Дело 2-652/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2015 г. пос. Ныроб
Чердынский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Набиюллиной А.Г.,
с участием истца ФИО4,
представителя ФИО3 ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в лице и.о. старшего юрисконсульта ФИО9, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре судебного заседания ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушенное право на получение государственного жилищного сертификата
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю о признании бездействия ответчиков по не предоставлению ГЖС незаконным и обязании их устранить нарушенное право на получение государственного жилищного сертификата.
В иске указывает, что решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ОИК-11 от ДД.ММ.ГГГГ он был включен в Перечень участников Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Заведено учетное жилищное дело №. Состав семьи, включая его и дочь - ФИО8 - 5 человек. При рассмотрении его учетного жилищного дела в 2014 году было установлено, что ФИО8 является собственником двухэтажного жилого дома, расположенного: <адрес>, <адрес> в выдаче ГЖС было отказано. В декабре 2014 года им было получено заключение ООО НПТИ «ОРТЭКС», о том, что указанный жилой дом не пригоден для проживания. ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости был снят с кадастрового учета. Впоследствии, вопрос о выдаче ГЖС вновь откладывался до предоставления недостающих документов. Последние недостающие документы - акт № и заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ обследования дома были высланы им ФИО5 по <адрес> и ФСИН ФИО6. Какого-либо письменного ответа из ФИО5 по <адрес> он так и не дождался, в недавно пришедшую партию получателей ГЖС, вновь не попал.
ФИО2 просит: признать бездействие (действие) ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ОИК-11 не законным и необоснованным, обязать ответчиков устранить в полном объеме нарушение его прав на получение государственного жилищного сертификата.
ФИО2 в судебном заседании свои требования поддержал. Он не согласен с разъяснением ФСИН России, что для устранения недостатка, препятствующего получению ГЖС, ему необходимо предоставить комиссионный акт органа местного самоуправления о признании спорного помещения не пригодного для проживания с указанием возможностей его дальнейшего использования. Полагает, что все необходимые документы им собраны, он имеет право на внеочередное получение сертификата, вопрос о выдаче ГЖС должен быть решен. Иных требований, не указанных в иске, не имеет. В остальной части дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в иске. Просит удовлетворить иск.
Представитель ФКУ ОИК-11 ФИО9 иск не признала в полном объеме. Пояснила, что ФКУ ОИК-11 не занимается выдачей сертификатов. На момент обращения в 2009 году у ФИО4 обратившегося в ЖБК ФКУ ОИК-11 с заявлением о включении его и членов его семьи в состав участников Подпрограммы, указанного жилого дома ни у кого из них в собственности не было. Было заведено учетное жилищное дело, которое передали в ГУФСИН России по Пермскому краю. Дом был подарен позже - в 2010 году. В дальнейшем, дополнительные документы для вложения в учетное дело, направлялись им в ЖБК ГУФСИН России по Пермскому краю. Каких-либо доводов о нарушении его прав, действиями (бездействием) ФКУ ОИК-11 ФИО2 не приводит. Полагает, что ФКУ ОИК-11 ненадлежащий ответчик. В остальной части дала объяснения, аналогичные письменным возражениям начальника ФКУ ОИК-11. Просит отказать в иске.
Ответчик ГУФСИН России по Пермскому краю о времени и месте судебного заседания был извещен. Его представитель ФИО10, действуя на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск ФИО4 не признала. В письменном возражении пояснила, что неполнота предоставленных документов заявителем не устранена до сих пор. ФИО2 признавал жилой дом в товариществе «Штормовой» не пригодным для проживания, предоставив в учетное дело после проведения процедуры, следующие документы: акт обследования помещения и заключение комиссии. В нарушение требований раздела IV Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» истцом не предоставлено соответствующее письменное решение органа местного самоуправления о дальнейшем использовании этого жилого помещения. На письменные обращения ФИО4 их автору давались ответы. В них разъяснялась необходимость предоставления решения органа местного самоуправления. Представитель полагает, что не предоставление или неполное предоставление документов, является основанием для отказа в выдаче сертификата. Просит отказать ФИО4 в полном объеме.
В письменных возражениях начальник ФКУ ОИК-11 ФИО11, действующий без доверенности, обращает внимание суда, что ЖБК ФКУ ОИК-11 занимается лишь приемом документов и формированием учетных дел. Отказ в получении сертификата не входит в компетенцию ЖБК Учреждения. Просит отказать ФИО4 в иске, признать ФКУ ОИК-11 ненадлежащим ответчиком.
Оценив доводы присутствовавших участников судебного заседания, изучив письменные возражения представителей ответчиков и материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, с использованием бюджетных средств и иных, незапрещенных законом денежных средств для улучшения жилищных условий для приобретения или строительства жилья.
П.1 постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы» Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (далее - Постановление от 21 марта 2006 года № 153), установлено, что формой финансовой государственной поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации данной подпрограммы, является приобретение им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на которое удостоверяется ГЖС.
Согласно п.2 Постановления, выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными постановлением Правительства от 21 марта 2006 года N 153.
В соответствие с п.2 Правил - участие в подпрограмме добровольное, по желанию соответствующей категории граждан.
Согласно п.19 Правил, изъявив желание участвовать в подпрограмме и улучшить свои жилищные условия с помощью жилищного сертификата - путем получения субсидии для приобретения жилья, гражданин соглашается со всеми ее условиями.
В силу п.24 Правил, список формируется по каждой категории граждан в хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы постановлены на учет.
Пунктом 7 Правил определены категории граждан - участников подпрограммы, социальные выплаты которым предоставляются в первую очередь.
В соответствии с п.7 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 12 июля 2011 года № 561 - действовавшей по 9 октября 2015 года) социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпункте «а» п.5 настоящих Правил, указанным в абзацах девятом и десятом этого подпункта.
В соответствии с п.7 Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2015 года N 1013 - действующей с 10 октября 2015 года) социальные выплаты предоставляются во внеочередном порядке гражданам, указанным в абзаце восьмом этого подпункта, и в первоочередном порядке гражданам, указанным в абзаце девятом этого подпункта.
В соответствии с п.44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности среди прочих перечисленных документов предоставляет обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с п.16.2 Правил в случае принятия гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение (долю в праве общей собственности на жилое помещение) в государственную или муниципальную собственность, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в п.16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с ч.5 ст.57 Жилищного кодекса РФ, но не менее чем за 5 лет.
В силу п.44(1) Правил в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в п.44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.
Из пояснений истца, представителя ФКУ ОИК-11 полученных в судебном заседании в порядке ст.55 ГПК РФ следует, что решением ЖБК от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был включен в состав участников Подпрограммы. На него было заведено учетное дело №, которое передали в ГУФСИН России по Пермскому краю. Состав семьи, включая его, его дочь - ФИО8 - 5 человек.
В силу ст.56 ГПК РФ обязанность доказать те обстоятельства, на которые сторона ссылается, лежит на этой стороне.
Доказательств нарушения прав действиями (бездействием) ответчика ФКУ ОИК-11 ФИО4 не предоставлено.
Свои требования к ГУФСИН России по Пермскому краю ФИО12 обосновывает тем, что он не согласен с разъяснением ФСИН России, что для устранения недостатка, препятствующего получению ГЖС, ему необходимо предоставить комиссионный акт органа местного самоуправления о признании спорного помещения не пригодного для проживания с указанием возможностей его дальнейшего использования. На основании полученных выписок, заключений и справок этот дом не может быть признан не жилым, поскольку он не существует как объект недвижимого имущества. Полагает, что все необходимые документы им собраны.
Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительство РФ, в пределах предоставленных ему Жилищным кодексом РФ полномочий, Постановлением от 28 января 2006 года N 47 утвердило Положение, которым установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно данному положению, по результатам работы комиссия принимает одно из решений, указанных в п.47 Положения:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с абзацем 7 п.7 Положения решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (абзац 2 п.49 Положения).
При рассмотрении его учетного жилищного дела в 2014 году было установлено, что ФИО8, будучи членом семьи участника Подпрограммы, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, она стала собственником двухэтажного жилого дома, общей площадью 65 кв. м, расположенного: <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ей было получено свидетельство о государственной регистрации права собственности (л.д.25).
В декабре 2014 года в ходе обследования ООО «НПТИ «ОРТЭКС» (л.д.25) указанный дом был признан не пригодным для проживания (ветхим, нежилым). ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 была выдана справка ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», что указанный дом утратил свое функциональное назначение, его не возможно использовать для круглогодичного проживания (л.д.9). ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости был снят с кадастрового учета (л.д.10).
Предоставление ФИО4 в ГУФСИН России по Пермскому краю перечисленных документов, не свидетельствует об устранении недостатков, ранее препятствовавших выдаче государственного жилищного сертификата.
Из правового единства ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ, пунктов 2, 5 и 8 Положения суд приходит к выводу, что законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственными комиссиями.
ФИО12 не предоставлено в судебное заседание решения соответствующего органа местного самоуправления и его распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения. Его доводы, что орган местного самоуправления может принимать такие решения только в отношении имущества, находящегося в федеральной либо муниципальной собственности не основаны на законе. Предоставленное заключение межведомственной комиссии о признании жилых домов (жилых помещений) не пригодными для проживания (л.д.16-17), утвержденной постановлением главы администрации Пермского муниципального от ДД.ММ.ГГГГ о том, что спорный объект не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и не пригоден к проживанию, не является документом, заменяющим решение органа местного самоуправления.
Суд, оценив в порядке ст.67 ГПК РФ все имеющиеся по делу доказательства, приходит к убеждению, что каких-либо решений об отказе в выдаче жилищного сертификата ответчиком не принималось. ФИО2 в письменном виде был уведомлен Управлением капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России (л.д.18-19), что ему в соответствии с п.4 Положения необходимо предоставить заключение комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, а также решение органа местного самоуправления и его распоряжение о дальнейшем использовании жилого помещения, при этом его право на получение ГЖС сохранено до устранения недостатков.
Данная рекомендация им выполнена не была.
Требования ФИО4 направлены не на восстановление нарушенного права, а на реализацию права на получение ГЖС во внеочередном порядке, что противоречит требованиям п.7 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 12 июля 2011 года № 561 - действовавшей по 9 октября 2015 года) и п.7 Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2015 года N 1013 - действующей с 10 октября 2015 года), регламентирующих очередность оформления и выдачи сертификата.
Суд, оценив в порядке ст.67 ГПК РФ приходит к убеждению об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО4 Нарушения прав ФИО4 на получение ГЖС не установлено. Жилищные права истца на предоставление жилого помещения или иные формы обеспечения жильем, ответчиками не нарушены, поскольку он включен в Перечень участников Подпрограммы. Выдача сертификата приостановлена до предоставления недостающего документа. Доказательств, свидетельствующих о наличии у истца права на внеочередное предоставление жилого помещения, - не предоставлено.
Суд отказывает ФИО4 в удовлетворении его требований. Поскольку данное решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении. В связи с этим, в резолютивной части решения следует указать на отказ в требовании обязать предоставить сертификат во внеочередном порядке. Отсутствие ссылки на внеочередной порядок может нарушить права истца на реализацию своего права в дальнейшем.
Руководствуясь ст.195-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Требования ФИО4 о признании бездействия ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ОИК-11 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю по не предоставлению государственного жилищного сертификата в качестве участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и обязании предоставить ему ГЖС во внеочередном порядке - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд Пермского края (пос. Ныроб Чердынского района Пермского края) в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий судья А.Г. Набиюллина.