплосетевой организации (исполнителя); заключение договора о подключении, в том числе подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения и выдача условий подключения, являющихся неотъемлемой частью указанного договора; исполнение сторонами условий договора о подключении; подключение объекта к системе теплоснабжения и подписание сторонами акта о подключении объекта к системе теплоснабжения, содержащего информацию о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и разграничении эксплуатационной ответственности сторон.
В силу ч.1 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Указанное в ч.1 данной статьи подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации (ч.2 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении»).
В ч.3 ст.14 указанного Федерального закона установлено, что при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения отказ потребителю, в том числе застройщику, в заключении договора на подключение объекта капитального строительства, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается.
В соответствии с ч.6 ст.14Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае технической невозможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения объекта капитального строительства вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) на момент обращения соответствующего потребителя, в том числе застройщика, и при отсутствии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в сроки и в порядке, которые установлены правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, в сроки, в порядке и на основании критериев, которые установлены порядком разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации, принимает решение о внесении изменений в схему теплоснабжения или об отказе во внесении в нее таких изменений.
В соответствии с ч.6 ст.14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае внесения изменений в схему теплоснабжения теплоснабжающая организация или теплосетевая организация обращается в орган регулирования для внесения изменений в инвестиционную программу. После принятия органом регулирования решения об изменении инвестиционной программы он обязан учесть внесенное в указанную инвестиционную программу изменение при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в сроки и в порядке, которые определяются основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Нормативные сроки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства устанавливаются в соответствии с инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, в которую внесены изменения, с учетом нормативных сроков подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства, установленных правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.7 ст.14 указанного Федерального закона в случае отказа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления, утвердившего схему теплоснабжения, во внесении изменений в схему теплоснабжения указанные органы обязаны обосновать отказ во внесении в нее таких изменений и предоставить потребителю, в том числе застройщику, информацию об иных возможностях теплоснабжения объекта капитального строительства. К иным возможностям теплоснабжения объекта капитального строительства относится, в частности, возможность его подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения в случае снижения тепловой нагрузки потребителями, объекты которых ранее были подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения в соответствии с положениями части 14 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 17,18 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 №787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее Правила) техническая возможность подключения существует при одновременном наличии резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя, и резерва тепловой мощности источников тепловой энергии.
В случае отсутствия технической возможности подключения и выбора заявителем процедуры подключения в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 16 настоящих Правил, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в течение 30 дней со дня выбора заявителем порядка подключения обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердившие схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта с приложением заявки на подключение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 13 указанных Правил предусмотрено, что возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) в случаях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, существует: при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса; при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.
Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Судом установлено, что 14 мая 2019 года истец обратилась к ответчику с заявкой, в соответствии с которой просила заключить договор о подключении строящегося объекта капитального строительства (индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>) к тепловым сетям МУП «Коммунальщик».
В обоснование требований истец представил копию заявки для заключения договора от подключении объекта к тепловым сетям, договор купли – продажи земельного участка, выписку из Единого государственного реестра недвижимости, разрешение на строительство, ответ МУП «Коммунальщик» от 11.06.2019 года.
МУП «Коммунальщик» является ресурсоснабжающей организацией. В настоящее время заявка истца ответчиком не выполнена.
Ответчик представил письмо от 07.06.2019 г. № 952-07, из которого следует что ближайшая точка подключения дома истца – тепловые сети котельной №3, дефицит мощности на котельной составляет 1,58 Гкал, в связи с чем, ответчик обратился в Администрацию Карасукского района Новосибирской области с просьбой рассмотреть вопрос разработки инвестиционной программы в сфере теплоснабжения для модернизации источника теплоснабжения (котельной№3), с целью удовлетворения требований потребителя, либо предоставить отказ по данному вопросу.
Таким образом, при отсутствии технической возможности на момент подключения, МУП «Коммунальщик» должен был в соответствии с требованиями п.16 Правил направить истцу письмо с предложением вариантов подключения, чего ответчиком сделано не было. С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств того, что вариант подключения осуществления за плату невозможен из-за отсутствия технической возможности, подключение возможно после внесения необходимых изменений в инвестиционную программу исполнителя.
При этом судом установлено, что схемой теплоснабжения на период до 2032 года (актуализация на 2019 год) уже предусмотрена модернизация котельной №3, к которой будет переключена котельная №15 для увеличения мощности в срок 2023-2027 годы.
Таким образом, органом местного самоуправления в схеме теплоснабжения уже предусмотрены мероприятия, запланированные на 2023-2027 годы, которые приведут к возможности подключения истца к системе теплоснабжения. То есть на момент обращения истца с заявлением в МУП «Коммунальщик» п.18 Правил фактически уже был выполнен органом исполнительной власти без обращения к нему ответчика, поскольку в схеме теплоснабжения уже указаны мероприятия по увеличению мощности котельной №3, к которой возможно в будущем подключение объекта истца к системе теплоснабжения.
В связи с вышеизложенным суд не находит оснований для отказа истцу со стороны ответчика в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения строящегося индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, поскольку в схеме теплоснабжения указаны мероприятия, которые будут проводится для увеличения мощности котельной и в договоре возможно указать сроки подключения.
В то же время суд считает, что установление срока исполнения решения в части заключения договора в течении 5 рабочих дней нецелесообразно, так как при вступлении решения суда в законную силу решение должно исполняться незамедлительно. Обязание ответчика включить в пункт договора: «срок подключения», который должен течь не с момента заключения договора, а с момента, когда ответчик был обязан заключить договор, то есть с 15 июня 2019 года, также не подлежит удовлетворению, поскольку условия договора предусматриваются сторонами, начало течения срока подключения с 15 июня 2019 года не имеет значения для договора, поскольку для установления срока исполнения договора используется не момент начала обязанности по заключению договора, а момент обязанности подключения, устанавливаемый сторонами.
В обязании МУП «Коммунальщик» выдать технические условия строящегося индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> следует отказать на основании п.13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83. Кроме того, в судебном заседании сторона истца указала, что в части выдачи техусловий с действиями ответчика согласна, техусловия могут быть выданы вместе с договором.
В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования либо возражения.
Истцом представлены доказательства того, что направленная им в адрес ответчика заявка для заключения договора к тепловым сетям с необходимым пакетом документов ответчиком не исполнена. Ответчиком в обоснование своего бездействия никаких доказательств не предоставлено. Довод ответчика о том, что нет инвестиционной программы, а следовательно, некуда вносить изменения в соответствии с Правилами, а, следовательно, и невозможно заключить договор, неосновательны. Разработка инвестиционной программы зависит именно от ответчика, а права истца не могут нарушаться тем, что ответчик не разрабатывает данную программу, тем более что в судебном заседании установлено, что даже схемой теплоснабжения уже предусмотрена реализация мер, направленных на увеличение мощности котельной №3, то есть на возможность подключения истца и других абонентов к сети теплоснабжения.
Таким образом, требования истца в части обязания ответчика заключить договор законны и обоснованы, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мельник В.Н. удовлетворить частично.
Обязать МУП «Коммунальщик» заключить договор о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения строящегося индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский облсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Карасукский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 19 октября 2019 года.
СУДЬЯ: подпись