Дело № 12-45/2019
УИД 26RS0003-01-2018-004791-81
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
01 марта 2019 года г. Михайловск
Судья Шпаковского районного суда Ставропольского края Климова Е.Л.,
при секретаре судебного заседания Петриенко В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края Герасимова А.Ю. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Панкова С.А. № от ДД.ММ.ГГГГ, которым администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края, была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ
ДД.ММ.ГГГГ постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Панкова С.А. администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КРФоАП) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Представитель администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края Герасимов А.Ю., не согласившись с данным постановлением, считая его незаконным и необоснованным, принес жалобу, при этом он указал, что у администрации отсутствует специализированная техника (тракторы, самосвалы) позволяющие выполнить работы по снятию и перемещению плодородного слоя. Материалы административного дела не содержат документы, подтверждающие факт самовольного снятия и перемещения плодородного слоя администрацией.
ДД.ММ.ГГГГ комитетом имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края в рамках муниципального контроля, была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Цимлянский кирпичный завод». По результатам проведенной проверки было установлено, что ООО «Цимлянский кирпичный завод» в период с мая 2018 по июль 2018 года вел разработку недр на земельном участке с кадастровым номером №. Акт проверки с приложениями был приобщен к материалам, рассматриваемого государственным инспектором, дана не была.
Просит постановление отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание представители лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края – Перетрухина О.Н., Герасимов А.Ю., не явились, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ поддержали доводы жалобы и просили ее удовлетворить.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный инспектор Российской Федерации в области окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Панков С.А. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ с доводами жалобы Герасимова А.Ю. не согласился. Просил постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу Герасимова А.Ю. без удовлетворения.
Судья, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 1.5 КРФоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина... Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность... Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статья 26.1 КРФоАП устанавливает обстоятельства подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 26.2 КРФоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с требованиями ст. 26.11 КРФоАП судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КРФоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 1 статьи 8.6 КРФоАП предусматривает административную ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с положениями ст. ст. 12 и 13 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса...
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16.07.1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"...
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В ходе судебного заседания установлено, что на основе информации поступившей из Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (вх. №а от ДД.ММ.ГГГГ) содержащей сведения о наличии следов добычи общераспространённых полезных ископаемых на земельном участке в кадастровом квартале № расположенном в посёлке Цимлянском Шпаковского района Ставропольского края и материалов рейдового осмотра от ДД.ММ.ГГГГ №, проведённого в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении планового (рейдового) осмотра земельных участков в кадастровых кварталах № на территории Шпаковского района Ставропольского края» по факту самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером № составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ определением № по факту самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы в границах <адрес> муниципального района Ставропольского края было возбуждено административное дело по ч. 1 ст. 8.6 КРФоАП (самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы).
Из постановления № по делу об административном правонарушении, вынесенного государственным инспектором Российской Федерации в области окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Панковым С.А., следует, что при проведении планового (рейдового) осмотра земельных участков в кадастровых кварталах № на территории Шпаковского района Ставропольского края на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 30 минут установлен факт самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером №, находящегося по <адрес>». Разрешительные документы на снятие и перемещение отсутствуют.
Указанным постановлением администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края была признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.6 КРФоАП, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Исходя из положений ч. 1 ст. 8.6 КРФоАП под самовольным снятием плодородного слоя почвы понимается его отделение от поверхности земли без разрешения.
Субъективная сторона правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КРФоАП характеризуется умыслом и неосторожностью.
Объективную сторону указанного правонарушения составляют действия по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке в целях облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространенных) ископаемых.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении произведено самовольное снятие плодородного слоя почвы, повлекшее за собой порчу земель, юридическим лицом – администрацией Шпаковского муниципального района Ставропольского края, в ведении которой находится данный земельный участок, не приняты все зависящие от нее меры для предотвращения совершения данного административного правонарушения.
Виновность администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края подтверждается:
определением об истребовании сведений необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому сделан запрос об информации в администрацию Шпаковского муниципального района Ставропольского края;
ответом администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором сообщается: согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, данные о правообладателе земельного участка отсутствуют. Договор аренды ранее не заключался. Заявлений на заключение договора аренды или приобретение указанного земельного участка не поступало. Запрашиваемая информация о разрешении на проведение внутрихозяйственных работ на земельном участке, согласование проекта рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, копия согласования проекта рекультивации земельного участка и сведения о лицах осуществляющих разработку полезных ископаемых на земельном участке с кадастровым номером №, в Комитете имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края отсутствует;
определением об истребовании сведений необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следует, что был сделан запрос информации в администрации муниципального образования Цимлянского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края;
ответом администрации муниципального образования Цимлянского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщается, что земельный участок с кадастровым номером № находится в государственной собственности; разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова на земельном участке с кадастровым номером №, не имеется; проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером № не имеется, сведений о лицах, проводивших работы по снятию и перемещению плодородного почвенного слоя и осуществлявших разработку общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке с кадастровым номером №, не имеется;
определением об истребовании сведений необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № Обществу с ограниченной ответственностью "Цимлянский кирпичный завод", Директору ООО "Цимлянский кирпичный завод" - Алиеву 3.М., по юридическому <адрес>. был сделан запрос информации, ответ на который в адрес Департамента не поступил.
протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому в рамках проведения административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ был осуществлён выезд в <адрес> и произведён осмотр земельного участка с кадастровым номером №. В результате осмотра земельного участка с кадастровым номером №, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для размещения иных объектов промышленности (по документам под глиняный карьер), расположенного в границах муниципального образования <адрес> муниципального района Ставропольского края, находящегося в распоряжении администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края. В процессе проведения осмотра, на земельном участке с кадастровым номером №, находящемся по <адрес> выявлена выемка карьерного типа неправильной формы (приближающейся к неравнобокой трапеции), длина северо-западной границы около 56 метров, длина северо-восточной части около 176 метров, длина юго-западной границы около 120 м, в том числе свежая выемка размером около 30 м на 50, остальная часть выемки заросла камышом. На указанной площади, с координатами угловых точек, определёнными в ходе осмотра земельного участка и переведёнными в полный формат: т. 1 - №" обнаружена выемка, карьерного типа, глубиной до 3 метров, площадью по верхней бровке около 9375 м2. Почвенный слой снят на всей указанной площади и выложен вдоль юго-западной границы выемки в виде отвала высотой до 1 м, средней шириной до 46 м. С юго-восточной стороны к выемке карьерного типа прилегает выровненная насыпная площадка, на которой имеется грунтовая дорога на промплощадку кирпичного завода, вокруг выемки имеется две грунтовые подъездные дороги;
ответом, поступившим из Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ вх. №, в котором сообщается, что все фото- и видеоматериалы, подтверждающие факт добычи, переданы в следственную часть по расследованию организованной преступной деятельности Главного следственного управления Главного управления МВД России по Ставропольскому краю для принятия решения в порядке статей 144- 145 Уголовного - процессуального кодекса РФ. Для приобщения к имеющимся материалам проверки направлен маркшейдерский отчет по несанкционированной горной выработке (карьеру), расположенной по <адрес>. (полевые работы выполнялись ДД.ММ.ГГГГ, камеральные работы выполнялись в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) согласно которому общая площадь выемки со снятым почвенным слоем (по верхней бровке) составила - 9 737 м2.;
определением об истребовании сведений необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № был сделан запрос информации в администрацию Шпаковского муниципального района Ставропольского края, на который – ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ №, в котором сообщается, что информация о правообладателе земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 30034 кв.м. с видом разрешенного использования под глиняный карьер отсутствует. По вопросу предоставления документов, подтверждающих полномочия администрации Шпаковского муниципального района по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 26:11:090301:78 сообщают, что в соответствии с ч. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;
актом проверки органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ,
ответом администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором сообщается, что предоставление запрашиваемых документов, а именно: копий подтверждающих документов об использовании ООО «Цимлянский кирпичный завод» земельного участка с кадастровым номером № для добычи глинистых пород: маршрутные или путевые листы, акты выполненных земляных работ, акты приёма-сдачи добытого полезного ископаемого, копии других документов за период, указанный в объяснении директора ООО «Цимлянский кирпичный завод» Алиева 3.М. от ДД.ММ.ГГГГ; копий документов, подтверждающих выполнение работ по снятию плодородного почвенного слоя ООО «Цимлянский кирпичный завод» на земельном участке с кадастровым номером №: фото-видео материалов выполнения работ, с указанием номеров производившей снятие плодородного слоя землеройной техники и самосвалов; подтверждающих документов о прекращении самовольного использования земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по <адрес> не представляется возможным по причине их отсутствия;
фототаблицей к протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ № и иными материалами дела.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ № (вх. №) из Комитета имущественных и земельных отношений администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края с просьбой о приобщении к материалам административного дела акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями, что свидетельствует о выполнении администрацией Шпаковского муниципального района Ставропольского края ДД.ММ.ГГГГ, мероприятий по муниципальному земельному контролю - внеплановой документарной, выездной проверки в отношении ООО "Цимлянский кирпичный завод" приобщены к административному делу от ДД.ММ.ГГГГ №.
При таких обстоятельствах действия администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, данные доказательства являются допустимыми, достоверными, объективно ничем не опровергнутыми.
Администрацией Шпаковского муниципального района Ставропольского края не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований земельного законодательства, регламентирующего возможность осуществления нарушения почвенного слоя.
Согласно ст. 3.1 КРФоАП административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КРФоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания обоснованно указано на отсутствие обстоятельств, отягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица. А так же на отсутствие оснований для освобождения администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края от административной ответственности.
Нарушений порядка КРФоАП при рассмотрении данного административного суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.7 КРФоАП, судья
РЕШИЛ
Постановление № государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Панкова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края оставить без изменения, жалобу представителя администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края Герасимова А.Ю. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток, со дня получения копии решения, путем подачи жалобы через Шпаковский районный суд Ставропольского края.
Судья: Е.Л. Климов