Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2015 года город Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ерёминой И.Н.
при секретаре судебного заседания Товарновой Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1878/15 по иску ФИО2 к Администрации городского округа Сызрань о признании незаконными действий (бездействия) по неисполнению решения суда, замене формы (способа) обеспечения жилым помещением, взыскании компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л :
ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации г.о. Сызрань о признании действия (бездействия) Администрации г.о.Сызрань незаконными за период времени с **.**.**** г. год при предоставлении ему жилого помещения, выразившиеся в неисполнении судебного решения, замены формы (способа) обеспечения его семьи с предоставления жилого помещения на предоставление денежной выплаты для приобретения квартиры в г. Сызрани в соответствии с законодательством РФ, взыскании с Администрации г.о. Сызрань компенсации морального вреда за период с **.**.**** г. года по **.**.**** г. год в сумме 620 377 рублей, ссылаясь на то, что в **.**.**** г. решением Сызранского городского суда бездействие Администрации г.о.Сызрань, выразившееся в длительном не предоставлении ФИО2 жилого помещения незаконным, на Администрацию г.о.Сызрань возложена обязанность предоставить ФИО2 на семью, состоящую из четырех человек, благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям по нормам, установленным жилищным законодательством. В декабре 2009 года заявитель обратился к Уполномоченному по правам человека в Самарской области с вопросом по неисполнению указанного решения суда, в связи с чем в **.**.**** г. 2010 года было вынесено постановление о распределении ему жилой площади по адресу: Сызрань, ул. ХХХ, однако ключи от этой квартиры ему не вручили, объяснив, что их нужно взять в КЭЧ г. Сызрани. Ему стало известно, что данная квартира принадлежит КЭЧ, а не Администрации г.о.Сызрань и что ключей ему не дадут, а если он с семьей заселится в эту квартиру, то их выселят. Квартира оказалась спорной, в связи с чем ее распределение запрещено в соответствии с законодательством РФ. Под давлением Администрации г.о.Сызрани **.**.**** г. им был заключен договор социального найма №00 с КЖКХ г.Сызрани. Квартира оказалась не пригодной к проживанию: все двери отсутствовали, электропроводка отсутствовала, потолки, стены, полы во всех помещениях испорчены и изрублены топором, сан.узлы отсутствуют или испорчены, свет, вода в квартире отсутствует, повсюду находились кучи крупногабаритного мусора, о чем имеется акт КЖКХ. По результатам судебного разбирательства Федеральным арбитражным судом ул. ХХХ действия Администрации г.о. Сызрань признаны незаконными при предоставлении его семье данной квартиры. В феврале 2011 года Администрация г.о. Сызрань в соответствии с законодательством и судебным решением предоставила спорную квартиру семье военнослужащих МО РФ.
В связи с вступлением с **.**.**** г. Федерального закона №324-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», права заявителя как военнослужащего запаса расширены и конкретизированы, а именно ему гарантировано, как уволенному по законодательству ФИО1, право выбора жилого помещения: по социальному найму, в собственность, получение ЕДВ для строительства или покупки жилого помещения. Постановлением Администрации г.о.Сызрань №00 от **.**.**** г. заявитель был восстановлен в списке нуждающихся в жилой площади. **.**.**** г. заявителю было вручено смотровое уведомление на требующую ремонта квартиру, расположенную по адресу: г.Сызрань ул. ХХХ. В связи с тем, что на данную квартиру имелись претенденты – Комитет местного самоуправления №00 и грФИО8, а также в виду того, что дом имеет большую физическую степень износа и находится по заверениям проживающих там жильцов в ветхом состоянии, заявитель был вынужден отказаться от указанной квартиры, о чем пояснил сотрудникам жилищного отдела Администрации г.о.Сызрань **.**.**** г. при принятии ими обратно данного уведомления. Однако игнорировав закон и его право на отказ и право выбора, истцу было вручено Постановление Администрации г.о. Сызрань от **.**.**** г. №00 о предоставлении семье заявителя квартиры по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХ, но не в собственность как ему предложили и как он просил, а в социальный найм. В **.**.**** г. года, в **.**.**** г. года он обращался с заявлениями в Администрацию г.о. Сызрань о предоставлении его семье ЕДВ на приобретение жилого помещения, но получил отказ. В 2014 году КЖКХ Администрации г.о. Сызрань обращался в суд с исками о принуждении истца заселиться в квартиру по адресу: г.Сызрань ул. ХХХ, однако судебные инстанции иски отклонили. При обращении в **.**.**** г. 2015 года в Администрацию Президента РФ и Государственную Думу РФ по вопросу длительного ненадлежащего исполнения решения суда от **.**.**** г. года, ему было дано разъяснено, что данный вопрос должен решаться в судебной инстанции, в соответствии с позицией изложенной в Определение Конституционного Суда РФ, № 2008-О от **.**.**** г. года.
