К делу № 2-143/2016 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«19» января 2016 года г. Усть-Лабинск
Судья Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края Салалыкин К.В.
при секретаре Сомовой М.А.
с участием помощника прокурора Усть-Лабинского района Вакаловой Е.В.,
представителя Межрайонной ИФНС России № 14 по Краснодарскому краю Конунниковой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Лабинского района к ООО «Гражданпромстрой», Курасову А.С. о признании действий незаконными и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц недостоверных сведений
УСТАНОВИЛ:
- В суд обратился прокурор Усть-Лабинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ с исковым заявлением к ООО «Гражданпромстрой», Курасову А.С. о признании действий незаконными и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц недостоверных сведений. В обоснование своих требований прокурор Усть-Лабинского района указывает на то, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за соблюдением налогового законодательства, а также федерального законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выявлены нарушения требований действующего закона в действиях юридического лица ООО «Гражданпромстрой» ИНН № юридический адрес: <адрес>. Установлено, что по указанному выше адресу в жилом доме, согласно федеральной базе ЕГРЮЛ зарегистрировано 3 различных юридических лица, мигрировавших в Усть-Лабинский район из различных регионов страны: ООО «Белояр» ИНН №, ООО «Волга-Нефть» №, ООО «ГРАЖДАНПРОМСТРОЙ» №. Общая сумма задолженности по налогам и сборам перед бюджетом Российской Федерации у данных организаций превышает 19 млн. рублей. Собственником жилого дома является З... Согласно объяснений З. он договоры аренды, либо пользования помещениями с указанными юридическими лицами не заключал, согласия на регистрацию по адресу <адрес> юридических лиц не давал. В ходе обследования вышеуказанного адреса, проведенного сотрудниками налогового органа, установлено отсутствие рабочих мест юридических лиц, отсутствие каких-либо условий для возможности использования помещения для связи с юридическими лицами, отсутствие вывески с наименованиями юридических лиц, отсутствие постоянно действующего исполнительного органа юридических лиц либо иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. В данном случае ни постоянно действующего исполнительного органа, ни лиц, имеющих право действовать без доверенности, по адресу: <адрес>, не имеется. Налоговую отчетность указанное юридическое лицо не представляет, заказные письма, телеграммы, направляемые в его адрес, возвращаются с пометкой «адресат не значится». Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у собственника возможности исполнить выданные им гарантии по предоставлению помещения, в связи с физической нехваткой площадей для размещения рабочих мест, что указывает на отсутствие у него намерения предоставлять данное помещение в аренду для фактического размещения юридических лиц в данном помещении. Таким образом, сведения о заявленном адресе: <адрес>, в документах, представленных в регистрирующий орган для государственной регистрации изменения адреса места нахождения организаций, являются недостоверными, поданными с целью внесения изменений в ЕГРЮЛ без намерения осуществлять финансово-хозяйственную деятельность по новому адресу государственной регистрации, что нарушает нормы установленного правопорядка. Указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица влечет отказ в его государственной регистрации, так как затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Место нахождения юридического лица имеет существенное правовое значение, так как является местом исполнения обязательств в силу статьи 316 Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственная регистрация лица по месту, по которому оно фактически не находится, противоречит требованиям ч. 2 ст. 54 ГК РФ. Учитывая вышеизложенное, заявленный адрес местонахождения не является адресом места нахождения постоянно действующего исполнительного органа ООО «Гражданпромстрой» и не соответствует действительности. Таким образом, факт отсутствия юридического лица по адресу государственной регистрации нарушает интересы как неопределенного круга лиц, которые вступают в финансово-хозяйственные отношения с данным юридическим лицом, так и интересы Российской Федерации, ввиду того, что условия сделок делают заведомо невозможным размещение постоянно действующего исполнительного органа организации по данному адресу, что препятствуют надлежащему осуществлению налогового контроля и принятию всего комплекса мер, направленного на взыскание в бюджет Российской Федерации задолженности по налогам и сборам. Просит суд признать незаконными действия юридического лица: ООО «Гражданпромстрой» ИНН № по внесению в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) указанного юридического лица, а именно по адресу: <адрес>; обязать Межрайонную ИФНС РФ № 14 по Краснодарскому краю исключить из Единого государственного реестра юридических лиц недостоверные сведения об организации ООО «Гражданпромстрой», и внести сведения об указанной организации в разделе «адрес (местонахождение)» в соответствии с местом регистрации единоличного исполнительного органа юридического лица.
В судебном заседании пом. прокурора Усть-Лабинского района Вакалова Е.В. поддержала доводы, изложенные в иске и просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ООО «Гражданпромстрой» в судебное заседание не явился, причина неявки суду неизвестна, уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Ответчик Курасов А.С. в судебное заседание не явился, причина неявки суду неизвестна, уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель межрайонной ИФНС России № 14 по Краснодарскому краю Конунникова Е.Н. поддержала исковые требования прокурора и просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Третье лицо Зорин А.В. в судебное заседание не явился, причина неявки суду неизвестна, уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании прокуратурой района в ходе осуществления надзора за соблюдением налогового законодательства, а также федерального законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выявлены нарушения требований действующего закона в действиях в действиях юридического лица ООО «Гражданпромстрой» ИНН № юридический адрес: <адрес>. Установлено, что по указанному выше адресу в жилом доме, согласно федеральной базе ЕГРЮЛ зарегистрировано 3 различных юридических лица, мигрировавших в Усть-Лабинский район из различных регионов страны: ООО «Белояр» ИНН №, ООО «Волга-Нефть» ИНН №, ООО «ГРАЖДАНПРОМСТРОЙ» ИНН №. Общая сумма задолженности по налогам и сборам перед бюджетом Российской Федерации у данных организаций превышает 19 млн. рублей. Собственником жилого дома является З.. Согласно объяснений З. он договоры аренды, либо пользования помещениями с указанными юридическими лицами не заключал, согласия на регистрацию по адресу <адрес> юридических лиц не давал.
Кроме того, в ходе обследования вышеуказанного адреса, проведенного сотрудниками налогового органа, установлено отсутствие рабочих мест юридических лиц, отсутствие каких-либо условий для возможности использования помещения для связи с юридическими лицами, отсутствие вывески с наименованиями юридических лиц, отсутствие постоянно действующего исполнительного органа юридических лиц либо иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии с п. 2 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
В соответствии со ст. 54 ГК РФ адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно ст. 40 ГК РФ единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержатся, в том числе, сведения и документы о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В данном случае ни постоянно действующего исполнительного органа, ни лиц, имеющих право действовать без доверенности, по адресу: <адрес>, не имеется.
Налоговую отчетность указанное юридическое лицо не представляет, заказные письма, телеграммы, направляемые в его адрес, возвращаются с пометкой «адресат не значится».
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у собственника возможности исполнить выданные им гарантии по предоставлению помещения, в связи с физической нехваткой площадей для размещения рабочих мест, что указывает на отсутствие у него намерения предоставлять данное помещение в аренду для фактического размещения юридических лиц в данном помещении.
Согласно ч. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В соответствии с п. 4 ст. 19 ГК РФ, приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается.
Кроме того, пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», определены обстоятельства, при которых сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными.
Так, о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица может свидетельствовать тот факт, что адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.).
Таким образом, сведения о заявленном адресе: <адрес>, в документах, представленных в регистрирующий орган для государственной регистрации изменения адреса места нахождения организаций, являются недостоверными, поданными с целью внесения изменений в ЕГРЮЛ без намерения осуществлять финансово-хозяйственную деятельность по новому адресу государственной регистрации, что нарушает нормы установленного правопорядка.
Помимо этого, согласно Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимым условием для проведения регистрации является не только предоставление заявителем полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ, что следует из положений статей 4, 12, 14, 17, 25 Закона № 129-ФЗ и статей 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица влечет отказ в его государственной регистрации, так как затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Место нахождения юридического лица имеет существенное правовое значение, так как является местом исполнения обязательств в силу статьи 316 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе (месте нахождении) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 4 Закона № 129-ФЗ государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами, то есть официальным источником сведений о юридическом лице, указанные в реестре данные считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Данным ресурсом пользуется неограниченный круг лиц, в том числе государственные органы власти.
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Государственная регистрация лица по месту, по которому оно фактически не находится, противоречит требованиям ч. 2 ст. 54 ГК РФ.
Учитывая вышеизложенное, заявленный адрес местонахождения не является адресом места нахождения постоянно действующего исполнительного органа ООО «Гражданпромстрой» и не соответствует действительности.
Следовательно, факт отсутствия юридического лица по адресу государственной регистрации нарушает интересы как неопределенного круга лиц, которые вступают в финансово-хозяйственные отношения с данным юридическим лицом, так и интересы Российской Федерации, ввиду того, что условия сделок делают заведомо невозможным размещение постоянно действующего исполнительного органа организации по данному адресу, что препятствуют надлежащему осуществлению налогового контроля и принятию всего комплекса мер, направленного на взыскание в бюджет Российской Федерации задолженности по налогам и сборам.
Таким образом, доводы, изложенные в исковом заявлении, полностью нашли свое подтверждение в судебном заседании и подтверждаются собранными по делу письменными доказательствами.
Руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Усть-Лабинского района к ООО «Гражданпромстрой», Курасову А.С. о признании действий незаконными и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц недостоверных сведений - удовлетворить.
Признать незаконными действия юридического лица: ООО «Гражданпромстрой» ИНН № по внесению в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) указанного юридического лица, а именно по адресу: <адрес>.
Обязать Межрайонную ИФНС РФ № 14 по Краснодарскому краю исключить из Единого государственного реестра юридических лиц недостоверные сведения об организации ООО «Гражданпромстрой», и внести сведения об указанной организации в разделе «адрес (местонахождение)» в соответствии с местом регистрации единоличного исполнительного органа юридического лица.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: