Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-766/2013 (2-8894/2012;) ~ М-8988/2012 от 13.12.2012

2-8894/8

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 января 2013 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Гудковой Г.В.

при секретаре Шмуйло Я.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Петрозаводского городского округа о выплате доплаты к пенсии без удержаний,

установил:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что истица была уволена с муниципальной службы в связи с выходом в отставку, в связи с чем истице назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы. С ДД.ММ.ГГГГ ответчик стал удерживать с указанной доплаты налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в размере 13%. Между тем, взимание НДФЛ с доплаты за выслугу лет не предусмотрено действующим законодательством. Истица просит признать действия Администрации Петрозаводского городского округа по удержанию НДФЛ из суммы ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии незаконными; обязать ответчика возместить необоснованно удержанный НДФЛ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме <данные изъяты> руб., продолжить с ДД.ММ.ГГГГ выплату ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии в полном объеме без удержания НДФЛ.

В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования, пояснив, что за ДД.ММ.ГГГГ ответчик вернул ей сумму в размере <данные изъяты> руб.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представлен письменный отзыв на иск, согласно которому Администрация производит удержание НДФЛ, исходя из разъяснений, представленных ИФНС по г. Петрозаводску в письме от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что указанная доплата подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке, также представил документы о возврате истице суммы НДФЛ, удержанной из доплаты к трудовой пенсии за ДД.ММ.ГГГГ.

3-е лицо ИФНС России по г. Петрозаводску своего представителя в судебное заседание не направила, извещены о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, выслушав истицу, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ была уволена с муниципальной службы в связи с добровольным выходом в отставку. Согласно ст. 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», ст. 56 Устава Петрозаводского городского округа, истице назначена доплата к трудовой пенсии по старости, порядок назначения, перерасчета и выплаты доплаты устанавливается Решением Петрозаводского городского Совета. В настоящее время ежемесячная доплата к пенсии производится в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2011 № 27/02-39. Указанная доплата осуществляется за счет средств бюджета Петрозаводского городского округа.

С ДД.ММ.ГГГГ с указанной надбавки Администрация Петрозаводского городского округа производит удержание налога на доходы физических лиц.

Из справки о доходах физического лица за ДД.ММ.ГГГГ, выписок Администрации Петрозаводского городского округа о начислениях и удержаниях с пенсии истицы следует, что доплата к пенсии начислялась и выплачивалась истице с ДД.ММ.ГГГГ, при этом за период с ДД.ММ.ГГГГ из начисленной суммы доплаты удержан налог на доходы с физических лиц в размере <данные изъяты>., за период с ДД.ММ.ГГГГ удержан налог на доходы с физических лиц в размере <данные изъяты>., указанное ответчиком не оспаривается.

Согласно дополнительно представленным ответчиком документам также усматривается, что ответчик осуществил возврат истице суммы НДФЛ, удержанной из доплаты к трудовой пенсии за ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> руб.

Позиция, выраженная ответчиком в отзыве, сводится к тому, что доплата к трудовой пенсии не рассматривается как составляющая пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в связи с чем подлежит налогообложению в виде взимания НДФЛ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).

Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. «ж», «н» ч. 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно п.12 ст. 11 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 года № 25-ФЗ на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с п. 4 ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 5 ст. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

С 13.08.2007 правовое регулирование осуществлялось ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24.07.2007 № 1107-ЗРК, в соответствии со ст. 11 которого, законодатель установил право муниципального образования в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и определил, что сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статья 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 года № XXIII-XXVI/418 (в редакции от 04.03.2008 года) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.

ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 года № 25-ФЗ предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).

Из обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012 года, следует, что устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Закона о муниципальной службе, ст. 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

При этом муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24).

Несмотря на то, что федеральное законодательство в отношении государственных гражданских служащих употребляет термин «пенсия за выслугу лет», а в отношении муниципальных служащих - термин «пенсионное обеспечение за выслугу лет», юридическая природа таких выплат одинакова, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства: пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением; при назначении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим и при назначении пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальным служащим эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии; одной и другой категории лиц пенсия за выслугу лет, пенсионное обеспечение за выслугу лет определяются при наличии соответствующего стажа; в стаж федеральной государственной гражданской службы и в стаж муниципальной службы для назначении пенсии за выслугу лет, пенсионного обеспечения за выслугу лет включаются соответственно стаж работы на муниципальной службе и стаж работы на государственной службе.

Об одинаковой юридической природе пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих указывается и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2009 года № 1190-О-О (п. 2).

При этом, условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 года № 166-ФЗ), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст. 12.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» на основании требований п. п. 3, 4 ст. 4 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии, как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

С учетом изложенного, ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов в силу п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.

На основании изложенного выше, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования обоснованы, однако подлежат удовлетворению частично.

Поскольку истице осуществлен возврат удержанной суммы НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., то в данной части иск удовлетворению не подлежит.

Таким образом, следует признать незаконными действия Администрации Петрозаводского городского округа по взиманию налога на доходы физических лиц из ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы, взыскать с ответчика в пользу истицы необоснованно удержанный НДФЛ из доплаты к трудовой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты>., а также обязать ответчика с ДД.ММ.ГГГГ производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы без удержания НДФЛ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Администрации Петрозаводского городского округа по взиманию налога на доходы физических лиц из ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы, выплачиваемой ФИО1.

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу ФИО1 необоснованно удержанный из ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы налог на доходы физических лиц (НДФЛ) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ производить ФИО1 выплату ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы без удержания налога на доходы физических лиц.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца.

Судья Г.В. Гудкова

Мотивированное решение 10.01.2013 года

2-766/2013 (2-8894/2012;) ~ М-8988/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кагачева Людмила Борисовна
Ответчики
администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Инспекция ФНС России по г.Петрозаводску
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Гудкова Г.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
13.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2012Передача материалов судье
14.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2013Судебное заседание
14.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2013Дело оформлено
14.02.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее