Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1188/2013 ~ М-460/2013 от 29.01.2013

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 февраля 2013 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Малиновской И.Э.

при секретаре Соловьевой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селивановой Н.В. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска об оспаривании действий (бездействия) и возложении обязанности по согласованию и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории,

у с т а н о в и л:

Селиванова Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, возложении обязанности по согласованию схемы расположения на кадастровом плане (карте) территории подлежащего предоставлению в собственность истца земельного участка 6-е, находящегося в по <адрес>, указав, что ответчик в согласовании такой схемы неправомерно отказывает по причине отсутствия разработанного и утвержденного проекта планировки под малоэтажную застройку в месте испрашиваемого земельного участка.

Селиванова Н.В в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям приведенным выше, и изложенным в иске.

Представитель Администрации г.Смоленска, Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска Ш. возражала против удовлетворения иска, отметив, что предоставление истцу, а также иным гражданам в собственность земельных участков, которые располагаются в пределах проектируемой под многоэтажную застройку территории приведет к невозможности утверждения соответствующего проекта планировки, который будет должен постоянно корректироваться после очередного предоставления участков земли из состава названной территории, что лишает орган местного самоуправления права на определение в документах территориального планирования назначения соответствующей территории исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого ее развития, а также обеспечения учета частных и публичных интересов.

3-и лица: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, ООО «Межевик» - надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, возражений на иск не представили.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 5 ст.41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Как установлено ч.1 ст.42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Исходя из положений п.п.1.3.1, 2.4, 2.8 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации города Смоленска от 03.10.2011 №1922-адм предоставление указанной муниципальной услуги осуществляет управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска в срок не позднее 30 дней с момента регистрации заявления о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории. Основаниями для отказа в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории являются: 1) отсутствие или ненадлежащее оформление заявления (текст не поддается прочтению, не указаны фамилия, имя, отчество, почтовый адрес заявителя); 2) отсутствие документов, перечисленных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента, за исключением документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; 3) несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска.

По делу установлено, что Селиванова Н.В. реализуя установленное Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» право на бесплатное получение в собственность земельного участка под ИЖС, подтвержденное в том числе и вступившим в законную силу судебным решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 16.04.2012 г., которым на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области возложена обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу предоставить истцу в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в городе Смоленске, площадью не менее установленной нормы предоставления (1000 кв.м- 1800 кв.м.) с проведением за счет Селивановой Н.В. работ по формированию земельного участка.

Письменным отношением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ истцу в соответствии с разделом 2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ предложено представить в названный уполномоченный орган утвержденную в Администрацией г.Смоленска схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, находящегося в по <адрес> г.Смоленска площадью 1000 кв.м., расположенного в территориальной зоне Ж4.

За счет истца ООО «Межевик» подготовило схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.

Письмом заместителя Главы администрации г.Смоленска по архитектуре, строительству и землеустройству от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании указанной схемы отказано по мотиву того, что проект планировки под малоэтажную застройку в месте испрашиваемого земельного участка не утвержден (л.д. 8).

Анализ имеющихся в деле доказательств позволяет суду придти к выводу об обоснованности заявленных истцом требований ввиду следующего.

Из материалов дела усматривается, что предоставляемый истцу уполномоченным органом земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) г. Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 №490 (далее по тексту – ПЗЗ г.Смоленска) находится в территориальной зоне Ж4 (зона застройки жилыми домами смешанной этажности с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры).В соответствии со ст.30 ПЗЗ г.Смоленска, содержащей нормативные положения о градостроительном регламенте территориальной зоны Ж4, распределение жилых домов с указанием их типа устанавливается проектами планировки и проектами межевания или по преобладающему типу существующей застройки. В квартале могут быть размещены жилые дома только одного типа. Основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для каждого квартала принимаются в соответствии с типом жилых домов и соответствуют основным, условно разрешенным видам использования, установленным для зон Ж1, или Ж2, или Ж3 исходя из типа застройки квартала, и определяются в соответствии со статьями 27, 28, 29 части II настоящих Правил.

Следовательно, осуществление в названной территориальной зоне индивидуального жилищного строительства возможно только в том случае, если такая застройка соответствующей территории предусмотрена проектами планировки и проектами межевания либо, если данная территория является уже застроенной, а планируемый к предоставлению в ее границах свободный земельный участок для ИЖК соответствует сложившемуся типу существующей застройки (индивидуальные жилые дома).

Кроме того, из материалов дела следует, что в соответствии с заключенным 19.07.2011г. муниципального контракта ООО «Стройхолдинг МО» разработан проект планировки общественно-жилого центра (Юг – III)», который до настоящего времени в установленном порядке не утвержден.

Земельный участок, на который претендует Селиванова Н.В. частично располагается в границах названной территории, планируемой под комплексную многоэтажную застройку, частично находясь в пределах проектируемой дороги общего пользования.

Из объяснений представителя администрации г.Смоленска следует, что территория на которой находится испрашиваемый истицей участок не застроена, что истицей не оспаривается.

Постановлением Администрации г.Смоленска от 25.09.2012г. №1692-адм с учетом результатов публичных слушаний названный проект планировки был отклонен и направлен на доработку в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска, в связи с тем что названый проект планировки не учитывает факт наличия прав ГК «Гражданстрой» на земельные участки в границах соответствующей территории, что, в свою очередь, требует изменения проекта планировки относительно расположения на данной территории жилых домов и объектов социальной инфраструктуры.

Вместе с тем, изменения указанного документа территориального планирования будут связаны с планировкой территории общественно-жилого центра, но не его внешних границ, смещение которых, как следует из объяснений представителя ответчика, не планируется, т.е. участок Селивановой Н.В. останется в пределах планируемой территории общего пользования и в случае представления истцу спорного земельного участка, после утверждения упомянутого проекта планировки при его реализации в соответствии с п.7 ст.30 ПЗЗ г.Смоленска потребуется осуществление процедуры изъятия данного участка.

Исходя из изложенного, поскольку указанная выше территория, на которой Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области истцу разрешено формирование земельного участка, не застроена, а органом местного самоуправления планируется осуществление на ней многоэтажного жилищного строительства, согласование и утверждение представленной Селивановой Н.В. схемы расположения земельного участка, не соответствующего требованиям ст.30 ПЗЗ г.Смоленска, недопустимо.

При разрешении спора суд также учитывается и то, что право гражданина на предоставление в собственность земельного участка должно согласовываться с установленным ст.1 ЗК РФ принципом сочетания публичных и частных интересов, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком, а также с установленными ст.2 ГрК РФ принципами обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, обеспечения сбалансированного учета экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

С учетом данных принципов применительно к установленным судом обстоятельствам намерение гражданина получить в собственность конкретный земельный участок не означает, что у органа местного самоуправления возникает безусловная обязанность по согласованию представленной им схемы расположения этого участка. В этой связи, то обстоятельство, что упомянутый выше проект планировки до настоящего времени не утвержден, исходя из смысла ст.30 ПЗЗ г.Смоленска, не указывает на невозможность принятия данного документа во внимание при разрешении настоящего гражданского дела, поскольку данный проект, принятие которого органом местного самоуправления предусмотрено ст.ст.8, 45 ГрК РФ, выражает позицию Администрации г.Смоленска по решению конкретного вопроса местного значения исходя из интересов населения, а сама возможность осуществления на соответствующей территории многоэтажной жилой застройки поддержана в ходе проведения публичных слушаний (но с некоторыми корректировками, которые должны быть внесены в проект в процессе его доработки).

При этом судом принимается во внимание, что предоставление истцу, а также иным гражданам в собственность земельных участков, которые располагаются в пределах проектируемой под многоэтажную застройку территории, приведет к невозможности утверждения соответствующего проекта планировки, который будет должен постоянно корректироваться (в том числе, с учетом повторного проведения публичных слушаний) после очередного предоставления участков земли из состава названной территории, что лишает орган местного самоуправления права на определение в документах территориального планирования назначения соответствующей территории исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого его развития, а также обеспечения учета частных и публичных интересов (ч.1 ст.9 ГрК РФ).

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований об оспаривании действий (бездействия) ответчика и возложении на Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска обязанности по согласованию и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, а также производного от них требования о внесении изменений в неутвержденный проект планировки территории под многоэтажную комплексную застройку.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Селивановой Н.В. к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска об оспаривании действий (бездействия) и возложении обязанности по согласованию и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                  Малиновская И.Э.

М.р.и.04.03.2013 г.

2-1188/2013 ~ М-460/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Селиванова Наталья Владимировна
Ответчики
Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска
Администрация г. Смоленска
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
ООО "Межевик"
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Малиновская И.Э.
Дело на сайте суда
leninsky--sml.sudrf.ru
30.01.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2013Передача материалов судье
01.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2013Судебное заседание
05.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее