Гражданское дело № 2 –1473 / 13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кашира М.О. ДД.ММ.ГГГГ
Каширский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Алексеевой И.А.
при секретаре Клиновой О.С.
с участием прокурора Типуновой Е.Ю.,
истца Колточника Е.А.,
представителей ответчика Юдиной Н.В. и Никитиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колточника Е.А. к МБУ «Каширская ЦРБ» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
установил:
Колточник Е.А. обратился в суд с иском к МБУ «Каширская ЦРБ» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований истец ссылался на то, что на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного на неопределенный срок без испытательного срока, он был принят на работу в МБУ «Каширская ЦРБ». С этого времени по ДД.ММ.ГГГГ работал у ответчика в должности <данные изъяты> и <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ему было вручено уведомление о том, что в случае непредставления в трехдневный срок сертификата врача по специальности терапия, он будет уволен на основании п.11 ч.1 ст. 77 ТК РФ. У него на день заключения трудового договора истек срок действия названного сертификата, и работодателю он предъявил сертификат врача общей практики, дающий ему право оказывать первичную многофункциональную медико-социальную помощь населению. А должность <данные изъяты>, для замещения которой он был принят на работу в <данные изъяты> амбулаторию, предусмотрена штатным расписанием для оказания первичной медико-социальной помощи населению. Кроме того, данное нарушение устранимо, поскольку он имеет послевузовское образование по специальности терапия, длительное время проработал в должности <данные изъяты>, и работодателем было запланировано направление его с ДД.ММ.ГГГГ на обучение на цикл повышения квалификации на кафедру терапия ФБУ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского для продления сертификата по терапии.
Представители ответчика возражали против удовлетворения иска, полагая, что увольнение является законным, поскольку у истца отсутствует действующий сертификат по специальности «Терапия», наличие которого предусмотрено приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения». Также ответчик ссылается на не предоставление истцом до своего увольнения путевки на обучение по указанной специальности в целях последующего предоставления сертификата.
Кроме того, представитель ответчикаНикитина О.В. утверждала, что основанием для увольнения послужило и то, что на истца поступали устные жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего иск удовлетворить, суд приходит к следующему:
Согласно приказу МБУ «Каширская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ, трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ и копии трудовой книжке на имя истца Колточник Е.А. был принят на работу в <данные изъяты> амбулаторию на должность <данные изъяты> на неопределенный срок без испытательного срока.
В силу пункта 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ основанием прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
Согласно приказу МБУ «Каширская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ и копии трудовой книжке на имя истца было прекращено действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Колточником Е.А., и он уволен с должности <данные изъяты> в <данные изъяты> амбулатории по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Часть 1 статьи 84 Трудового кодекса РФ предусматривает, что трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в том числе при отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом;
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 1 статьи 100 ФЗ N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" до 1 января 2016 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста; лица, получившие медицинское образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста.
Требования к уровню образования и квалификации определяются согласно Квалификационным требованиям, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н. В соответствии с названными требованиями врач – терапевт участковый должен иметь:
уровень профессионального образования – высшее профессиональное образование по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия"
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития России от 26.12.2011 N 1644н)
послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование – интернатура или (и) ординатура по специальности «Терапия» или профессиональная переподготовка по специальности «Терапия» при наличии послевузовского профессионального образования по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина);
дополнительное профессиональное образование повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности.
Материалами дела подтверждается, и представители ответчика не оспаривают, что истец имеет необходимый уровень профессионального образования, необходимое послевузовское профессиональное образование, длительное время работал в должности <данные изъяты>, перерыв работы в данной должности составляет менее пяти лет. При приеме на работу истцом был представлен Сертификат серии <данные изъяты> №, который подтверждает присвоение истцу специальности «Общая врачебная практика (семейная практика)» и действует до ДД.ММ.ГГГГ Колточник Е.А. получил сертификат врача общей практики в период работы в должности <данные изъяты>.
Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит указания на то, какое нарушение ТК РФ или какого иного ФЗ было допущено при заключении трудового договора, а лишь приведен текст пункта 11 части 1 статьи 77, тогда как он носит отсылочный характер, как и ч. 1 ст. 84 ТК РФ.
Частью 4 ст. 196 ТК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Материалами дела подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ ответчик запланировал направление Колточника Е.А. на повышение квалификации по специальности терапия. Доказательств отказа истца от повышения квалификации на кафедре терапия ФБУ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, как и невозможности направления на курсы повышения квалификации ответчиком не представлено.
Кроме того, силу ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Если нарушение указанных правил допущено по вине работника, то работодатель не обязан предлагать ему другую работу, а выходное пособие работнику не выплачивается.
Представители ответчика не оспаривают, что при заключении трудового договора ответчику было известно то, что истек срок действия Сертификата по специальности терапия. Ответчиком не доказано, что расторжение трудового договора, заключенного с Колточником Е.А., имело место в результате его виновных действий, поэтому суд приходит к выводу, ответчик был обязан предлагать истцу вакансии, имеющиеся у него в данной местности, которые последний имел право и возможность по состоянию здоровья занимать. Однако из уведомления и пояснений представителя ответчика следует, что ответчик данное требование закона не выполнил, тогда как наличие вакантных должностей подтверждается представленными ответчиком сведениями о потребности в работниках по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Указанный в сведениях перечень вакантных должностей, в том числе должности, непосредственно не связанные с медицинским обслуживанием населения, истцу ответчиком не предлагался.
С учетом изложенного, суд удовлетворяет иск о восстановлении на работе.
В соответствии со ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного увольнения.
В соответствии с разъяснением, данным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", следует, что средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей 139 ТК РФ, согласно которой при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени.
Исходя из представленных доказательств, средний дневной заработок истца составляет <данные изъяты>
Количество дней вынужденного прогула составляет 23 рабочих дня.
Размер оплаты времени вынужденного прогула составляет <данные изъяты>.
На основании п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды, установленных действующим законодательством Российской Федерации, компенсационных выплат, связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ:
моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с разъяснением, данным абзаце четвертом пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Исходя из изложенного, суд определяет ко взысканию компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, полагая, что она соответствует требованиям разумности и справедливости, учитывая, что истцу причинены нравственные страдания и их характер, а также обстоятельства дела, а именно то, что Колточник Е.А. не доложил администрации МБУ «Каширская ЦРБ» о причинах неполучения им путевки на повышение квалификации.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Колточника Е.А. к МБУ «Каширская ЦРБ» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда удовлетворить частично:
обязать МБУ «Каширская ЦРБ» восстановить Колточника Е.А. в должности <данные изъяты> <данные изъяты> амбулатории с ДД.ММ.ГГГГ.
взыскать с МБУ «Каширская ЦРБ» в пользу Колточника Е.А. заработную плату за время вынужденного прогула в сумме <данные изъяты> и компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>.
В части взыскания морального вреда в сумме <данные изъяты> отказать.
Взыскать с МБУ «Каширская ЦРБ» в доход государства государственную пошлину в сумме <данные изъяты>
Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья И.А. Алексеева