Считает, что неправомерные действия и бездействия Администрации г.о.Сызрань существенно влияют на его право воспитывать и растить детей в выбранном заявителем после увольнения из МО РФ, для проживания городе Сызрани. В результате неправомерного поведения Администрации г.о. Сызрань, заявитель испытывал нравственные страдания, в связи с чем, считает, что ему нанесен моральный вред, что вызывало существенные, длительные нравственные страдания, выразившиеся в форме моральных переживаний. Длящиеся, нарушенные права со стороны администрации го. Сызрань, действия и бездействия в общей сложности составили более 22 лет. Учитывая длительный период, а также практику Европейского суда, на которую указывает Конституционный суд РФ, размер компенсации составляет 10000 евро и в переводе по валютному курсу ЦБ РФ, на день подачи судебного иска 07.04 2015 года - 1 евро = 62,0377 рубля, заявитель оценивает нанесенный моральный вред ему и его семье со стороны Администрации г.о. Сызрань в сумме 620 377 рублей.
В ходе судебного разбирательства истец в ходатайстве об уточнении исковых требований и уточнении позиции по делу указал, что исковое заявление в части компенсации морального вреда подано им не в соответствии с ФЗ № 68 «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» от **.**.**** г. года, поскольку данный закон предусматривает компенсацию только в случае если ранее судом присуждено обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а поэтому такое право у истца отсутствует, так как Сызранским судом в 2009 году ему присуждено натурой (предоставить трехкомнатную квартиру, а не денежными средствами). Поэтому, он не может обращаться в соответствии с этим законом в областной суд по вопросу компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. В таких случаях, когда судом присуждено натурой, граждане РФ вправе обращаться в суд первой инстанции на компенсацию морального вреда причинившие нравственные страдания незаконными действиями и бездействием публичных органов, в том числе и длительным неисполнением судебного решения присужденного натурой. При предоставлении первой квартиры исполнительное производство было формально окончено, однако в 2011 году такое исполнение было признано незаконным и квартира у истца была изъята. Вторую квартиру ФИО2 пытались предоставить без ремонта, в связи с чем он вынужден был отказаться, что законом не запрещено, в номарх закона прямо указана возможность отказа даже от надлежащего по всем параметрам жилья. Считает, что предоставленные квартиры были ненадлежащего качества и несвободные от притязаний третьих лиц. В связи с чем считает, что датой исполнения судебного решения о предоставлении жилья должен считаться день подписания соглашения между должником и взыскателем о получении жилья в социальный найм или других основаниях.
С 2011 года категория граждан, к которой он относится, а именно - военнослужащие запаса уволенные в соответствии с законодательством СССР, имеют все виды жилищных прав указанные в ФЗ № 76 «О статусе военнослужащих», так как иное нарушало бы принципы равенства. В связи с чем, просит признать действия (бездействие) Администрации г.о.Сызрань незаконными за период с **.**.**** г. по 2015 год при предоставлении ему жилого помещения, замены формы (способа) обеспечения его семьи с предоставления жилого помещения на предоставление денежной выплаты для приобретения квартиры в г.Сызрани, в соответствии с законодательством РФ, взыскании с Администрации г.о. Сызрань компенсации морального вреда за период с **.**.**** г. года по 2015 год в сумме 620 377 рублей.
В судебное заседание заявитель ФИО2 не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела без его участия, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело без его участия.
Представитель заинтересованного лица – Администрации г.о.Сызрань по доверенности ФИО4 в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила, что на основании решения суда от **.**.**** г. Постановлением Администрации г.о.Сызрань от **.**.**** г. истцу была предоставлена квартира, расположенная по адресу: г. Сызрань, ул. ХХХ на состав семьи из четырех человек по договору социального найма, в связи с чем ФИО2 был исключен из списка граждан уволенных в запас, подлежащих обеспечению жилым помещением, исполнительное производство было окончено в 2011 году. Постановление об окончании исполнительного производства ФИО2 не обжаловал, с заявлением о возобновлении исполнительного производства не обращался. Предоставленную квартиру ФИО2 не смотрел, никаких действий по вселению квартиру не предпринимал. Для предоставления единовременно денежной выплаты отсутствуют основания, так как квартира предоставлялась ему по договору социального найма, а не в собственность, кроме того истец не состоит в списках граждан, уволенных с военной службы и нуждающихся в улучшении жилищных условий. Доказательств тому, что ФИО2 было предоставлено жилое помещение не пригодное для проживания, истцом не представлено. В 2012 году в предоставленной ФИО2 квартире был проведен ремонт. Решением Сызранского городского суда от **.**.**** г. в иске КЖКХ Администрации г.о.Сызрань к ФИО2 о понуждении заключить договор социального найма жилого помещения было отказано. Однако до настоящего времени квартира, расположенная по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХ закреплена за ФИО2, но поскольку он в квартиру не вселялся, договор социального найма не заключал, все расходы по ее содержанию несет муниципалитет. Поскольку Администрация г.о.Сызрань не причиняла каких-либо нравственных страданий ФИО2, решение суда по предоставлению ФИО2 исполнено в полном объеме, доказательств незаконного бездействия Администрации г.о.Сызрань заявитель не представил, в заявленных требованиях о компенсации морального вреда просит отказать.
Привлеченный судом в качестве третьего лица представитель Жилищного отдела Администрации г.о.Сызрань ФИО5 в судебном заседании против требований заявителя возражала, представила письменные возражения, в которых указала, что предоставление заявителю единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, либо иную форму обеспечения, предусмотренную действующим законодательством, не предоставляется возможным, поскольку ФИО2 на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях при Администрации городского округа Сызрань не состоит. ФИО2, лейтенант запаса, уволен Министром Обороны Российской Федерации **.**.**** г. по организационно-штатным мероприятиям. Согласно справке из военкомата от **.**.**** г. выслуга в календарном исчислении составляет №00 лет №00 месяцев. Постановлением Администрации г. Сызрань от **.**.**** г. №00 ФИО2 был принят на учёт на улучшение жилищных условий по общему списку за №00 с составом семьи №00 человека. Постановлением Администрации г.Сызрань от **.**.**** г. №00 ФИО2 был принят на учёт на улучшение жилищных условий по списку граждан, уволенных в запас за № №00 с составом семьи 3 человека (с первоначальной даты обращения, т.е. с **.**.**** г. года). При постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении ФИО2 был зарегистрирован по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул. ХХХ, затем по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХ, супруга с двумя детьми зарегистрированы по адресу: ул. ХХХ. В соответствии со ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», действующей на момент обеспечения жилым помещением ФИО2, государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до **.**.**** г. принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществлялось в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета, путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Согласно абзацу 7 п.п. «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** г. №00 (действовавших на тот момент), право на участие в подпрограмме имели граждане, уволенные с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более, и состоявших после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений в федеральном органе исполнительной власти. Включить ФИО2 в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат не представлялось возможным, так как его выслуга военной службы составляла в календарном исчислении №00 лет №00 месяцев. В **.**.**** г. года ФИО2 обратился в Сызранский городской суд с исковым заявлением о признании неправомерными действия Администрации городского округа Сызрань, предоставлении жилья. Решением Сызранского городского суда от **.**.**** г. на городского округа Сызрань обязана возложена обязанность предоставить ФИО2 на семью из четырех человек благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям по норме установленным жилищным законодательством. Постановлением Администрации городского округа Сызрань от **.**.**** г. №00 ФИО2 предоставлена по договору социального найма трёхкомнатная ул. ХХХ, жилой площадью 50,70кв.м., общей площадью №00 кв.м., по ул. ХХХ, на состав семьи 4 человека, с исключением из списков нуждающихся в жилом помещении. До настоящего времени ФИО2 договор социального найма на вышеназванное жилое помещение не заключил. Дополнила, что после предоставления ФИО2 квартиры по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХ постановлением Администрации г.о.Сызрань за №00 заявитель был исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, данное постановление ФИО2 не обжаловал. Смотровое уведомление было направлено ФИО2 заказанным письмом, за ключами от квартиры заявитель не обращался, на осмотр квартиры не выходил, а лишь направил в их адрес замечания об отсутствии ремонта в предоставленной квартире. На момент выдачи смотрового уведомления квартира была свободна от притязаний третьих лиц.
Привлеченный судом в качестве третьего лица представитель КЖКХ Администрации г.о.Сызрань ФИО6 против требований заявителя возражала по доводам, изложенным представителем Администрации г.о.Сызрань, дополнила, что **.**.**** г. по результатам комиссионного обследования трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г.Сызрань ул. ХХХ был составлен акт о том, что данное жилое помещение соответствует всем техническим и санитарным требованиям и нормам. Жилой многоквартирный ул. ХХХ аварийным не признанан, физический износ составляет 42%, следовательно, жилое помещение, предоставленное истцу пригодно для проживания.
Проверив дело, заслушав лиц, участвующих в деле, суд полагает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО2 проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ в период с **.**.**** г. по **.**.**** г. года, после чего был уволен с военной службы в запас на основании статьи 59 пункта «в» по сокращению штатов.
Решением Сызранского городского суда от **.**.**** г. года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от **.**.**** г. года, на Администрацию г.о. Сызрань возложена обязанность предоставить ФИО2 на семью, состоящую из четырех человек, благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям по нормам, установленным жилищным законодательством.
На основании исполнительного листа №00 от **.**.**** г. года, выданного Сызранским городским судом судебным приставом – исполнителем МОСП г.Сызрань **.**.**** г. возбуждено исполнительное производство №36/25/67681/17/2009.
Во исполнение указанного решения суда постановлением Администрации г.о. Сызрань от **.**.**** г. №00 ФИО2 была предоставлена по договору социального найма на состав семьи четрые человека трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: г.Сызрань, ул. ФИО7 Жукова ул. ХХХ. Однако решением Арбитражного суда Самарской области от **.**.**** г. постановление Администрации г.о.Сызрань от **.**.**** г. №00 о предоставлении ФИО2 жилого помещения по адресу: г.Сызрань ул. ХХХ было отменено, в связи с чем постановлением Администрации г.о.Сызрань от **.**.**** г. №00 постановление Администрации г.о.Сызрань от **.**.**** г. №00 о предоставлении ФИО2 указанного выше жилого помещения отменено, ФИО2 восстановлен в числе нуждающихся в жилых помещениях по списку граждан, уволенных в запас с **.**.**** г. с составом семьи четыре человека.
Реализуя право истца на улучшение жилищных условий, жилищным отделом Администрации г.о.Сызрань ФИО2 было выдано смотровое уведомление от **.**.**** г. на квартиру, расположенную по адресу: г.Сызрань ул. ХХХ, которое было возвращено в жилищный отдел с указанием на то, что в связи с отсутствием ремонта в помещении по указанному адресу, а также имеющихся сведений о том, что помещение нежилое, так как в нем находился комитет местного самоуправления, в связи с чем, интереса, охраняемого законодательством РФ для осмотра помещения по обозначенному адресу истец не имеет, тем самым, истец отказался от осмотра выше названного жилого помещения.
Вместе с тем, постановлением Администрации г.о. Сызрань от **.**.**** г. №00 истцу была предоставлена по договору социального найма на состав семьи четыре человека трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: г.Сызрань, ул. ХХХ.
В июле 2011 года в Жилищный отдел КЖКХ Администрации г.о. Сызрань поступило заявление ФИО2 от **.**.**** г. года, в котором заявитель отказался от предлагаемого ему жилого помещения в связи с тем, что многоквартирный жилой дом, в котором располагается данная квартира, имеет большую степень физического износа.
В спорное жилое помещение истец и члены его семьи фактически не вселялись и никогда в нем не проживали, договор социального найма не заключался.
Установлено, что в феврале 2014 года КЖКХ Администрации г.о.Сызрань обращался в суд с иском о понуждении ФИО2 заключить договор социального найма жилого помещения на состав семьи четыре человека на жилое помещение, расположенное по адресу: г.Сызрань ул. ХХХ.
Решением Сызранского городского суда от **.**.**** г. иск КЖКХ оставлен без удовлетворения. Апелляционным определением Самарского областного суда от **.**.**** г. решение Сызранского городского суда от **.**.**** г. оставлено без изменения.
Выше названным решением суда установлено, что ответчик выехал из г. Сызрань на другое постоянное место жительства, добровольно отказавшись от своих прав и обязанностей в отношении спорного жилого помещения.
Таким образом установлено, что Администрацией г.о.Сызрань надлежащим образом исполнена обязанность по предоставлению ФИО2 жилого помещения на основании решения Сызранского городского суда от **.**.**** г. года, постановлением Администрации г.о. Сызрань от **.**.**** г. №00 ФИО2 было предоставлено жилое помещение для заселения в порядке улучшения жилищных условий, однако он своим правом не воспользовался, что не может свидетельствовать о ненадлежащим исполнении ответчиком – Администрацией г.о.Сызрань своих обязанностей.
При этом само по себе отсутствие письменного договора социального найма не препятствует фактическому осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, однако своими действиями истец отказался от осуществления своих прав и обязанностей в отношении спорного жилого помещения.
Кроме того, постановление судебного пристава-исполнителя МО СП г. Сызрани от **.**.**** г. о прекращении исполнительного производства возбужденного **.**.**** г. на основании исполнительного листа № 2-2021/09 от **.**.**** г. года, выданного Сызранским городским судом, истец не обжаловал, с заявлением о возобновлении исполнительного производства в МО СП г. Сызрани не обращался.
Доводы истца о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: г.Сызрань ул. ХХХ является непригодным для проживания, а дом имеет большую степень физического износа, суд признает несостоятельными, поскольку являются голословными и не подтвержденными никакими объективными и достоверными доказательствами, тогда как из акта комиссионного обследования жилого помещения, расположенного по адресу: г.Сызрань ул. ХХХ, составленного специалистами КЖКХ Администрации г.о. Сызрань **.**.**** г. следует, что квартира по указанному адресу находится в удовлетворительном санитарном и техническом состоянии, что также подтверждается фотоматериалами представленными в материалы дела.
К доводам истца о том, что квартира обременена правами третьих лиц суд относится критически, поскольку до настоящего времени квартира, расположенная по адресу: г.Сызрань ул. ХХХ значится распределенной ФИО2 на основании постановления Администрации г.о. Сызрань от **.**.**** г. № №00
При таких обстоятельствах, суд полагает требования ФИО2 о признании незаконными действий (бездействия) Администрации г.о.Сызрань за период с **.**.**** г. года по 2015 год при предоставлении ему жилого помещения следует оставить без удовлетворения.
Судом также установлено, что истец обращался в Жилищный отдел Администрации г.о.Сызрань с заявлением от **.**.**** г. о предоставлении ему денежной выплаты на состав семьи четыре человека в соответствии с Порядком предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенным с военной службы и членам их семей, утвержденным постановлением Правительства Самарской области.
Согласно выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.о.Сызрань №00 от **.**.**** г. комиссией принято решение о том, что основания для предоставления ФИО2 единовременной денежной выплаты отсутствуют, так как заявитель не состоит в списках граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий при Администрации г.о.Сызрань. Постановлением Администрации г.о. Сызрань от **.**.**** г. №00 исключен из списка очередников, в связи с предоставлением жилого помещения по договору социального найма по ул. ХХХ.
На момент увольнения истца с военной службы действовало «Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 года № 193, которое утратило силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 статьи 15 указанного Федерального закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до **.**.**** г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после **.**.**** г., и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от **.**.**** г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от **.**.**** г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются, в том числе, на граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, которые до **.**.**** г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
При реализации жилищных прав военнослужащих, помимо Федерального закона «О статусе военнослужащих», подлежат учету и другие нормы действующего законодательства.
Согласно статье 6 Федерального закона от **.**.**** г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до **.**.**** г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Учитывая, что обязанность Администрации г.о.Сызрань по обеспечению ФИО2 жилым помещением была выполнена, в 2011 году заявителю предоставлено жилое помещение, отвечающее установленным законом требованиям, постановлением Администрации г.о. Сызрань от **.**.**** г. №00 ФИО2 исключен из списка очередников, основания для сохранения за ним права состоять на учете военнослужащих, уволенных в запас и нуждающихся в предоставлении жилых помещений и получении единовременной денежной выплаты у ФИО2 отсутствуют.
При этом, суд принимает во внимание, что постановление Администрации от **.**.**** г. №00 истцом не оспорено, недействительным в установленном законом порядке не признано, с заявлением о восстановлении в списках очередников истец не обращался.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что ФИО2 обеспечен жилым помещением, отвечающим требованиям закона, следовательно, гарантированное право истца на жилище нарушено не было, суд приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения требований ФИО2 о предоставлении денежной выплаты для приобретения квартиры в г.Сызрани, отсутствуют.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с действующим законодательством гражданско-правовая ответственность причинителя вреда наступает в том случае, если имеется наличие вреда, вина причинителя вреда, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственная связь между его виновным поведением и наступившим вредом. Недоказанность одного из названных элементов состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда, являются вина причинителя вреда, причинно - следственная связь между его виновным поведением и наступившим вредом.
Статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **.**.**** г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что суду в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений и, если такая ответственность установлена, когда вступил в силу законодательный акт, предусматривающий условия и порядок компенсации вреда в этих случаях, а также когда были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда. Суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
При этом под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. В частности, моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Как установлено ранее, решением Сызранского городского суда от **.**.**** г. на Администрацию г.о. Сызрань возложена обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям по нормам, установленным жилищным законодательством.
Истец связывает причинение морального вреда с длительным виновным неисполнением Администрацией г.о. Сызрань решения суда о предоставлении его семье жилого помещения. Вместе с тем, право на жилое помещение является вещным, поскольку связано с осуществлением владения и пользования конкретного объекта недвижимого имущества. Возможность компенсации морального вреда в соответствии с вышеприведенными положениями статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена лишь в случае причинения гражданину нравственных или физических страданий действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
Доказательств нарушения неимущественных прав заявителя, повлекших нравственные и физические страдания для него, а также наличия причинно-следственной связи между такими нарушениями и действиями Администрации г.о. Сызрань ФИО2 суду не представлено. Таким образом, истцом не доказан как факт наступления морального вреда, так и наличия вины Администрации г.о. Сызрань в таком вреде, что в силу положений ст. 151 ГК РФ исключает возможность удовлетворения требования о взыскании денежной компенсации морального вреда.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым исковые требования ФИО2 следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к Администрации городского округа Сызрань о признании незаконными действий (бездействия) по неисполнению решения суда, замене формы (способа) обеспечения семьи истца с предоставления жилого помещения на предоставление денежной выплаты для приобретения квартиры, взыскании компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде.
Судья: Ерёмина И.Н.
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2015 года.
Судья: Ерёмина И.Н.