РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 марта 2019 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи К. А. Деминой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чечневой Д.Н. с использованием средств аудиозаписи,
с участием:
представителя административного истца – помощника прокурора Советского района города Томска Богдановой Н.Н., удостоверение,
административного ответчика Кузьмина С.С., паспорт
представителя УМВД России по Томской области – Терещенко Е.А. по доверенности от 05.01.2019 года (сроком по 31.12.2019 года), удостоверение
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске
административное дело №2а-675/2019
по административному иску прокурора Советского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
к Кузьмину С.А.
о прекращении действия права на управление транспортными средствами и водительского удостоверения,
заинтересованные лица: Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Томской области, Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Томский областной наркологический диспансер», Управление Министерства внутренних дел РФ по Томской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Томска (далее – прокурор), действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Кузьмину С.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами и водительского удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ категории «...
Определением суда от 31.01.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России по Томской области (далее – Управление ГИБДД МВД России по Томской области), Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Томский областной наркологический диспансер» (далее - ОГБУЗ «ТОНД»), Управление Министерства внутренних дел РФ по Томской области (далее – УМВД России по Томской области).
В обоснование административного иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой Советского района г.Томска проверки соблюдения требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, установлено, что Кузьмин С.А. имеет водительское удостоверение на право управления транспортным средством № от ДД.ММ.ГГГГ категории «...» сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно сведениям ОГБУЗ «ТОНД», решением врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Кузьмин С.А. принят под диспансерное наблюдение в ... с диагнозом по ... который запрещает ему управлять транспортными средствами, в соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 года № 377.
В судебном заседании представители административного истца и заинтересованного лица УМВД России по Томской области административный иск поддержали, настаивали на его удовлетворении.
Административный ответчик Кузьмин С.А. просил в иске отказать ввиду его необоснованности.
Согласно статье 150 КАС РФ дело рассмотрено при имеющейся явке с учетом надлежащего извещения заинтересованных лиц о времени и месте судебного заседания.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу части 1 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Частью 3 статьи 17 Конституции РФ предусмотрено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно статьям 1, 3 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196 -ФЗ) задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу статьи 2 Закона № 196-ФЗ безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Статьей 5 Закона № 196-ФЗ определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством: проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу статьи 25 Закона № 196-ФЗ право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств.
Согласно части 2 статьи 27 Закона № 196-ФЗ, право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28 ФЗ Закона № 196-ФЗ Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
В соответствии с Приказом Министерства Здравоохранения СССР от 12.09.1988 № 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" (вместе с "Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания"), диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).
Снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам: - стойкая ремиссия (выздоровление); - изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение); - осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года; - направление в лечебно-трудовой профилакторий МВД СССР (для больных наркоманиями); - в связи со смертью. Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
Частью 1 статьи 62 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой Советского района г. Томска по соблюдению требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, установлено, что Кузьмину С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет водительское удостоверение на право управления транспортным средством № от ДД.ММ.ГГГГ категории «... сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается карточкой операции с ВУ в отношении водителя Кузьмина С.А.
Согласно информации, содержащейся в ответе главного врача ... ... от ДД.ММ.ГГГГ №, решением врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ Кузьмин С.А. принят под диспансерное наблюдение в ... Основанием для организации диспансерного наблюдения с данным диагнозом, явилось наличие у Кузьмина С.А. надлежащим образом установленного диагноза ... при стационарном лечении в ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из Выписки из истории болезни Кузьмина С.А. ... № от ДД.ММ.ГГГГ, Кузьмину С.А. при выписке поставлен диагноз ....
Доказательств того, что административный ответчик в установленном порядке снят с диспансерного учета в ... в связи с отсутствием заболевания, в материалах дела не имеется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден перечень медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Согласно данному перечню алкоголизм, наркомания, токсикомания является медицинским противопоказанием для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений, в том числе в Постановлении от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции", согласно статье 55 (часть 3) Конституции РФ право может быть ограничено федеральным законом - в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, согласно которой каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности (часть первая статьи 29); при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (часть вторая статьи 29). Аналогичное положение о допустимости ограничения прав человека и гражданина предусмотрено также Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года (статья 4).
Право на управление транспортным средством является специальным (особым), а не безусловным, законом определяется специальный порядок его реализации. Право, предусмотренное статьями 25 и 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" порядок приобретения права на управление транспортными средствами и основания его прекращения являются условием реализации конституционного права собственности, в данном случае – на транспортное средство, поскольку государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, действующих на основании закона, обязано устанавливать определенные требования, лишь при соблюдении которых гражданин вправе управлять транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности. Это согласуется со статьей 17 (часть 3) Конституции РФ, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Управление автотранспортными средствами Кузьминым С.А., имеющим диагноз ...», создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, действие права Кузьмина С.А. на управление транспортными средствам и действие его водительского удостоверения должно быть прекращено в связи с наличием у него заболевания, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
Вместе с тем, прекращение права управления транспортным средством Кузьмина С.А., не лишает его возможности получить водительское удостоверение после того, как в установленном законом порядке он будет снят с диспансерного учета в ОГБУЗ «ТОНД» в связи с отсутствием поставленного диагноза.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ «... №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░