Гражданское дело № 2-3990/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 октября 2015 года г. Ульяновск
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Парфеновой И.А.,
при секретаре Низамовой Ф.Ф.,
с участием адвоката Аликиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарова В,Н. к Захарову Е.Н. о признании недействительным договора дарения, признании права собственности на долю в квартире,
У С Т А Н О В И Л :
Захаров В.Н. обратился в суд с иском к Захарову Е.Н. о признании недействительным договора дарения, признании права собственности на долю в квартире. В обоснование иска указал на то, что проживает в квартире по адресу: <адрес>, с момента окончания строительства дома и ввода его в эксплуатацию (сентябрь 1963 года), по настоящее время. На момент смерти отца ФИО17. (ДД.ММ.ГГГГ) и матери ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ) он также проживал в данной квартире. В феврале 2015 года его брат Захаров Е.Н. через доверенное лицо – Чижову Г.Ф. обратился к нему с предложением о выкупе ? доли вышеуказанной квартиры. Однако в процессе переговоров ФИО8 заявила, что указанная квартира на праве собственности целиком принадлежит его (истца) брату – Захарову Е.Н. Он (истец) с этим категорически не согласен. У него имеется свидетельство о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное в реестре 1-ой Ульяновской государственной нотариальной конторы, по которому ему (истцу) принадлежит 1/6 доля паенакоплений, находящихся в жилищно-строительном кооперативе «Наука». Кроме того имеется договор от ДД.ММ.ГГГГ дарения Захарову Е.Н. квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированный в Ульяновском бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ. Просил признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ о дарении Захарову Е.Н. квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; признать его право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования. Ввиду того, что он проживает в указанной квартире с момента смерти матери ФИО2 более 16 лет, является пенсионером (не работает), не имеет другого жилья, все эти 16 лет исправно оплачивает коммунальные платежи и платежи за содержание жилья, а также учитывая, что в данной квартире проживают его ближайшие родственники – жена (пенсионерка), дочь, внучка (несовершеннолетняя), считает возможным увеличить свою долю наследуемого имущества с 1/6 до ? доли.
В судебном заседании истец Захаров В.Н. на удовлетворении иска настаивал, просил признать недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ о дарении Захарову Е.Н. квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; признать за ним, Захаровым В.Н., право собственности на ? долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти отца – ФИО3
Представитель истца по доверенности Трофимов В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Ответчик Захаров Е.Н., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика по доверенности Чижова Г.Ф., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Ульяновского областного государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, решение вынести на усмотрение суда.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, также указал, что решение оставляют на усмотрение суда.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица жилищно-строительного кооператива «Наука» Евсеенков Ю.Н., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ранее в предварительном судебном заседании решение оставил на усмотрение суда.
Заслушав истца, его представителя, адвоката ответчика, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 93 Гражданского кодекса РСФСР выделялось три вида социалистической собственности: государственная, кооперативно-колхозная и собственность общественных объединений, в том числе профсоюзов.
В соответствии со ст. 99 Гражданского кодекса РСФСР колхозы, иные кооперативные организации, их объединения владели, пользовались и распоряжались принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями). Право распоряжения имуществом, составляющим собственность колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, принадлежало исключительно самим собственникам.
Согласно ст. 100 Гражданского кодекса РСФСР собственностью колхозов и других кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач.
Правовое положение жилищно-строительных кооперативов, а также права и обязанности их членов, на момент возникновения спорных правоотношений, определялось Примерным уставом жилищно-строительного кооператива, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 02 октября 1965 г. N 1143.
Согласно п. 5 Примерного устава жилищно-строительного кооператива, жилищно-строительный кооператив под соответствующим наименованием организуется в городе, поселке городского типа, при совхозах и в поселках, расположенных в сельской местности, с целью удовлетворения членов кооператива жилой площадью путем строительства многоквартирного жилого дома (домов) на собственные средства кооператива с помощью государственного кредита, а также для последующей эксплуатации и управления этим домом (домами).
Членами кооператива могут быть граждане СССР, достигшие 18-летнего возраста, постоянно проживающие в данной местности и нуждающиеся в улучшении жилищных условий (п. 6 Примерного устава жилищно-строительного кооператива).
В силу п. 16 Примерного устава жилищно-строительного кооператива, после окончания строительства дома (домов) кооператива каждому члену кооператива предоставляется в соответствии с размером его пая и количеством членов семьи в постоянное пользование отдельная квартира жилой площадью не более 60 кв. метров. При вступлении в кооператив член кооператива обязан указать, кто из членов его семьи будет вселен вместе с ним в дом кооператива. Жилая площадь в домах кооператива предоставляется только членам кооператива, выполнившим свои обязательства по внесению установленных вступительных и паевых взносов, по ордерам, выдаваемым исполкомом Совета депутатов трудящихся по месту нахождения кооперативного жилого дома, в соответствии с утвержденным списком членов кооператива и их семей (пункт 3 настоящего Устава).
Согласно п. 24 Примерного устава жилищно-строительного кооператива, пай умершего члена кооператива переходит к его наследникам в установленном законом порядке. Общее собрание членов кооператива вправе принять в члены кооператива с разрешения исполкома Совета депутатов трудящихся нескольких наследников при условии наличия в квартире для каждого из них изолированного жилого помещения и соблюдения требований, установленных пунктом 6 настоящего Устава.
Наследникам, не пользовавшимся квартирой при жизни наследодателя, а также отказавшимся от дальнейшего пользования квартирой, кооператив выплачивает стоимость наследуемого ими пая или доли его.
Согласно п. 16 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 11.10.1991 г. N 11 "О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по спорам между гражданами и жилищно-строительными кооперативами" паенакопление умершего члена кооператива, а в случае полной выплаты паевого взноса - и принадлежавшая ему на праве собственности квартира переходят к наследникам, независимо от места их проживания. Наследники, пользовавшиеся квартирой при жизни наследодателя и вселившиеся в нее в установленном порядке, сохраняют право дальнейшего пользования квартирой. Если наследство в связи со смертью члена кооператива открылось до 1 июля 1990 года, то есть до введения в действие Закона СССР "О собственности в СССР", то наследственным имуществом является не квартира, а паенакопление. Однако в тех случаях, когда квартира, за которую наследодателем, умершим до 01 июля 1990 года, полностью выплачен паевой взнос, не была заселена кооперативом, право на нее признается и за наследником, не проживавшим с наследодателем.
Как следует из материалов дела, Захаров Н.И. (отец истца) являлся членом ЖСК «Наука» и проживал в квартире по адресу: <адрес>. ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.
На момент смерти ФИО3, как членом ЖСК «Наука», внесены паевые взносы за вышеуказанную квартиру в сумме 3763 рубля 34 коп.
В связи со смертью ФИО3 открылось наследство в виде паевых накоплений на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, денежный вклад на счете N № с причитающимися процентами, находящийся в Сберегательной кассе N № г. Ульяновска.
Из ответа Ассоциации нотариусов «Нотариальная палата Ульяновской области» на запрос суда следует, что наследственное дело № за 1973 года на имущество ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, уничтожено в связи с истечением срока хранения. Однако имеется свидетельство о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ из данного наследственного дела.
Из данного свидетельства о праве на наследство следует, что наследниками к имуществу ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, являются в 2/3 (двух третьих) долях жена ДД.ММ.ГГГГ в 1/3 (одной третьей) доле сын Захаров В.Н., проживающие в <адрес>.
Наследственное имущество, на которое выдано данное свидетельство, состоит из:
1. ? доли паенакоплений, находящихся в ЖСК «Наука» Засвияжского района г. Ульяновска, в сумме 3763 рубля 34 коп. Наследственная доля составляет 1881 рубль 67 коп. Указанная доля паенакоплений принадлежит наследодателю на основании справки ЖСК «Наука» Засвияжского района г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ;
2. денежного вклада, находящегося в Сберкассе № <адрес>, по счету №, с причитающимися процентами.
Как пояснил истец в ходе судебного разбирательства, его брат ФИО5 (ответчик по делу) отказался от наследства после смерти отца в пользу матери. Стороной ответчика данное обстоятельство не отрицалось.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подарила сыну Захарову Е.Н. квартиру, находящуюся в ЖСК «Наука» г. Ульяновска, расположенную по адресу: <адрес>. Из п. 3 данного договора следует, что кооперативная трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, принадлежат ФИО2 на основании регистрационного удостоверения, выданного Ульяновским бюро технической инвентаризации упр. Городского коммунального хозяйства Ульяновского горисполкома ДД.ММ.ГГГГ по р. за № и справки Ульяновского государственного предприятия технической инвентаризации Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ за №.
Как пояснял истец в ходе судебного разбирательства, основанием для признания указанного договора дарения недействительным является то обстоятельство, что на момент совершения данной сделки он являлся собственником 1/6 доли спорной квартиры, в связи с чем ФИО2 не могла распорядиться всей квартирой. Считает данный договор недействительным и просит признать за ним право собственности в порядке наследования на долю квартиры в порядке наследования после смерти своего отца – ФИО3
Между тем из копии регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что трехкомнатная квартира в ЖСК «Наука» по адресу <адрес>, зарегистрирована Бюро технической инвентаризации за ФИО2 на основании справки ЖСК «Наука» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФИО2, следует, что стоимость квартиры по счету № составляет 4739 рублей 10 коп., выплачено полностью в 1978 году. Задолженность амортизационных средств, денежных взносов и коммунальных услуг не имеется на ДД.ММ.ГГГГ. Заселение квартиры производилось по решению Горисполкома в 1963 году. Квартира трехкомнатная с площадью 40,5 кв. м, в ней проживают 5 человек: ФИО2, Захаров В.Н., ФИО11, Захаров А.В., ФИО20. Справка дана вместо ордера в городское бюро инвентаризации.
Из указанных выше документов следует, что пай за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, после смерти ФИО3 в полном объеме был выплачен ФИО2 в 1978 году. После выплаты пая ЖСК «Наука» ФИО2 была выдана справка № от ДД.ММ.ГГГГ о выплате пая, что послужило основанием для регистрации за ней право собственности на данную квартиру в Бюро технической инвентаризации.
Как указывалось выше, Захаров В.Н. после смерти ФИО3 принял наследство в виде 1/3 доли имущества, состоящего из 1/2 доли паевых накоплений, внесенных в жилищно-строительный кооператив «Наука». Соответственно, ему принадлежит 1/3 доля имущества, состоящего из 1/2 доли паевых накоплений, внесенных в жилищно-строительный кооператив «Наука».
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что несмотря на полную оплату ссуды за спорную квартиру в 1978 году, оснований для признания за истцом права собственности на долю в квартире <адрес> не имеется, поскольку признание за ним права собственности на паенакопления не влечет возникновения права собственности на квартиру, так как не доказан факт внесения лично им оставшегося после смерти наследодателя паевого взноса.
Учитывая положения действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений законодательства, суд исходит из того, что пай - это доля паенакопления (часть паевого взноса, внесенная на определенную дату) члена жилищно-строительного кооператива в паевом фонде этого кооператива, которая отражает размер участия члена кооператива в образовании имущества данного юридического лица, учитываемая в стоимостном выражении, то есть пай удостоверяет определенные имущественные права члена кооператива по отношению к этому кооперативу.
Поскольку пай - это субъективное имущественное право наследодателя, с которым закон связывает право требования от кооператива предоставления имущества, в частности жилого помещения, то в состав наследственной массы может входить пай в виде паенакопления или доли паенакоплений.
Однако при этом в наследственном имуществе необходимо разграничивать два права, а именно право собственности на объект недвижимости, который переходит в собственность в случае выплаты пая в полном объеме, и право на участие в деятельности кооператива, если пай, на момент смерти наследодателя не был выплачен в полном объеме.
Поскольку на момент смерти наследодателя ФИО21. пай в полном объеме выплачен не был, то в состав наследства входит пай в виде паенакопления, который переходит к наследникам, в связи с чем наследники ФИО3 имеют право наследовать только паевые взносы и не имеют право на доли в праве собственности в спорной квартире.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что по заявленным истцом основаниям договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признан недействительным, поскольку на момент совершения дарения квартиры Захаров В.Н. собственником спорной квартиры не являлся. Соответственно в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.
Адвокатом ответчика заявлено о применении исковой давности. Суд не находит оснований для применения исковой давности, поскольку истец, получив свидетельство о праве на наследство, полагал, что является сособственником спорной квартиры.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Захарова В,Н. к Захарову Е.Н. о признании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2 и Захаровым Е.Н., квартиры по адресу: <адрес>, недействительным, признании права собственности на ? долю квартиры по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО3, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.А. Парфенова