Дело № 2-3668/2015 28 октября 2015 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Поликарповой С.В.
при секретаре Гуцал М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Мамоновой Т. В. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЕвроСервис», администрации муниципального образования «Талажское» об обязании предоставить информацию, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Мамонова Т. В. обратилась в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЕвроСервис» (далее – общество, ООО «УК «ЕвроСервис») об обязании предоставить следующую информацию: договор управления, лицензию, протокол общего собрания собственников от <Дата>, отчет об исполнении смет доходов и расходов на 2014 год, копии паспортов на установленные электросчетчики, договор с энергосбытовой компанией. Также истец просит обязать администрацию муниципального образования «Талажское» (далее – администрация) предоставить ей следующую информацию: акт о неисправности общедомового прибора учета, установленный с участием специалистов МРСК «Северо-Запада», и предоставить результаты проверки (акт) нового общедомового учета по определению процента реальной погрешности; о реконструкции здания из нежилого в жилое в 1999 году; акт межведомственной комиссии от <Дата>. Также истец просит взыскать с общества компенсацию морального вреда в размере ... рублей. В обоснование исковых требований указано, что истец проживает по адресу: ..., управление домом осуществляется ООО «УК «ЕвроСервис». Истец неоднократно запрашивала информацию у общества о деятельности организации, а также у администрации, однако эти сведения так и не были ей предоставлены. Полагает, что ответчиками нарушены требования Постановления Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее – Стандарт). Просит взыскать с общества компенсацию морального вреда в заявленном размере. Названные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Представители администрации, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем заседание проведено при данной явке.
В судебном заседании истец уточнила исковые требования и просит суд обязать ответчиков предоставить перечисленные выше документы в копиях на бумажных носителях. Основанием для предъявления требований к администрации является также неисполнение последней обязанности по предоставлению истребуемых документов. Представитель истца по ходатайству Перевозчиков М.И. также поддержал требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель общества Дядицын В.И., действующий на основании доверенности от <Дата>, не согласился с предъявленными требованиями. Пояснил, что истец не обращалась к обществу с требованием в письменном виде или посредством электронной почты о предоставлении перечисленных в исковом заявлении документов, как и не приходила в офис с требованием о предоставлении для ознакомления данных документов. Более того, истребуемые сведения размещены ООО «УК «ЕвроСервис» на сайте в сети Интернет на портале Реформа ЖКХ. Кроме того, непосредственно явившись в часы работы общества в офис, истец имеет возможность также ознакомиться с документами. При этом Стандартом не предусмотрена возможность предоставления копий документов на бумажном носителе, общество обязано только предоставить возможность ознакомить её с их содержанием. Дополнил, что у общества отсутствует протокол общего собрания собственников от <Дата>, поскольку общество приступило к управлению многоквартирным домом только с <Дата>, что следует из представленного в материалы дела договора управления. Более того, копии паспортов на установленные электросчетчики у общества отсутствуют, поскольку они имеются у собственника дома – администрации, к которой и следует обратиться истцу.
Заслушав пояснения истца, его представителя Перевозчикова П.И., представителя общества Дядицына В.И., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч. 2 ст. 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 161 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что общество на основании договора управления многоквартирным домом, заключенного с администрацией, является управляющей компанией ..., а истец зарегистрирована и проживает в этом доме в ... и, соответственно, последняя имеет право на ознакомление в вышеуказанными документами.
Исходя из положений ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
В развитие данной нормы Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года №731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, который устанавливает требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Положениями п. 3 Стандарта предусмотрено, что управляющая организация обязана раскрывать следующие виды информации: общая информация об управляющей организации, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах; общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг; информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме; информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний; отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов за год; информация о случаях привлечения управляющей организации, должностного лица управляющей организации к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
В силу п. 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность, в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет; размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Согласно п.6 Стандарта управляющая организация обязаны сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме (далее - потребитель), адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.
При этом п. 15 Стандарта определено, что информация, подлежащая раскрытию управляющей организацией путем размещения на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени управляющей организации, товарищества и кооператива.
В силу п. 17 Стандарта раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация. Предоставление информации по запросу, поступившему в электронной форме, осуществляется управляющей организацией, по адресу электронной почты потребителя в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса.
В силу п. 21 Стандарта предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.
Таким образом, действующее законодательство предоставляет возможность потребителю самому определять порядок ознакомления с деятельностью управляющей организацией. Запрета на ознакомление лично потребителя с документами, имеющимися у управляющей организации, ЖК РФ и названный Стандарт не содержат. В противном случае это ограничивает возможности потребителя лично ознакомиться с бумажными копиями документации, находящейся в управляющей организации и относящейся к её деятельности, учитывая его личностные характеристики.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также положений ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ст.ст. 55, 56, 67 ГПК РФ).
В материалы дела не представлено сведений о том, что истец в письменном виде на бумажном носителе или посредством электронной почты обращалась непосредственно к обществу с заявлением о предоставлении перечисленной в исковом заявлении информации, следовательно, судом не установлено нарушения прав истца в этой части. Более того, действующее законодательство не предусматривает возможности предоставления потребителю документов, определенных Стандартом, в виде бумажных копий, а только обязывает общество, осуществляющее управление многоквартирным, предоставить возможность для ознакомления с ними по выбору потребителя.
В ходе судебных заседаний судом обозревался в сети Интернет
портал «Реформа ЖКХ», где было установлен факт размещения обществом следующей информации: договора управления, лицензии, отчета о выполнении смет доходов и расходов за 2014 года, данные договора с энергосбытовой компанией.
Более того, суд отмечает, что общество не имеет возможности предоставить протокол собрания собственников от <Дата>, поскольку данный протокол у него отсутствует. Более того, судом установлено, что это собрание проводилось до момента приступления общества к управлению многоквартирным домом (общество приступило только с <Дата>), поэтому этот протокол находится у администрации, как собственника многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца о возложении обязанности на общество предоставить следующую информацию: договор управления, лицензию, протокол общего собрания собственников от <Дата>, отчет об исполнении смет доходов и расходов на ... год, копии паспортов на установленные электросчетчики, договор с энергосбытовой компанией не подлежат удовлетворению. Более того, копии паспортов на установленные электросчетчики также отсутствуют у общества, данные сведения должны находиться у собственника дома - администрации.
С учетом того, что Мамонова Т.В. не обращалась к обществу с требованием о предоставлении перечисленных в исковом заявлении документов, её требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. 10); за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В сфере защиты прав потребителей под моральным вредом понимаются не только обеспечение потребителю обыкновенных жизненных потребностей, удовлетворение которых ограничено в результате нарушения его прав, но и причиненные ему неудобства, связанные с нежеланием изготовителя (исполнителя, продавца) удовлетворить его законные и обоснованные требования.
Поскольку ответчик не нарушил права истца как потребителя при раскрытии информации, указанной Стандартом, а по иным основаниям требование о компенсации морального вреда не заявлялось, следовательно, оснований для взыскания компенсации морального вреда с ООО «УК ЕвроСервис» суд не усматривает.
В отношении требования истца об обязании администрации муниципального образования «Талажское» предоставить на бумажном носителе следующую информацию: акт о неисправности общедомового прибора учета, установленный с участием специалистов МРСК «Северо-Запада», и предоставить результаты проверки (акт) нового общедомового учета по определению процента реальной погрешности; о реконструкции здания из нежилого в жилое в 1999 году; акт межведомственной комиссии от <Дата>.
Положениями ст. 3 ГПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав. Защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Данных о том, что истец обращалась к администрации с просьбой предоставить данные документы, материалы дела не содержат. Более того, из письма администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» от <Дата> (л.д.12) следует, что акт о неисправности общедомового прибора учета, установленный с участием специалистов МРСК «Северо-Запада», и его результаты проверки (акт) нового общедомового учета по определению процента реальной погрешности у ответчика - администрации муниципального образования «Талажское» отсутствуют. Более того, к отношениям, связанным с обращением с просьбой о предоставлении информации к администрации, положения Стандарта не применимы.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Мамоновой Т. В. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЕвроСервис», администрации муниципального образования «Талажское» об обязании предоставить информацию, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска.
Председательствующий С.В. Поликарпова