Дело № 2-1208/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2019 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Котешко Л.Л.,
при секретаре судебного заседания – Панове А.А.
с участием представителей истца: Мешкова С.Н., действующего на основании устава, Филипенко К.С., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску гаражно потребительского кооператива «БРИГ» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об обязании ответчика заключить договор аренды земельного участка на условиях истца,
УСТАНОВИЛ:
ГПК «БРИГ» обратился в суд с настоящим иском, в котором с учетом уточнения исковых требований просит урегулировать разногласия, возникшие между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – Департамент) и ГПК «БРИГ» при заключении договора аренды земельного участка № в отношении земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, общей площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>, изложив пункт 2.2 раздела 2 договора в предложенной истцом редакции.
Исковые требования мотивированы тем, что во исполнение требований части 13 статьи 3 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» 10.10.2018 ГПК «БРИГ» обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду в порядке переоформления.
Департамент направил ГПК «БРИГ» проект договора № аренды земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, от 11.12.2018, который был получен кооперативом 11.01.2019.
В связи с тем, что проект договора содержал в себе ряд положений, которые влекли за собой необоснованное завышение величины годовой арендной платы, истец 16.01.2019 направил ответчику письмо, в котором просил привести договор в соответствие с нормами действующего законодательства.
15.02.2019 Департамент направил ГПК «БРИГ» ответ на заявление от 16.01.2019, к которому приложил дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды земли от 15.02.2019.
Однако в данном соглашении не было учтено замечание истца, касающееся необоснованного применения ставки арендной платы в размере 6 %.
В связи с этим, истец вынужден обратиться в суд для урегулирования разногласий, возникших между сторонами при заключении договора аренды земельного участка.
Представители истца в судебном заседании поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске и заявлении об изменении исковых требований.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки представителя суду не сообщил.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ при данной явке.
Заслушав пояснения представителей истца, исследовав все представленные сторонами письменные доказательства и оценив их в совокупности, определив какой закон подлежит применению, установив все фактические обстоятельства по делу, суд пришел к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 25.08.2004 между Севастопольским городским Советом и Гаражно-строительным кооперативом «БРИГ» был заключен договор аренды земельного участка, расположенного в <адрес>), общей площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания наземных и подземных гаражей. Данный договор зарегистрирован в Книге регистрации договоров аренды земли под №.
После принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя ГПК «БРИГ» привел свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и был перерегистрирован в соответствии с российским законодательством 04.12.2014, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной и муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута соответствующего земельного участка.
Лица, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставлены до вступления в силу Федерального конституционного закона в аренду или на условиях сервитута, обязаны подать заявление о заключении договора аренды, договора об установлении сервитута земельным участком в срок до 1 января 2019 года.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды или договора об установлении сервитута на земельные участки в соответствии с настоящей частью, правила определения условий таких договоров устанавливаются Правительством Севастополя.
Во исполнение вышеуказанных требований закона 10.10.2018 ГПК «БРИГ» обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду в порядке переоформления.
После получения проекта договора № аренды земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, от 11.12.2018, подготовленного Департаментом, ГПК «БРИГ» 16.01.2019 обратился к ответчику с заявлением, в котором указал, что договор содержит в себе ряд положений противоречащих нормам действующего законодательства. В частности, по мнению истца, в договоре аренды допущена ошибка в формуле определения величины годовой арендной платы (вместо кадастровой стоимости земельного участка указана нормативная цена земельного участка), необоснованно завышена ставка арендной платы до 6 %, что привело к необоснованному завышению величины годовой арендной платы. Учитывая изложенное, истец просил Департамент привести договор в соответствие с нормами действующего законодательства.
Указанное заявление получено Департаментом 16.01.2019.
15.02.2019 Департамент направил ГПК «БРИГ» ответ на заявление от 16.01.2019, к которому приложил дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды земли от 15.02.2019.
Данным соглашением предлагалось изложить пункт 2.2 раздела 2 договора аренды в новой редакции, согласно которой величина годовой арендной платы за пользование земельным участком определяется по формуле: кадастровая стоимость земельного участка (руб.) х ставка арендной платы = сумма годовой аренной платы (руб.).
При этом кадастровая стоимость земельного участка составляет 4402583,28 руб. ставка арендной платы – 6 %, а величина годовой арендной платы за пользование участком – 264155 руб. соответственно.
В обоснование применения ставки арендной платы в размере 6 % в письме Департамента от 15.02.2019 № указано, что при заключении договора аренды земли учитываются ставки арендной платы за пользование земельными участками на территории города Севастополя согласно приложению к Порядку определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя (далее – Порядок определения размера арендной платы), утвержденному постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 № 524-ПП.
В соответствии с данным приложением виду разрешенного использования земельного участка «для строительства и обслуживания наземных и подземных гаражей» соответствует ставка 6 %, установленная для вида разрешенного использования «обслуживание автотранспорта» (код 4.9).
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Пунктом 2 статьи 445 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно пункту 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Разрешение настоящего спора об урегулировании разногласий при заключении договора аренды по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Учитывая специфику отношений, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель урегулировал их Земельным кодексом Российской Федерации, правила которого являются специальными по отношению к общим положениям гражданского законодательства, регулирующим вопросы об аренде имущества.
Анализ механизма предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, позволяет сделать вывод о применении норм как публичного права, так и гражданского законодательства, что, в свою очередь, может свидетельствовать об отнесении ряда вопросов в сфере земельных правоотношений к комплексным законодательным актам.
Вместе с тем вопросы об условиях аренды и разногласий по ним регулируются нормами гражданского законодательства, которое основано на свободе в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Из материалов дела усматривается, что у истца и ответчика возникли разногласия при заключении договора аренды земельного участка.
В соответствии с требованиями статьи 445 ГК РФ истец направил ответчику протокол разногласий в виде письма, которое получено ответчиком 16.01.2019.
15.02.2019 ответчик направил истцу дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды земли от 15.02.2019, в котором в полном объеме требования истца не учел, а следовательно договор в редакции истца не принял.
В своем заявлении о приведении договора аренды в соответствие с нормами действующего законодательства истец настаивал на том, что в договоре аренды допущена ошибка в формуле определения величины годовой арендной платы (вместо кадастровой стоимости земельного участка указана нормативная цена земельного участка), необоснованно завышена ставка арендной платы до 6 %, что привело к необоснованному завышению величины годовой арендной платы.
Постановлением Правительства Севастополя от 08.04.2019 № 219-ПП утвержден Порядок расчета размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и предоставленных в аренду без торгов (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка годовой размер арендной платы рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка по формуле: кадастровая стоимость земельного участка (руб.) х ставка арендной платы (%) = сумма годовой арендной платы (руб.).
При заключении договора аренды земли учитываются ставки арендной платы за пользование земельными участками на территории города Севастополя согласно приложению к настоящему Порядку.
Согласно приложению к Порядку ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, применяются исходя из вида разрешенного использования земельного участка согласно коду разрешенного использования земельного участка в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 № 540.
В государственном кадастре недвижимости указан вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 91:02:001011:220 «для строительства и обслуживания наземных и подземных гаражей», что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Постановлением Правительства Севастополя от 28.03.2016 № 228-ПП утвержден Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя.
Приложением к указанному порядку является Таблица соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельного участка, категории земель.
Согласно информации, содержащейся в данной Таблице виду использования земельного участка с кадастровым номером 91:02:001011:220, установленному в соответствии с земельным законодательством Украины («для строительства и обслуживания наземных и подземных гаражей»), соответствует вид разрешенного использования земельного участка 2.7.1 «Объекты гаражного назначения».
Вид использования земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством Украины | Вид разрешенного использования земельного участка | |
Земли населенных пунктов | ||
17 | Для строительства индивидуальных гаражей; для коллективного гаражного строительства | 2.7.1 «Объекты гаражного назначения» |
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, в редакции от 04.02.2019 вид разрешенного использования земельного участка с кодом 2.7.1 «Хранение автотранспорта» предполагает размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения автотранспорта, в том числе с разделением на машино-места, за исключением гаражей, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 4.9.
Вид разрешенного использования с кодом 4.9 «Служебные гаражи» предполагает размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 4.0, а также для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе в депо.
Кроме того, из приложения к Порядку определения размера арендной платы усматривается, что код 4.9 - обслуживание автотранспорта, за исключением автозаправочных станций (бензиновых, газовых) относится к виду разрешенного использования «Предпринимательство».
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 50 ГК РФ потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями.
В уставе ГПК «БРИГ» указано, что предметом его деятельности является коллективное строительство, ввод в эксплуатацию и совместная эксплуатация гаражного комплекса, а не предпринимательская деятельность.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования «Объекты гаражного назначения» (код 2.7.1), а не «Обслуживание автотранспорта» (код 4.9), в соответствии с приложением к Порядку определения размера арендной платы ставка арендной платы за пользование земельным участком не может равняться 6 %.
Согласно приложению к Порядку определения размера арендной платы ставка арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, для вида разрешенного использования с кодом 2.7.1 не установлена.
Поскольку в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, вид разрешенного использования с кодом 2.7 «Обслуживание жилой застройки» включает в себя вид разрешенного использования с кодом 2.7.1, то для целей исчисления ставки арендной платы за использование земельного участка с видом разрешенного использования с кодом 2.7.1 следует использовать ставку, установленную для земельных участков с видом разрешенного использования с кодом 2.7, которая составляет 0,1 %.
Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Поскольку решение по данному делу вынесено в пользу истца, с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу ГПК «БРИГ» подлежат взысканию понесенные истцом по делу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Руководствуясь статьями 88, 94, 98, 100, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Иск гаражно потребительского кооператива «БРИГ» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об обязании ответчика заключить договор аренды земельного участка на условиях истца – удовлетворить.
Урегулировать разногласия, возникшие между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и ГПК «БРИГ» при заключении договора аренды земельного участка № в отношении земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, общей площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, расположенного по <адрес>, изложив пункт 2.2 раздела 2 договора в следующей редакции: «Величина годовой арендной платы за пользование Участком определяется по формуле: кадастровая стоимость земельного участка (руб.) х ставка арендной платы (%) = сумма годовой арендной платы (руб.).
Кадастровая стоимость участка составляет 4402583,28 руб. (четыре миллиона четыреста две тысячи пятьсот восемьдесят три рубля 28 копеек).
Ставка арендной платы в размере 0,1 %.
Величина годовой арендной платы за пользование Участком согласно расчету составляет:
4402583,28 руб. х 0,001 = 44026 руб. (сорок четыре тысячи двадцать шесть рублей 00 копеек).»
Взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу ГПК «БРИГ» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.05.2019.
Председательствующий –