УИД № 72RS0014-01-2020-007627-57
Дело № 2-5757/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Тюмень 02 ноября 2020 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Терентьева А. В.,
при секретаре Мальцевой А.А.,
с участием представителя истца Катанаевой Н.П.,
представителя ответчика Галимуллина И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5757/2020 по иску Столбова Игоря Анатольевича к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени о признании права пользования жилым помещение, сохранении жилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии и по встречному исковому заявлению Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени к Столбову Игорю Анатольевичу о возложении обязанности по изготовлению технического плана жилого помещения,
установил:
Столбов И.А. обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ, к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Тюмени о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>; сохранении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в перепланированном и переустроенном состоянии: в жилых комнатах разобраны шкафы, одна из жилых комнат (2) используется в качестве кухни (выведены системы водопровода и водоотведения), Между коридором и душевой комнатой разобраны перегородки с дверным проемом, установлена новая перегородка с дверным проемом, полученные помещения используются в качестве санузла (4) и коридора (3). В результате изменений квартира стала однокомнатной, общая площадь квартиры до перепланировки составляла 34,0 кв. м, после перепланировки общая площадь квартиры составила 34,8 кв. м.
Требования мотивированы тем, что на основании ордера № серия А от 04.05.1992, выданного Трестом «Тюменьгазстрой», истцу предоставлены комнаты №, 602 в общежитии, расположенном по адресу: <адрес> С 09.08.1995 истец зарегистрирован по месту проживания по указанному адресу, где проживает в настоящее время с супругой Столбовой Галиной Николаевной. Истец обратился с заявлением о приватизации спорного жилого помещения. Согласно справке об изменениях в объектах учета № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Тюменским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», жилые помещения № и места общего пользования объединены в квартиру, квартире присвоен №. В связи с тем, что истцом не представлен документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, было отказано в его приватизации. По данным технического обследования от 22.01.2015 установлено, что в жилых комнатах разобраны шкафы, одна из жилых комнат используется в качестве кухни (выведены системы водопровода и водоотведения, установлена раковина). Между коридором и душевой комнатой разобраны перегородки с дверным проемом, установлена новая перегородка с дверным проемом, полученные помещения используются в качестве санузла и коридора, в санузле установлены сантехнические приборы (ванна, мойка, унитаз) В результате изменений квартира стала однокомнатной. Произведенные в квартире переустройство и перепланировка удовлетворяют действующим нормативам, не нарушают права и законные интересы граждан и не создают угрозы их жизни и здоровью, что подтверждается техническим заключением и экспертным заключением. Названные обстоятельства явились основанием для обращения в суд.
Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени обратился со встречным иском к Столбову И.А. с требованиями об обязании обеспечить изготовление технического плана жилого помещения по адресу: <адрес>, подготовленного в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 30 дней с момента вступления в законную силу судебного акта и считать обязательство исполненным с момента государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ город Тюмень на жилое помещение.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Столбова Галина Николаевна, Сафонова Евгения Игоревна, Управа Ленинского АО г. Тюмени.
От Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени и Управы Ленинского АО г. Тюмени в материалы дела поступили отзывы на исковое заявление, в которых просили в иске отказать.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержала, не возражала против удовлетворения встречного иска, представила в материалы дела технический план спорного помещения.
Представитель Департамента имущественных отношений администрации г. Тюмени в судебном заседании поддержал доводы изложенные во встречном иске, пояснил, что обязанность истца по изготовлению технического плана, подготовленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, в полном объеме не исполнено, поскольку не представлен в электронном виде для проведения государственной регистрации.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд считает, что исковые требования первоначального и встречного иска являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует и также установлено судом, что 04.11.1992 истцу в связи с трудовыми отношениями с Трест «Тюменьгазстрой» был выдан ордер № серии А на право занятия жилой площади – комнаты № № в общежитии по <адрес>, площадью 26,7 кв. м.
Ордер предоставлен на состав семьи: супруга - Столбова Г.Н., дочь – ФИО3 (ФИО13) Е.И.
Согласно копии поквартирной карточки в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>А, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован истец.
В исковом заявлении истец указывает, что с момента представления жилой площади фактически использует ее, производит оплату жилищно-коммунальных услуг, что также подтверждается выпиской из финансового лицевого счета за период с 2004 по июль 2020 года.
В соответствии со справкой Тюменского филиала «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № от 10.04.2012, по данным технического инвентаризации от 03.08.2003 в отношении объекта недвижимости расположенного по адресу: <адрес> установлено, что жилые помещения № и места общего пользования объединены в квартиру, квартире присвоен №.
