№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 29 сентября 2017 года
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Князева Д.М., при секретаре ФИО5, с участием истца ФИО2, ответчика ФИО3, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3, ФИО4 о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в связи с уклонением одной из сторон договора от государственной регистрации прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к ФИО3, ФИО4 о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в связи с уклонением одной из сторон договора от государственной регистрации прав. Заявленные требования обосновывают тем, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ФИО1 был заключен договор купли – продажи гаража № (кирпичный с овощной ямой) площадью 24,4 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, <адрес> кооператив «<данные изъяты>», гараж №.
Согласно п.5 договора цена приобретаемого истцом гаража составила 40000 руб. Расчет с ФИО1 был произведен полностью до подписания договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что было отражено в п.6 договора.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 передал истцу кирпичный гараж с овощной ямой, общей площадью 24,4 кв.м., свидетельство о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № запись ЕГРП № от ДД.ММ.ГГГГ место нахождения <адрес>, пер. <адрес> кооператив «<данные изъяты>», гараж №, что подтверждается передаточным актом № от ДД.ММ.ГГГГ.
После оформления передаточного акта ФИО1 выехал для проживания в <адрес>. В последующем истец обратился в Сарапульский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, где ему разъяснили, что регистрация права собственности на гараж возможна только при наличии заявлений от обеих сторон по договору купли – продажи. Каких либо сведений о новом месте жительства ФИО1 у истца не было, однако он периодически созванивался с ФИО1 по телефону и просил прибыть в <адрес> для регистрации перехода права собственности, на что ФИО1 отвечал истцу отказом ссылаясь на занятость и отсутствие денежных средств для проезда. При очередной беседе, в начале декабря 2016 года ФИО1 согласился приехать в <адрес>, однако к оговоренной дате не прибыл. В последующем истцу стало известно, что ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. С момента заключения договора купли – продажи гаража и до дня смерти ФИО1, как сторона договора, не подал заявление о государственной регистрации перехода права собственности по договору купли – продажи гаража, хотя знал о необходимости государственной регистрации.
После смерти ФИО1 остались наследники. На основании ст.ст.1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли – продажи переходят к его универсальным правопреемникам.
По договору купли – продажи гаража № от ДД.ММ.ГГГГ вся сумма за предмет договора ФИО1 была истцом выплачена, истец фактически владеет и пользуется указанным недвижимым имуществом в полном объеме как собственник. На истца оформлена членская книжка, взносы истец уплачивает регулярно.
На основании ч.7 ст.15, ст.58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ч.2 ст.165 ГК РФ, просит вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности на кирпичный гараж с овощной ямой, находящийся по адресу: УР, <адрес>, <адрес> гаражный кооператив «<данные изъяты>», гараж №, общей площадью 24,4. кв.м. к ФИО2 в соответствии с договором купли – продажи гаража № от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики в судебном заседании исковые требования признали, о чем представили письменные ходатайства о признании исковых требований в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 и 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации право собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Приведённым конституционным гарантиям корреспондируют нормы действующего гражданского законодательства, в которых законодателем определены различные способы и основания приобретения материального (вещного) права и закреплён принцип свободного оборота (отчуждения, перехода) объектов гражданских прав.
Собственник в силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам.
В статье 218 ГК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности. Так, согласно пункту 2 данной статьи право собственности на имущество, которое имеет собственника может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно данной императивной норме возможно совершение сделки по отчуждению объекта недвижимости собственником, то есть лицом, который вправе совершать действия по владению, пользованию и распоряжению лишь в отношении принадлежащего ему имущества в установленном законом порядке.
Из смысла пункта 1 статьи 549, статьи 550 и 554 ГК РФ следует, что по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец (собственник) обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество, путём составления в письменной форме одного документа, подписанного сторонами. В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определённо установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору.
Исследованными по делу доказательствами установлено, что ФИО1 являлся правообладателем гаража № в ГСК «<данные изъяты>» в <адрес>. Указанный титул обладания подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону, а также справкой ГУП УР «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» от ДД.ММ.ГГГГ.
Реализуя предусмотренные статьёй 209 ГК РФ полномочия собственника, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключил письменный договор купли-продажи гаража с ФИО2 В договоре купли-продажи индивидуализирован предмет сделки – гараж, его уникальные характеристики: площадь 24,4, местоположение (пункт 1 договора).
В пункте 5 договора стороны пришли к соглашению о стоимости гаража в размере 40000 руб.
Договор купли-продажи подписан сторонами, что свидетельствует о достижении соглашения по всем условиям заключенной сделки. Отчуждение недвижимого имущества продавцом и передача ему денежной суммы покупателем подтверждается передаточным актом.
Исходя из смысла статьи 218 ГК РФ договор купли-продажи объекта недвижимого имущества является основанием приобретения права собственности, которое возникает с момента государственной регистрации.
Поскольку сторонами оформлен и подписан договор купли-продажи, облечённый в надлежащую форму, содержит все существенные условия, следует исходить из того, что договор заключен. При этом передача вещи не удовлетворяет интересы покупателя, поскольку это не повлечёт перехода права собственности, так как для этого необходима государственная регистрация перехода титула. Об этом свидетельствует пункт 1 статьи 551 ГК РФ, в силу которого переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Анализ приведённых истцом данных свидетельствует об уклонении продавца от совершений действий по государственной регистрации перехода права собственности на гараж. Суд полагает, что возникшее препятствие, не должно влечь неблагоприятных последствий для истца, как добросовестного приобретателя недвижимого имущества по сделке.
Согласно п.62 постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» на основании статей 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.
Суд считает, что поскольку ответчики исковые требования признали, факт заключения договора купли – продажи установлен, как и факт уклонения продавца от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на гараж, исковые требования ФИО2 к ФИО3, ФИО4, которые являются наследниками после смерти ФИО1 о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в связи с уклонением одной из сторон договора от государственной регистрации прав подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку эти действия не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц.
Последствия принятия судом признания иска ответчикам разъяснены и понятны.
Суд считает необходимым принять признание иска ответчиками, поскольку признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
По указанным основаниям исковые ФИО2 к ФИО3, ФИО4 о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в связи с уклонением одной из сторон договора от государственной регистрации прав подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к ФИО3, ФИО4 о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в связи с уклонением одной из сторон договора от государственной регистрации прав удовлетворить.
Осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на кирпичный гараж с овощной ямой, находящийся по адресу: УР, <адрес>, <адрес> гаражный кооператив «<данные изъяты>», гараж №, общей площадью 24,4 кв.м. к ФИО2 в соответствии с договором купли – продажи гаража от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Сарапульский городской суд УР.
Решение изготовлено судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Сарапульского городского суда Д.М. Князев