Судья: Щербаков Л.В. Дело № 33а-24950/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Тюшляевой Н.В., Елизаровой М.Ю.,
при секретаре Галстян Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 июля 2019 года апелляционную жалобу <данные изъяты> на решение Раменского городского суда Московской области от 10 апреля 2019 года по административному делу по иску <данные изъяты>. к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решений,
заслушав доклад судьи Тюшляевой Н.В.,
у с т а н о в и л а :
<данные изъяты>. обратился в суд с административным иском, в котором указал, что ему на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства». 18.10.2018г. он обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением об учете изменения вида разрешенного использования земельных участков на «блокированная жилая застройка». Решениями от 25.10.2018г. был приостановлен кадастровый учет изменения в виду того, что размер всех земельных участков менее установленного Правилами землепользования и застройки (далее ПЗЗ) сельского поселения Гжельское минимального размере земельного участка с видом «блокированная жилая застройка» 200 кв.м. Последующими решениями от 25.01.2019г. ему на этом основании было отказано в учете изменений вида разрешенного использования. Просил признать указанные решения незаконными, ввиду того, что земельные участки были образованы до принятия 27.12.2017г. упомянутых Правил землепользования и застройки.
Решением Раменского городского суда Московской области от 10 апреля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления <данные изъяты>. отказано.
Будучи несогласным с решением суда, <данные изъяты> обжалует его, просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из выписки из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенные в <данные изъяты> принадлежат на праве собственности <данные изъяты>/л.д.24-39/
18 октября 2018г. <данные изъяты> обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлениями об учете изменений вида разрешенного использованиям указанных земельных участков на «блокированная жилая застройка».
В удовлетворении названных заявлений, решениями Управления Росреестра по МО от <данные изъяты> истцу было отказано, поскольку предельные минимальные размеры земельных участков для «блокированной жилой застройки» были установлены ПЗЗ сельского поселения Гжельское, утвержденными Решением Совета депутатов Раменского муниципального района МО от 27.12.2017г. <данные изъяты>-СД в размере 200 кв.м.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от <данные изъяты> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты> N 540 (далее - классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
При этом, согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от <данные изъяты> N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Согласно ст. 2 ГрК РФ, одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.
Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).
Из систематического анализа положений пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
При этом следует учитывать положения статьи 40 ГрК РФ, согласно которым правообладатели земельных участков, имеющих размеры меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, вправе обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства возможно при соблюдении требований технических регламентов и ряда процедур, включая рассмотрение этого вопроса на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления <данные изъяты> суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, обоснованно исходил из того, что изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства.
Давая оценку доводам истца о том, что земельные участки были образованы до принятия ПЗЗ с/п Гжельское, суд правильно признал ее несостоятельной, поскольку данные участки были образованы для ведения личного подсобного хозяйства, а нормативов, устанавливающих минимальные размеры земельных участков для блокированной жилой застройки, на момент их образования не имелось.
Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Раменского городского суда Московской области от 10 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу <данные изъяты> – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: