№2–9785/2021
86RS0004-01-2021-012773-44
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем российской фЕДЕРАЦИИ
город Сургут 06 декабря 2021 года
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Разиной О.С.,
при секретаре судебного заседания Андреевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Государственного учреждения – отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Дунаеву А.В. о признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту ГУ-ОПФ РФ по ХМАО-Югре) обратилось в суд с исковым заявлением к Дунаеву А.В., в котором просило суд признать недействительным государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ на имя Дунаева А.В.; прекратить право Дунаева А.В. на меры государственной поддержки, предусмотренные государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал серии №. В обоснование требований представитель ГУ-ОПФ РФ по ХМАО-Югре указал, что ДД.ММ.ГГГГ территориальным пенсионным органом по случаю рождения третьего ребёнка у ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ, отцу ребёнка – ФИО2 выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №. Однако право на получение такого сертификата у Дунаева А.В. отсутствовало.
В судебное заседание представитель ГУ-ОПФ РФ по ХМАО-Югре не явился, о месте и времени судебного заседание учреждение уведомлено надлежащим образом, о чём в материалах дела имеется уведомление в получении судебного извещения. В исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя ГУ-ОПФ РФ по ХМАО-Югре.
Ответчик Дунаев А.В. в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении не ходатайствовал.
Суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь предоставленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что ответчик Дунаев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО6 являются родителями трёх детей: ФИО10 Ангелины, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умерла.
До момента смерти, ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 заключила брак с ФИО7, в период брака с которым, ДД.ММ.ГГГГ родился сын ФИО8
ДД.ММ.ГГГГ Дунаев А.В. обратился в Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте <адрес> – Югры с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, приложив к заявлению копию своего паспорта, копии свидетельств о рождении троих детей: <данные изъяты>, ФИО3, копию свидетельства о смерти матери детей, копию свидетельства о расторжении брака, справку о заключении брака и другие документы.
ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ в городе Сургуте ХМАО-Югры (межрайонное) принято решение № о выдаче Дунаеву А.В. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в размере 483 881 рубль 83 копейки в связи с рождением третьего ребёнка – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии № выдан Дунаеву А.В. ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ деятельность Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (межрайонное) прекращена путём реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее ГУ – ОПФ РФ по ХМАО-Югре). Таким образом, ГУ – ОПФ РФ по ХМАО-Югре стало правопреемником ГУ – УПФ РФ в городе Сургуте.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (пункты 1 и 2 статьи 2) установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, реализуемые за счёт средств материнского (семейного) капитала и обеспечивающие указанным семьям возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, повышения уровня пенсионного обеспечения (далее также - дополнительные меры государственной поддержки; материнский (семейный) капитал).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребёнка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребёнка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребёнка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребёнка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребёнка начиная с 1 января 2020 года;
5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребёнка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.
При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц (пункт 2).
Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребёнка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления её умершей, лишения родительских прав в отношении ребёнка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребёнка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлёкшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребёнка (детей), а также в случае отмены усыновления ребёнка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребёнка, очерёдность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребёнок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей (пункт 3).
В случаях, если отец (усыновитель) ребёнка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребёнка, умер, объявлен умершим, лишён родительских прав в отношении ребёнка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребёнка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлёкшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребёнка (детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребёнка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребёнка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребёнка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет (пункт 4).
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребёнка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребёнка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребёнка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи (пункт 5).
Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребёнка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим (пункт 6).
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребёнка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребёнка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребёнка или последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которых возникло указанное право, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что право на реализацию мер государственной поддержки возникло не у Дунаева А.В., а у детей в равных долях, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал выдан лицу, не имеющему права на его получение. Следовательно, выданный на имя Дунаева А.В. государственный сертификат на материнский капитал серии № должен быть признан недействительным.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного учреждения – отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Дунаеву А.В. о признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным удовлетворить.
Признать недействительным государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением – отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на имя Дунаеву А.В..
Прекратить право Дунаеву А.В. на меры государственной поддержки, предусмотренные государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Заявление об отмене заочного решения ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра путем подачи жалобы в Сургутский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий О.С.Разина