Дело № 2-1698/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кандалакша 10 декабря 2013 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Лебедевой И.В.,
при секретаре Захаровой Е.Г.,
с участием:
старшего помощника Кандалакшского транспортного прокурора МихееваА.В.,
представителя истца Гулевского А.Г.,
представителя ответчика – адвоката Коломийца И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Полежаеву В.В. о признании утратившим право пользования жилым помещением,
установил:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее по тексту ОАО «РЖД», истец) обратилось в суд с иском к Полежаеву В.В. о признании утратившим право пользования жилым помещением. В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании ордера <номер> от <дата> ОАО «РЖД» предоставило ответчику помещение в общежитии для проживания на время работы на предприятии. Общежитие расположено по адресу: <адрес>, данное помещение находится в собственности ОАО «РЖД». Приказом от <дата> <номер> Полежаев В.В. уволен с должности слесаря ремонтника. Полежаев В.В. длительное время в общежитии не проживает, его личные вещи также отсутствуют в общежитии. Вместе с тем, при увольнении ответчик с регистрационного учета не снялся. Место его фактического нахождения неизвестно. Просит признать Полежаева В.В. утратившим право пользования общежитием..
В судебном заседании представитель истца Гулевский А.Г. поддержал позицию, изложенную в иске.
Ответчик в судебном заседании не присутствовал, извещался о времени и месте рассмотрения дела по последнему известному месту жительства по адресу: <адрес>, общежитие. Судебная повестка на <дата> возвращена в суд с отметкой экспедитора Кандалакшского районного суда об отсутствии адресата по месту проживания, судебные повестки на <дата> и <дата> возвращены в суд отделением почтовой связи по истечению срока хранения. Согласно справке межрайонного отдела УФМС России в <адрес>, Полежаев В.В. зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес>.
В соответствии со статьей 119 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений о неизвестности места пребывания ответчика с последнего известного места жительства.
Фактическое место пребывания ответчика суду не известно, в связи с неизвестностью места жительства и пребывания ответчика, учитывая категорию спора, суд назначил ему в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представителя – адвоката Коломийца И.П. и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Полежаева В.В.
Адвокат Коломиец И.П. в судебном заседании указал, что учитывая доводы истца, представленные в материалах дела доказательства, имеются оснований для удовлетворения исковых требований.
Заслушав представителя истца Гулевского А.Г., представителя ответчика Коломийца И.П., заключение старшего помощника Кандалакшского транспортного прокурора Михеева А.В., полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно статье 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Кодексом, другими федеральными законами.
На основании абзаца 1 пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
По правилам статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Из статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Судом установлено, что спорная жилая площадь расположена в общежитии ОАО «РЖД» по адресу: <адрес>.
Как следует из материалов дела, общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ОАО «РЖД» в порядке приватизации на основании совместного распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации от <дата> <номер>. В соответствии со сводным передаточным актом на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта от <дата>, утверждённым указанным распоряжением, общежитие было передано в уставной капитал ОАО «РЖД» (свидетельство о государственной регистрации права серии <номер>, кадастровый номер <номер>
Полежаев В.В. был вселен в общежитие на основании ордера <номер> серии <номер> от <дата> как работник вагонного депо Кандалакша. <адрес> в общежитии предоставлена Полежаеву В.В. на время работы на предприятии.
Приказом <номер> от <дата> Полежаев В.В. – <данные изъяты> уволен на основании пункта 3 статьи 77 КЗоТ РФ с <дата> по собственному желанию.
Договор найма жилого помещения между ОАО «РЖД» и Полежаевым В.В. не заключался.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона обязана доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По правилам статьи 109 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период вселения ответчика в общежитие истца, для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них.
Статьёй 110 Жилищного кодекса РСФСР предусмотрено, что прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой. Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 названного Кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения (статья 97).
В силу статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, введённого в действие с 01 марта 2005 года, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях.
Частью 1 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
На основании статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным названным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу части 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем
По правилам части 2 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Как следует из части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 названного Кодекса и частью 2 данной статьи.
Частью 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
С момента увольнения из Кандалакшского вагонного депо в <дата> ответчик в общежитии истца не проживает, его вещей в общежитии не имеется.
Согласно актам Мурманской дистанции гражданских сооружений от <дата>, <дата>, <дата> Полежаев В.В., зарегистрированный по месту жительства в общежитии по адресу: <адрес>, с <дата> по настоящее время в общежитии не проживает, его личные вещи в жилом помещении отсутствуют. Место нахождения данного гражданина неизвестно.
Как следует из сообщения УФМС России по <адрес> от <дата> <номер> Полежаев В.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, общежитие.
Из карточки прописки усматривается, что в спорном жилом помещении общежития с <дата> года зарегистрирован Полежаев В.В.
По сообщению Администрации муниципального образования городское поселение Кандалакша от <дата> <номер> Полежаев В.В. не состоит в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма по <адрес>.
Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от <дата> следует, что отсутствуют сведения о зарегистрированных правах собственности на недвижимое имущество за ответчиком.
Согласно справке ГУПТИ <адрес> от <дата> <номер> за Полежаевым В.В. квартир и частных домовладений в <адрес> и по <адрес> не значится.
Материалами дела подтверждено и ничем не опровергнуто, что Полежаев В.В. в период с <дата> по настоящее время не работал и не работает на предприятиях Октябрьской железной дороги в границах Мурманского территориального управления (справка <номер>).
Принимая решение, суд учитывает, что в материалах дела не имеется доказательств наличия необходимых оснований для сохранения за ответчиком жилого помещения в общежитии, а также отнесения Полежаева В.В. законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения и пользование таким помещением.
Разрешая дело, суд исходит и из того, что ответчик не относится к категории граждан, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления другого жилья, которые указаны в статье 110 Жилищного кодекса РСФСР, в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом уважительные причины увольнения ответчика по собственному желанию не установлены судом. Предусмотренных законом оснований сохранения за ответчиком права пользования жилым помещением в общежитии не имеется.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности и по отдельности, оценив на предмет их допустимости, достоверности и достаточности, учитывая, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, а также, принимая во внимание, что ответчик не состоит в трудовых отношениях с истцом, не обучается у него, не состоит на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях, между сторонами не заключён договор найма специализированного жилого помещения, Полежаев В.В. не относится к категории граждан, которые не могут быть выселены из служебного помещения в силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом с 2005 года Полежаев В.В. в общежитии истца не проживает, его личных вещей в нём не имеется, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ОАО «РЖД», так как установленные обстоятельства свидетельствуют об одностороннем отказе ответчика от пользования жилым помещением в общежитии, ввиду чего ответчик утратил право пользования жилым помещением.
При разрешении спора, суд принимает во внимание, что ответчик, не проживая в общежитии и не заявляя об устранении препятствий в пользовании жилым помещением, подтвердил отсутствие интереса к нему и намерение отказаться от пользования им.
Обстоятельства, подтверждающие, что ответчик с момента увольнения, выезда из общежития и до настоящего времени не проживал в спорном жилом помещении вынужденно или временно, что ему чинились препятствия в пользовании жилым помещением, однако он продолжал нести права и обязанности нанимателя, судом установлены не были.
По правилам, установленным частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при подаче иска в суд уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты>., соответствующем размеру госпошлины, установленному статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по требованиям неимущественного характера для организаций, государственная пошлина в указанном размере подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» удовлетворить, признать Полежаева В.В., <дата> года рождения, уроженца нп <адрес> <адрес> <адрес>, утратившим право пользования жилым помещением в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>.
Взыскать с Полежаева В.В. в пользу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В.Лебедева