Дело №2-1056/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мысковский городской суд Кемеровской области в составе
Председательствующего: Литвиненко И.В.
При секретаре: Ананиной Т.П..
Рассмотрев в открытом судебном заседании 13 августа 2013 г. дело по исковому заявлению Хановой М.И. к Администрации Мысковского городского округа о признании права собственности на объект недвижимого имущества - жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Ханова М.А. обратилась в суд с иском к Администрации Мысковского городского округа о признании права собственности на объект недвижимого имущества - жилой дом.
Свои требования мотивирует тем, что в 2012 году Хановой М.И., был возведен жилой дом по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом № был возведен своими силами и за счет своих собственных средств. Земельный участок по адресу: <адрес>, используется с 2002 года.
В марте 2002 года, по частной расписки, Хановой М.А. был куплен у прежнего собственника ФИО1 жилой дом со всеми надворными сооружениями по адресу: <адрес>.
Сделка купли-продажи жилого дома № состоялась, т.е. денежные средства Хановой М.А. в размере 10 000 руб. были переданы ФИО1, а последняя передала жилой дом. Передача денежных средств подтверждается распиской за проданный Хановой М.А. жилой дом по адресу: <адрес>, а также подписями свидетелей, при этом договор купли-продажи не был надлежащим образом оформлен.
На тот момент Ханова М.А. считала, что расписки о передаче продавцу денежных средств за продажу жилого дома достаточно и большего оформления правоустанавливающих документов не требуется.
После приобретения жилого дома <адрес> на семейном совете было принято решение о демонтаже старого жилого дома, поскольку проживать в нем было опасно, жилой дом был в критическом состоянии. В мае 2002 года купленный жилой дом был демонтирован.
В период с 2002 года Ханова М.А. совместно со своим супругом занимались строительством нового жилого дома и в 2012 году строительство жилого дома было завершено.
В настоящее время необходимо оформить надлежащим правоустанавливающие документы и техническую документацию на жилой дом и земельный участок.
Жилой дом по адресу <адрес> построен без оформления надлежащих документов на строительство индивидуального жилого дома, и без согласования с соответствующими службами, и является самовольной постройкой.
При обращении в Администрацию Мысковского городского округа выяснилось, что необходимо признавать право собственности на жилой дом через суд, в административном порядке оформить документы на жилой дом не представляется возможным. Согласно ответа Администрации Мысковского городского округа от 13.07.2013 года № 01/19-1509, поскольку у Хановой М.А. нет разрешения на строительство жилого дома, возведенный жилой дом является самовольной постройкой.
Сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
Согласно заключения о состоянии строительных конструкций жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес>, выданным ООО «АК «Центр» от 13 апреля 2013 года - существующие строительные конструкции жилого дома не имеют дефектов и повреждений, находятся в работоспособном состоянии, обладают достаточной несущей способностью для восприятия нагрузок, и не создают угрозу жизни и здоровью жильцов.
Согласно данных, указанных в техническом паспорте выданным филиалом № 27 БТИ города Мыски государственного предприятия «Центр технической инвентаризации Кемеровской области» от 01 февраля 2013 года, сведения о правообладателях объекта по адресу: <адрес> отсутствуют. На земельном участке расположены следующие строения: шлакобетонный жилой дом общей площадью 39,5 кв.м., инвентарный №, брусчатая пристройка, гараж из шпал, шлаколитой сарай, тесовый навес, брусчатая баня.
Согласно справки от 11.07.2013 года, Ханова М.И. и ФИО2, пользуются жилым домом и земельным участком по адресу: <адрес> 2002 года. Ранее жилой дом и земельный участок по указанному адресу принадлежал ФИО1 которая продала указанное недвижимое имущество в 2002 году Хановой М.И.. Кроме того, в справке указано, что купленный у ФИО1 жилой дом был в критическом состоянии и после покупки жилой дом Хановыми был демонтирован. В 2012 году был возведен новый жилой дом. Земельный участок используется по назначению. Справка выдана председателем уличного комитета ФИО3 и подписан соседями ФИО4, ФИО5
Согласно акта согласования от 09 июля 2013 года собственники соседних, смежных земельных участков ФИО4 и ФИО5 подтверждают, что в 2012 году Хановой М.А. и ее супругом ФИО2 был возведен шлакобетонный жилой дом на земельном участке по адресу: <адрес>. Сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
Согласно справки КУМИ Мысковского городского округа от 15.07.2013 года № 2055, при установлении права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>. земельный участок будет передан в соответствии с действующим законодательством.
После признания права собственности на жилой дом, земельный участок под жилым домом по адресу: <адрес>, будет предоставлен Хановой М.А. бесплатно в собственность как инвалиду <данные изъяты> группы на основании Закон Кемеровской области от 18 июля 2002 г. N 56-03 "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области".
Спора о праве собственности нет.
Просит признать за Хановой М.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на шлакобетонный жилой дом общей площадью 39.5 кв.м., жилой площадью 20,2 кв.м., инвентарный № брусчатую пристройку, гараж из шпал, шлаколитой сарай, тесовый навес, брусчатую баню, расположенные по адресу: <адрес>
В судебном заседании Ханова М.А. на заявленных требованиях настаивала.
Представитель Муниципального образования «Мысковский городской округ» просил рассмотреть дело в ее отсутствие, против заявленных требований не возражала.
Суд выслушав пояснения истца, изучив материалы дела приходит к следующему выводу.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В судебном заседании установлено, что Ханова М.А. в 2012 году возвела жилой дом по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом № был возведен своими силами и за счет своих собственных средств. Земельный участок по адресу: <адрес>, Хановой М.А. используется с 2002 года.
В марте 2002 года, по частной расписки, Хановой М.А. был куплен у прежнего собственника ФИО1 жилой дом со всеми надворными сооружениями по адресу: <адрес> (л.д.8).
Сделка купли-продажи жилого дома № состоялась, т.е. денежные средства Хановой М.А. в размере 10 000 руб. были переданы ФИО1, а последняя передала жилой дом. Передача денежных средств подтверждается распиской за проданный жилой дом по адресу: <адрес>, а также подписями свидетелей, при этом договор купли-продажи не был надлежащим образом оформлен.
После приобретения жилого дома <адрес> на семейном совете было принято решение о демонтаже старого жилого дома, поскольку проживать в нем было опасно, жилой дом был в критическом состоянии. В мае 2002 года купленный жилой дом был демонтирован.
Жилой дом по адресу <адрес> возведен без оформления надлежащих документов акта ввода в эксплуатацию.
Техническим паспортом по состоянию на 01 февраля 2013 года в отношении жилого дома общей площадью 39,5 кв.м., жилой площадью 20,2 кв.м., инвентарный № расположенного по адресу: <адрес> подтверждается, что в нем указаны и определены наименование объекта, его назначение - жилое, также имеется поэтажный план, что позволяет суду сделать вывод о том, что жилой дом полностью выстроен, однако, поскольку истцом не представлены разрешение на ввод в эксплуатацию, что является необходимым условием установления принадлежности объекта, то суд считает, что данный объект (жилой дом) является самовольной постройкой.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В свою очередь Ханова М.А. решила оформить надлежащим образом правоустанавливающие документы на жилой дом, однако при обращении в Администрацию Мысковского городского округа выяснилось, что ей необходимо признавать право собственности на жилой дом в судебном порядке.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил является самовольной постройкой.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой -продавать, дарить, сдавать в аренду, совершить другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом.
Из пункта 3 статьи 222 ГК РФ и пункта 26 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
При обращении в Администрацию Мысковского городского округа выяснилось, что необходимо признавать право собственности на жилой дом через суд, в административном порядке оформить документы на жилой дом не представляется возможным. Согласно ответа Администрации Мысковского городского округа от 13.07.2013 года № 01/19-1509, поскольку у Хановой М.А. нет разрешения на строительство жилого дома, возведенный жилой дом является самовольной постройкой.
Сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозы жизни и здоровью граждан.
Согласно заключения о состоянии строительных конструкций жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес>, выданным ООО «АК «Центр» от 13 апреля 2013 года - существующие строительные конструкции жилого дома не имеют дефектов и повреждений, находятся в работоспособном состоянии, обладают достаточной несущей способностью для восприятия нагрузок, и не создают угрозу жизни и здоровью жильцов.
На отведенном земельном участке Ханова М.А. возвела жилой дом, в котором с момента окончания строительства со своей семьей постоянно проживает, открыто пользуется домом и другими строениями, несет бремя содержания своего имущества, осуществляет добросовестно оплату земельного налога, услуг электроснабжающей и водоснабжающей организаций.
Поскольку на земельном участке, занятом спорной самовольной постройкой, в соответствии с генеральным планом развития города предполагалось строительство жилого дома, то у суда нет оснований для отказа в признании права собственности на самовольную постройку, поскольку это не противоречит общественным интересам в области градостроительства.
Таким образом, оснований для отказа истцу в требованиях судом не установлено, поскольку право собственности на жилой дом (самовольную постройку) никем не оспариваются.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Хановой М.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности на шлакобетонный жилой дом общей площадью 39.5 кв.м., жилой площадью 20,2 кв.м., инвентарный № брусчатую пристройку, гараж из шпал, шлаколитой сарай, тесовый навес, брусчатую баню, расположенные по адресу: <адрес>
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течении месяца.
Судья (подпись) И.В. Литвиненко
.
.
.