Также согласно справке <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по данным технической инвентаризации от 22.01.2015 в жилых комнатах разобраны шкафы, одна из жилых комнат используется в качестве кухни (выведены системы водопровода и водоотведения, установлена раковина). Между коридором и душевой комнатой разобраны перегородки с дверным проемом, установлена новая перегородка с дверным проемом, полученные помещения используются в качестве санузла и коридора, в санузле установлены сантехнические приборы (ванна, мойка и унитаз). В результате изменений квартира стала однокомнатной. Общая площадь квартиры до перепланировки составляла 34,0 кв. м, после перепланировки общая площадь квартиры составила 34,8 кв. м.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев предусмотренных настоящим федеральным законом.
Согласно статье 7 указанного закона, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В момент предоставления квартиры, действовал Жилищный кодекс РСФСР, в соответствии со статьей 44 Жилищным кодексом РСФСР основанием для вселения является ордер, либо совместное решение администрации и профсоюзного комитета о предоставлении жилья.
Статьями 10, 11 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, устанавливающих жилищные права и обязанности.
В судебном заседании допрошен свидетель ФИО10, которая пояснила, что являются соседями, в 1992 году вместе получани жилые помещения по адресу <адрес> С момента вселения и по сегодняшний день истец пользуется жилым помещением. Истец живет с женой Галей. Позже помещения перепланировали под квартиры. Сначала было по 2 комнаты и по два номера, потом сделали по одной квартире под одним номером. Свою квартиру приватизировали.
У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелем, показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведениям, содержащимся в других собранных по делу доказательствах.
Исследовав все доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что в спорном жилом помещении истец проживает на законных основаниях, вселен на основании ордера, его вселение не являлось самовольным, длительное время открыто, добросовестно пользуется спорным жилом помещении, состоит на регистрационном учете, оплачивает коммунальные услуги, т.е. истец фактически осуществляет пользование спорными помещениями и по существу выполняет обязанности нанимателя, поэтому суд считает, что исковые требования о признании за истцом права пользования жилыми помещениями подлежат удовлетворению.
Также суд считает нужным указать, что объединение жилых помещений № и мест общего пользования в спорное жилое помещение было осуществлено не позднее августа 2003 года, что подтверждается справкой от 10.04.2012 №.
Согласно технического заключения <данные изъяты>» № от 27.10.2019, выполненная перепланировка и переустройство в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, удовлетворяет требованиям СП 54.13330 «Здания жилые многоквартирные» в отношении прочности, устойчивости. Находится в удовлетворительном состоянии, не затрагивает перенос существующих инженерных коммуникаций жилого дома, пригодна для дальнейшей эксплуатации, не нарушает права и законные интересы граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью.
В соответствии с экспертным заключением <данные изъяты> № от 25.06.2020, в результате проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы квартиры № №, расположенной по адресу: <адрес> установлено ее соответствие требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условием проживания в жилых зданиях и помещениях».
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса РФ, перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РФ, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии решения органа местного самоуправления о согласовании перепланировки или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.
Согласно части 4 статьи 29 Жилищного кодекса РФ, на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для регистрации права собственности и постановки вышеназванного жилого помещения в измененном состоянии Администрации города Тюмени необходимо обеспечить подготовку технического плана для постановки на кадастровый учет изменений жилого помещения, содержащие актуальные характеристики помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также ответчик будет вынужден изыскать денежные средства для оплаты кадастровых работ.
В соответствии с подпунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона №218-ФЗ установлено, что одним из документов, необходимым для осуществления кадастрового учета объекта недвижимого имущества, является технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона №218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Таким образом, технический план разрабатывается в целях постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Технический план оформляется в соответствии с Требованиями к подготовке технического плана и составом содержащихся в нем сведений, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Согласно статье 27 Федерального закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени о возложении на Столбова И.А. обязанности обеспечить изготовление технического плана жилого помещения по адресу: <адрес>, подготовленного в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 30 дней с момента вступления в законную силу судебного акта и считать обязательство исполненным с момента государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ город Тюмень на жилое помещение по адресу: <адрес> законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Столбова Игоря Анатольевича и встречные требования Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени удовлетворить.
Признать за Столбовым Игорем Анатольевичем право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Сохранить жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в перепланированном и переустроенном состоянии: в жилых комнатах разобраны шкафы, одна из жилых комнат (2) используется в качестве кухни (выведены системы водопровода и водоотведения), Между коридором и душевой комнатой разобраны перегородки с дверным проемом, установлена новая перегородка с дверным проемом, полученные помещения используются в качестве санузла (4) и коридора (3). В результате изменений квартира стала однокомнатной, общая площадь квартиры до перепланировки составляла 34,0 кв. м, после перепланировки общая площадь квартиры составила 34,8 кв. м.
Обязать Столбова Игоря Анатольевича обеспечить изготовление технического плана жилого помещения по адресу: <адрес>, подготовленного в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 30 дней с момента вступления в законную силу судебного акта и считать обязательство исполненным с момента государственной регистрации права собственности муниципального образования городской округ город Тюмень на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение составлено 03 ноября 2020 года.
Судья А.В. Терентьев