Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-10/2019 (12-177/2018;) от 11.12.2018

Дело № 12-10/19

Р Е Ш Е Н И Е

г. Можга УР                     06 февраля 2019 года

Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Смагина Н.Н.,

при секретаре Трефиловой Е.В.,

с участием:

ст. помощника Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора Коршуновой Е.А.,

представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности АУ УР «Удмуртлес» Клабуковой В.А., действующей на основании доверенности №*** У от 31.01.2019, Кощеевой К.А., действующей на основании доверенности №*** У от 10.01.2019,

представителя Минприроды Удмуртской Республики Дегтяревой С.Г., действующей на основании доверенности №*** от 01.02.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Автономного учреждения Удмуртской Республики «Удмуртлес» на постановление по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

Постановлением №*** от 20.11.2018 Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды, главного государственного лесного инспектора УР У.Д.Н. юридическое лицо- Автономное учреждение УР «Удмуртлес» (далее по тексту – АУ УР «Удмуртлес») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Событие правонарушения, согласно постановлению, заключается в том, что 26.07.2018 в ходе обследования лесного участка, расположенного в <данные изъяты>, предоставленного АУ УР «Удмуртлес» по договору аренды от 28.10.2013 №*** установлено, что учреждением в 2017 году проведена сплошная рубка лесных насаждений. Согласно лесной декларации от 03.11.2017 и технологической карты лесосечных работ от 03.11.2017 срок заготовки древесины, осуществления рубки лесных насаждений и окончания вывозки древесины на данном участке до 31.12.2017. Согласно письму Минлесхоза УР №*** от 13.12.2017 данный срок продлен до 01.04.2018. АУ УР «Удмуртлес» работы по рубке древесины закончены к указанному сроку, вся древесина с лесосеки вывезена, однако, часть древесины в объеме примерно 300 куб.м. складирована в <данные изъяты> вплотную к стене леса, минерализованная полоса отсутствует.

Таким образом, установлено не соблюдение п.п. 19 и 21 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №***, выразившихся в складировании древесины вплотную к стене леса и отсутствии противопожарной минерализованной полосы.

Не согласившись с данным постановлением, АУ УР «Удмуртлес» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

В обосновании жалобы указало, что АУ УР «Удмуртлес» является государственным учреждением, согласно устава имеет 7 филиалов. Заготовка по договору аренды от 28.10.2013 №*** в <данные изъяты> проводилась Можгалес – филиалом АУ УР «Удмуртлес». Директором Можгалес – филиала АУ УР «Удмуртлес» назначен Долговых Д.А., которым и было принято решение о складировании заготовленной древесины в <данные изъяты>. Кроме того, соблюдение правил пожарной безопасности в лесах при осуществлении заготовки древесины и обеспечении мероприятий по еженедельной проверке мест проведения работ возложено на директоров филиалов приказом АУ УР «Удмуртлес» №*** от 11.04.2018, также предусмотрено должностной инструкцией директора филиала АУ УР «Удмуртлес». Для контроля исполнения приказа филиалами еженедельно направлялась оперативная сводка по вывозу заготовленной древесины с лесосеки и мест временного складирования, что доведено до директоров филиалов для исполнения письмом от 10.01.2018 №***. Согласно оперативной сводке Можгалес от 29.03.2018 вся древесина заготовленная в <данные изъяты> вывезена в полном объеме. Соответственно АУ УР «Удмуртлес» располагало достоверной информацией о полном соблюдении требований пожарной безопасности, данные о том, что вывезенная древесина была складирована с нарушением требований пожарной безопасности в лесах на вышеуказанном участке, от должностного лица не поступали. В связи с изложенным АУ УР «Удмуртлес» не могло предполагать о наличии каких- либо нарушений и принять дополнительные меры воздействия к должностным лицам. Учреждение обеспечило филиал Можгалес всеми необходимыми материально-техническим ресурсами, в том числе финансовыми средствами, в целях исполнения всех обязательств и установленных обязательных требований при осуществлении деятельности филиала. Таким образом, АУ УР «Удмуртлес» приняты все меры по соблюдению требований установленных правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, и проводится надлежащий контроль. Выявленное нарушение является следствием ненадлежащего исполнения должностных обязанностей директором Можгалес – филиала АУ УР «Удмуртлес» Долговых Д.А.. Кроме того, учреждение не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие представителей АУ УР «Удмуртлес», что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть административное дело. АУ УР «Удмуртлес» полагает, что административный штраф должен быть назначен в размере 150000 рублей, поскольку АУ УР «Удмуртлес» является некоммерческой организацией и назначение штрафа в размере 300000 рублей может негативно отразиться на деятельности учреждения. Обстоятельства, послужившие основанием привлечения учреждения к административной ответственности, устранены незамедлительно. Таким образом, отсутствуют негативные последствия и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. У юридического лица - АУ УР «Удмуртлес» отсутствовали объективные возможности предусмотреть факт нарушения требований пожарной безопасности ввиду представления должностным лицом отчета, свидетельствовавшего об обратном.

В судебном заседании представители юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, доводы, указанные в жалобе поддержали в полном объеме, просят постановление о назначении административного наказания №*** от 20.11.2018 отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель Минприроды УР Дегтярева С.Г. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, указав, что постановление вынесено законно и обосновано.

Ст. помощник прокурора Коршунова Е.А. полагает, что жалоба удовлетворению не подлежит.

Выслушав участников процесса, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статьей 30.6 КоАП РФ предусмотрено, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Материалами дела установлено, что Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Минприроды УР проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в лесах и заготовке АУ УР «Удмуртлес» на территории Можгинского и Кизнерского лесничества УР.

26 июля 2018 года в ходе проверки установлено, что в нарушение п.п.19 и 21 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства №417 от 30.06.2007 (далее по тексту - Правил пожарной безопасности, Правила), заготовленная АУ УР «Удмуртлес» в <данные изъяты> в объеме примерно 300 куб.м. пород береза и липа складирована в <данные изъяты> вплотную к стене леса, минерализованная полоса отсутствует.

Постановлением №*** от 11.09.2018 Минприроды УР производство в отношении АУ УР «Удмуртлес» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением Можгинского районного суда УР от 19.10.2018 по протесту прокурора Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры указанное постановление по делу об административном правонарушении отменено, дело возвращено в Минприроды УР на новое рассмотрение.

20 ноября 2018 года Министром природных ресурсов и охраны окружающей среды, главным государственным лесным инспектором УР У.Д.Н. вынесено постановление №*** о назначении административного наказания, согласно которому АУ УР «Удмуртлес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 300000 рублей.

Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ составляет нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются, в том числе, наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 50.7 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.

Охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.

Частями 1,4 ст. 51 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Постановлением Правительства РФ № 417 от 30.06.2007 утверждены Правила пожарной безопасности, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п. 1 Правил).

Подпунктом «а» п.3, п.5 указанных Правил предусмотрено, что предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с пунктами 19, 21 Правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.

Согласно договору аренды лесного участка от №*** от 28.10.2013, мирового соглашения по делу №А71-15872/2017 от дд.мм.гггг, мирового соглашения по делу №А71-158880/2017 от дд.мм.гггг АУ УР «Удмуртлес» предоставлены лесные участки на территории Можгинского лесничества, в частности, в <данные изъяты>.

В соответствии с п.п.3.30, 3.37 договора аренды именно АУ УР «Удмуртлес», как арендатор лесного участка, обязано использовать его в соответствии лесным законодательством и соблюдать требования, предусмотренные Правила пожарной безопасности в лесах, осуществлять противопожарное обустройство лесов.

Согласно справке о результатах прокурорской проверки от 24.08.2018, в ходе обследования 26 июля 2018 года лесного участка, расположенного в <данные изъяты>, установлено следующее нарушение.

АУ УР «Удмуртлес» в 2017 году проведена сплошная рубка лесных насаждений. Согласно лесной декларации от 03.11.2017 и технологической карты лесосечных работ от 03.11.2017 срок заготовки древесины, осуществления рубки лесных насаждений и окончания вывозки древесины на данном участке установлен до 31.12.2017. В дальнейшем, согласно письму Министерства лесного хозяйства УР от 13.12.2017 №*** данный срок продлен до 01 апреля 2018 года. Учреждением работы по рубке древесины закончены к указанному сроку, Однако часть древесины в объеме примерно 300 куб.м. не вывезена и в нарушение указанных требований Правил №*** складирована Учреждением в <данные изъяты> вплотную к стене леса, противопожарная минерализованная полоса не отсутствует.

Нарушение правил пожарной безопасности АУ УР «Удмуртлес» совершено в период особого противопожарного режима, введенного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 июня 2018 года №*** с 27 июня 2018 года по 01 августа 2018 года.

Указанные фактические обстоятельства АУ УР «Удмуртлес», согласно материалам дела об административном правонарушении, не оспариваются и установлены постановлением по делу.

Доводы жалобы о том, что постановление о назначении административного наказания является незаконным в связи с тем, что выявленное нарушение является следствием ненадлежащего исполнения должностных обязанностей директором Можгалес – филиала АУ УР «Удмуртлес» Долговых Д.А., являются несостоятельными.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Филиал АУ УР «Удмуртлес» - Можгалес стороной договора аренды лесного участка от 28.10.2013 №*** не является, соответственно, возложенную на арендатора участка ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах указанный филиал не несет, и юридическим лицом не является.

Каких-либо мер к обеспечению складирования древесины на указанном участке, с учетом установленного Правилами пожарной безопасности в лесах минимально допустимого расстояния от стены леса и устройству противопожарной минерализованной полосы АУ УР «Удмуртлес» не принято, препятствий к совершению этих действий у учреждения не имелось.

Как следует из материалов дела, на указанном участке древесина складирована с 01.04.2018, нарушения Правил при ее складировании обнаружены 26.07.2018.

Таким образом, в течение 4 месяцев АУ УР «Удмуртлес» не принято мер ни к ее вывозу, ни к соблюдению правил пожарной безопасности при ее складировании, в том числе, в период особого противопожарного режима.

Совокупность доказательств позволяет прийти к выводу о том, что АУ УР «Удмуртлес» имело возможность организовать складирование заготовленной по договору аренды древесины с соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, чем была создана угроза возникновения лесных пожаров в условиях особого противопожарного режима в лесах.

Доводы жалобы о том, что постановление о назначении административного наказания вынесено в отсутствие представителя АУ УР «Удмуртлес» также не может служить основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, поскольку юридическое лицо было надлежащим образом извещено о времени и месте вынесения постановления, что подтверждается извещением от 13.11.2018, скриншотами, в соответствии с которыми извещение доставлено адресату.

Таким образом, выводы должностного лица о признании юридического лица АУ УР «Удмуртлес» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, являются обоснованными. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют. Административное наказание назначено юридическому лицу с учетом общих правил назначения наказания в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3,5, 4.1, 4.2-4.3 КоАП РФ, и характера совершенного административного правонарушения, в пределах минимального размера санкции, предусмотренного для данного вида нарушения.

Вместе с тем усматриваются основания для изменения постановления по делу об административном правонарушении в части назначенного юридическому лицу административного штрафа в размере 300000 рублей.

В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобу, протест на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела IIКоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

С учетом изложенного, а также конкретных обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, признания вины, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица возможно назначение АУ УР «Удмуртлес» административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, постановление №*** от 20.11.2018 об административном правонарушении в отношении АУ УР «Удмуртлес» подлежит изменению в части назначенного наказания путем снижения административного штрафа с 300000 рублей до 150000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

Постановление Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды, главного государственного лесного инспектора УР У.Д.Н. №*** от 20.11.2018 о привлечении Автономного учреждения Удмуртской Республики «Удмуртлес» к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ изменить, назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей снизить до 150000 рублей.

В остальной части постановление по делу об административном правонарушении №*** от 20.11.2018 оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Можгинский районный суд УР в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья-      Смагина Н.Н.

12-10/2019 (12-177/2018;)

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Истцы
Удмуртский природоохранный прокурор
Ответчики
АУ УР "Удмуртлес"
Суд
Можгинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Смагина Надежда Николаевна
Статьи

КоАП: ст. 8.32 ч.3

Дело на странице суда
mozhginskiygor--udm.sudrf.ru
12.12.2018Материалы переданы в производство судье
13.12.2018Истребованы материалы
21.01.2019Поступили истребованные материалы
06.02.2019Судебное заседание
26.02.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
05.03.2019Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
07.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2019Вступило в законную силу
25.03.2019Дело оформлено
25.03.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее