<данные изъяты>
Дело № 2-1771/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Ульяновск 11 августа 2015 г.
Судья Железнодорожного районного суда г. Ульяновска Харитонова Н.А.
при секретаре Болмашновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Карпачева А.Н. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области и Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания,
у с т а н о в и л а:
Карпачев А.Н. обратился в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области (далее СИЗО-1) о взыскании компенсации морального вреда в размере 60 000 рублей в связи с ненадлежащими условиями содержания.
Требования обосновал тем, что он с 18 марта 2015 г. содержался в камере № в ненадлежащих санитарно-бытовых условиях. На стенах и потолке плесень и паутина, стены разбиты. Отсутствует радиоточка и телевизор. Вместо унитаза напольная чаша. В камере нет зеркала, полки для кипячения воды, горячего водоснабжения. Вместе с ним в камере содержались курящие, что доставляло ему дополнительные неудобства, поскольку он не курит. Из-за лая собак не мог спать по ночам. Периодическая стрельба под окном вызывала чувство страха. При передвижении на прогулку между лестничными маршами стоял постовой с собаками, которые пытались укусить, хоть и были в намордниках, что вызывало волнение и страх. Полноценно пользоваться прогулками не мог, так как прогулочный дворик под крышей, и через непродолжительное время из-за поднимающейся пыли трудно было дышать. Кормили пресно и без соли. Телефонные переговоры не предоставлялись, и он был лишен возможности согласовать позицию защиты в суде с адвокатом.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Минфин России.
Дело рассмотрено по существу без участия истца Карпачева А.Н., поскольку обстоятельств, выяснение которых требует его личного участия, не имеется. Правом на ведение дела в суде через представителя он не воспользовался.
Ответчик Минфин России просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве выразил несогласие с иском, считая его незаконным и необоснованным, а Минфин России ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика СИЗО-1 Рабани Д.Г. иск не признал, считая его необоснованным. Условия содержания Карпачева А.Н. в камере № соответствовали действующему законодательству.
Ознакомившись с исковым заявлением, отзывами, выслушав в судебном заседании пояснения представителя СИЗО-1, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, прихожу к выводу о частичном удовлетворении иска.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Частью 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации.
Моральный вред определяется в ст. 151 ГК РФ как физические или нравственные страдания. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 дано более конкретное определение морального вреда: нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), либо нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.
Карпачев А.Н. содержался в СИЗО-1 области с 18 марта 2015 г. по 01 апреля 2015 г. на основании постановления Санкт-петербургского городского суда от 16 апреля 2015 г. в порядке ст. 77-1 УИК РФ, с 18 марта 2015 г. по 23 марта 2015 г. в камере № и с 24 марта 2015 г. до 01 апреля 2015 г. в камере №.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» размещение в камерах подозреваемых и обвиняемых производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
В период содержания СИЗО-1 от Карпачева А.Н. устных и письменных заявлений о переводе в камеру для некурящих в адрес администрации учреждения не поступало.
Камера № находится на внутреннем посту № второго этажа режимного корпуса №.
Система холодного водоснабжения, канализации, принудительная вентиляция в камере находятся в исправном состоянии.
Горячее водоснабжение в режимном корпусе № не предусмотрено. Холодную воду в камерах подогревают кипятильниками. Электрокипятильники бытовые заводского изготовления лицам, содержащимся в СИЗО-1, разрешено иметь при себе, получать в посылках и передачах, приобретать по безналичному расчету.
Камера № согласно нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России (СП 15-01 Минюста России) и приказу Минюста России от 27 июля 2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» оборудована двумя двухъярусными кроватями типа КДК 1-1, столом и скамейкой для приема пищи, шкафом для хранения продуктов питания, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, вмонтированным в стену зеркалом, подставкой для бака питьевой воды, баком для питьевой воды, урной для мусора, радиодинамиком, светильниками дневного и ночного света, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, кнопкой вызова представителя администрации, электрической розеткой, напольной чашей, умывальником, предметами для уборки камеры.
Унитазы и телевизоры указанными нормативными актами в камере не предусмотрены.
Караульные собаки применяются в СИЗО-1 в соответствии с требованиями Наставления по организации кинологической службы Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного приказом ФСИН России от 29 апреля 2005 г. №.
Пунктом 23.1 Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 03 ноября 2005 г. № дсп, сотрудники кинологической группы и служебные собаки выделяются в состав дежурной смены отделом охраны в соответствии с приказом за подписью начальника учреждения об обеспечении надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными согласно утвержденному графику.
В соответствии с п. 52.1 указанной Инструкции служебные собаки могут применяться в качестве специального средства, применение служебных собак определяется с учетом складывающейся обстановки. В целях обеспечения наименьшего вреда содержащимся под стражей, осужденным и иным лицам служебные собаки удерживаются, как правило, на поводке и в наморднике на безопасном расстоянии от них.
Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. №, предусмотрено оборудование прогулочных дворов навесами от дождя. Лица, содержащиеся в следственном изоляторе, обязаны производить уборку прогулочного двора по окончании прогулки.
По окончанию рабочего дня и режимных мероприятий заключенные, отбывающие наказание в отряде по хозяйственному обслуживанию проводят уборку всех помещений прогулочных дворов и коридоров.
За время нахождения в СИЗО-1 Карпачев А.Н. вместе с сокамерниками отказывался от прогулки 18, 20 и 27 марта 2015 г. без объяснения причин.
Питанием содержащиеся в СИЗО-1 подозреваемые, обвиняемые и осужденные обеспечиваются в соответствии с Приказом Минюста России от 02 августа 2005 г. № «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».
Для лиц, содержащихся в СИЗО-1, организовано трехразовое горячее питание.
Контроль качества приготовления пищи осуществляется руководством учреждения, медицинскими работниками с фиксацией в журнале качества приготовления пищи, контроля санитарного состояния пищеблока и в журнале рапортов ответственных дежурных по следственному изолятору. Неудовлетворительного качества приготовления пищи не зафиксировано.
Необходимые продукты со склада выдаются полностью. При закладке продуктов в котел присутствует дежурный помощник начальника СИЗО-1. Медицинским работником производятся пробы блюд на вкусовые качества и допуску к раздаче подозреваемым, обвиняемым и осужденным и делается запись в журнале контроля качества приготовления пищи.
Пунктом 3 ст. 89 УИК РФ по просьбе осужденных разрешается заменять свидание телефонным разговором.
Для получения юридической помощи в соответствии с п. 4 ст. 89 УИК РФ осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказания юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов по заявлению осужденного свидание с адвокатом предоставляется наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.
За период пребывания в СИЗО-1 от Карпачева А.Н. жалоб, заявлений и обращений на неудовлетворительные условия содержания, на плохое качество пищи, вызове адвоката не поступало.
Согласно записям в медицинской карте ухудшения состояния здоровья у Карпачева А.Н. за время нахождения в СИЗО-1 не отмечалось.
Доводы Карпачева А.Н. о нарушении его прав, выразившемся в содержании вместе с курящими, отсутствии унитаза, горячей воды, использованием собак, некачественной пище и ненадлежащем состоянии прогулочного двора не нашли подтверждения.
Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ульяновской области в первом квартале 2015 г., было установлено, что в камере № требуется проведение косметического ремонта, уборка производится несвоевременно, отмечается грязь, остатки пищи.
По результатам проверки и.о. начальника УФСИН России по Ульяновской области 03 апреля 2015 г. заместителем прокурора Ульяновской области было внесено представление об устранении допущенных нарушений закона, причин и условий, способствующих им.
Установленные нарушения причинили моральные и нравственные страдания Карпачеву А.Н.
При определении размера компенсации морального вреда в соответствии со ст. 1101 ГК РФ учитывает степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, а также то, что истец в соответствии с п. 2 Правил Поведения подозреваемых и обвиняемых обязан был подметать и мыть пол в камере.
Заявленный размер компенсации морального вреда, учитывая установленные по делу обстоятельства, является завышенным и снижается до 10 000 рублей.
Моральный вред взыскивается с Минфина России за счет средств казны Российской Федерации.
СИЗО-1 области по заявленному требованию является ненадлежащим ответчиком.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л а:
Иск Карпачева А.Н. удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Карпачева А.Н. с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
В удовлетворении исковых требований к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области и в остальной части к Министерству финансов Российской Федерации отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья <данные изъяты> Н.А. Харитонова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>