Дело № 2а-225/2018
Решение
Именем Российской Федерации
г. Малоярославец Калужской области 20 февраля 2018 года
Малоярославецкий районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Храмеева А.В., при секретаре Черновой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шолох ФИО6 о признании незаконными действий (бездействий) Калужской акцизной таможни и Центральной акцизной таможни,
установил:
Шолох Е.Ю. 22 января 2018 года обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконными действия (бездействия) Калужской акцизной таможни по отказу истцу в возможности воспользоваться правом на освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении автомашины. В обоснование иска указала, что являясь гражданкой Украины она ДД.ММ.ГГГГ получила вид на жительство в России. При этом фактически она покинула территорию Украины и проживает в РФ с ДД.ММ.ГГГГ. На территорию России въехала на личном автомобиле «Chery M 11», гос. номер № НО, VIN №. ДД.ММ.ГГГГ ею был получен судебный приказ о взыскании с неё недоимки по уплате таможенных платежей. На обращение в Брянскую таможню истцу было предложено обратится к ответчику с заявлением о выдаче новой пассажирской таможенной декларации и документа, подтверждающего регистрацию транспортного средства на территории РФ, после чего таможенным органом будет рассмотрен вопрос о прекращении обязанности по уплате таможенных платежей и исключении задолженности. ДД.ММ.ГГГГ Шолох Е.Ю. обратилась в Калужскую акцизную таможню с просьбой выдать новую пассажирскую таможенную декларацию для предоставления в Брянкую таможню, а так же совершить иные действия для регистрации транспортного средства на территории РФ в органах Госавтоинспекции. ДД.ММ.ГГГГ ей в этом было отказано, с разъяснением, что выпуск автомобиля административного истца в свободное обращение возможен только после уплаты таможенных платежей.
Определением суда от 23 января 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Центральная акцизная таможня.
Определением суда от 08 февраля 2018 года Центральная акцизная таможня переведена в число административных ответчиков.
Административный истец – Шолох Е.Ю., поддержала исковые требования по доводам изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика - Центральной акцизной таможни, по доверенности - Власенко А.И., возражал против удовлетворения иска.
Административный ответчик - Калужская акцизная таможня, будучи надлежаще извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела в суд представителя не направила.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей (п. 2 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений – до 01.01.2018).
Частью 9 статьи 321 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определено, что Правительством Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия и порядок пользования и (или) распоряжения, а также регистрации на территории Российской Федерации автомобилей, ввезенных физическими лицами после 1 января 2010 года на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза.
На основании п. 4 ст. 14 Соглашения (действовавшего в период спорных правоотношений) между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее по тексту – Соглашение) обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.
В силу п. 3 ст. 11 Соглашения до истечения срока временного ввоза транспортные средства, указанные в пункте 1 настоящей статьи, подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные Кодексом.
В соответствии с п.п. 3 п. 6 ст. 14 Соглашения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается - при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза - день истечения срока их временного ввоза.
Как следует из смысла п. 8 ст. 14 Соглашения в случае выпуска транспортных средств для личного пользования в свободное обращение по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза такой выпуск осуществляется таможенным органом после уплаты (взыскания) таможенных пошлин, налогов, исчисленных в соответствии с ч. 2 настоящего пункта, согласно положениям которого, таможенные пошлины, налоги, подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске транспортных средств для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории таможенного союза.
Пунктом 5 статьи 14 и пунктом 2 статьи 13 Соглашения установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта, в частности, при уплате или взыскании в полном объеме таможенных пошлин, налогов, исчисленных по ставкам, установленным настоящим Соглашением для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение, а так же при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных платежей в соответствии с настоящим Соглашением.Если физическое иностранное лицо переселяется на постоянное место жительства в РФ, то оно может реализовать право на выпуск принадлежащего ему транспортного средства в свободное обращение на территории России без уплаты таможенных пошлин, налогов (п. 24 Приложения № 3 к Соглашению).
Из анализа приведенных норм права следует, что выпуск транспортных средств для личного пользования в свободное обращение по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза осуществляется таможенным органом после уплаты (взыскания) таможенных пошлин, налогов, начисленных в соответствии с ч. 2 п. 8 ст. 14 Соглашения, при условии, что до истечения срока временного ввоза у декларанта не возникло право на освобождение от уплаты таможенных платежей, предусмотренное Соглашением.
В судебном заседании установлено, что Шолох Е.Ю., являясь гражданкой Республики Украина, ДД.ММ.ГГГГ получила вид на жительство в России. При этом, фактически она покинула территорию Украины проживает в РФ с ДД.ММ.ГГГГ, изложенное подтверждается видом на жительство иностранного гражданина от ДД.ММ.ГГГГ 82 №.
На территорию России она въехала на личном автомобиле «Chery M 11», гос. номер № НО, VIN №.
Решением по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования №, вынесенным начальником таможенного поста МАПП Тробортное, установлен факт нарушения срока временного ввоза вышеуказанного транспортного средства для личного пользования, влекущий наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца вынесено требование № об уплате таможенных платежей и пени в сумме 415 820 рублей 85 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ Шолох Е.Ю. обратилась в Брянскую таможню с заявлением об освобождении её от уплаты таможенных сборов. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ № № на данное обращение, истцу было предложено обратится к административному с заявлением о выдаче новой пассажирской таможенной декларации и документа, подтверждающего регистрацию транспортного средства на территории РФ, после чего таможенным органом будет рассмотрен вопрос о прекращении обязанности по уплате таможенных платежей и исключении задолженности.
ДД.ММ.ГГГГ Шолох Е.Ю. обратилась в Калужскую акцизную таможню с просьбой выдать новую пассажирскую таможенную декларацию для предоставления в Брянскую таможню, а так же совершить иные действия для регистрации транспортного средства на территории РФ в органах Госавтоинспекции. Письмом Центральной акцизной таможни от ДД.ММ.ГГГГ № ей в этом было отказано, с разъяснением, что выпуск автомобиля административного истца в свободное обращение возможен только после уплаты таможенных платежей.
Из исследованных материалов дела следует, что автомобиль «Chery M 11» был ввезен на территорию России ДД.ММ.ГГГГ по пассажирской таможенной декларации № №, следовательно, предельный срок его нахождения на территории Таможенного союза (временного ввоза) определен до ДД.ММ.ГГГГ. При этом право на освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении транспортного средства возникло у административного истца лишь ДД.ММ.ГГГГ (дата получения вида на жительство). Так как транспортное средство до ДД.ММ.ГГГГ не было вывезено за пределы границ Таможенного союза, следовательно, у его собственника возникла обязанность по уплате обязательных платежей.
Следовательно, Центральной акцизной таможней было обосновано отказано в выдаче новой пассажирской таможенной декларации и совершении иных действия для регистрации транспортного средства на территории РФ, так как обязанность по оплате таможенных платежей у Шолох Е.Ю. возникла задолго (почти за пол года) до того, как она получила право на освобождение от исполнения этой обязанности. До настоящего времени спорные выплаты ею не сделаны, данная обязанность с неё снята не была.
Кроме того, суд отмечает, что решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 принят технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011). Из смысла п. 70 данного регламента следует, что документом удостоверяющим соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям технического регламента является свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.
Однако, настоящее свидетельство в таможенные органы заявителем представлено не было.
В силу п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Документов подтверждающих оплату утилизационного сбора так же не было представлено в таможенные органы.
Административный истец указал на то, что ответчиком не был надлежащим образом разрешен вопрос о возможности воспользоваться льготой по освобождению от уплаты таможенных платежей, которая хотя и возникла у истца после истечения срока временного ввоза, но тем не менее, срок ее возникновения не должен лишать заявителя права на ее получение. Иначе, по мнению Шолох Е.Ю., это приводило бы к установлению необоснованных различий в положении лиц, относящихся к одной категории, и тем самым - к ущемлению их прав и законных интересов, а значит, нарушало бы принцип равенства всех перед законом и не согласовывалось бы с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ст. 19, ч. 1; ст. 55, ч. 3, Конституции РФ).
Суд полагает, что данная позиция основана не верном толковании норм действующего законодательства. При этом приведенное истцом Определение Конституционного Суда РФ от 06.11.2014 № 2426-О не относится к рассматриваемым по настоящему делу правоотношениям, а регулирует взаимоотношения в сфере выплаты единовременного пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей.
В связи с вышеизложенным суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Решил:
В удовлетворении требований Шолох ФИО7 о признании незаконными действий (бездействий) Калужской акцизной таможни и Центральной акцизной таможни - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Малоярославецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Храмеев
Копия верна.
Судья Малоярославецкого районного суда: А.В. Храмеев