Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5342/2019 ~ М-4792/2019 от 28.10.2019

Дело № 2а-5342/2019

УИД 36RS0004-01-2019-005754-09

Строка 3.189 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2019 года                                                                                                        г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                    Яковлева А.С.,

при секретаре                                                                  Быстрянцевой В.В.,

при участии представителя административного истца с доверенностью от 05 июня 2019 г. Залеткиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 13 по Воронежской области к Корякину Даниле Владимировичу о взыскании задолженности по налогу, начисленной пени,

УСТАНОВИЛ:

    МИФНС России № 13 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Корякину Даниле Владимировичу о взыскании образовавшейся за 2015 г. недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере – 1 659 руб. и пени в сумме - 11,61 руб.; недоимки по земельному налогу, взимаемому с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере – 210 306 руб. и пени на сумму 1 472,14 руб., а всего на сумму 213 448 руб. 75 коп.

В административном исковом заявлении, мотивируя заявленные требования, указывали на то, что Корякин Д.В. в 2015 г. являлся собственником (владельцем) следующих объектов налогообложения, а именно

- земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 20 000 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ;

- земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 20 277,00 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ.

- здание, строение, сооружение с кадастровым номером , расположенное по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 60,50 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ;

- здание, строение, сооружение с кадастровым номером , расположенное по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 570 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ;

- здание, строение, сооружение с кадастровым номером , расположенное по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 1 365 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ.

Расчет налога, подлежащий уплате за налоговый период 2015 г. следующий:

по объекту с кадастровым номером (198 721*1*0,31%*3/12) = 154,00 рублей; по объекту с кадастровым номером (1 564,717*1*0,31%*3/12) = 1 213 руб.; по объекту с кадастровым номером (191 643* 1*0,31%*3/12) = 148 руб.; (191 643*1*0,10%*9/12) = 144 рублей. 148+144 = 292 руб.

Налоговая инспекция следующим образом исчислила налог за 2015 г. по поименованным объектам: по объекту недвижимости с кадастровым номером (11 093,400*1*1,50%*3/12) = 41 600,00 руб.; по объекту с кадастровым номером (11 247,043* 1*1,50%* 12/12) = 168 706 руб.

Налоговый орган исчислил в отношении налогоплательщика сумму налога за 2015 год и направил в его адрес налоговое уведомление от 05 августа 2016 г. № 83770542, в котором сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму налога в сроки, указанные в уведомлении.

В дальнейшем налоговый орган выставил и направил в адрес налогоплательщика требование об уплате сумм налога, пени от 23 декабря 2016 г. № 37230, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по налогу и по пени, а также предлагалось в сроки, указанные в требовании, погасить указанную сумму задолженности.

Налогоплательщик в установленные сроки не исполнил обязанность по оплате налоговых платежей. При таких обстоятельствах за налогоплательщиком числится задолженность в виде неуплаченных сумм налога и пени в общем размере 213 448,75 руб. из которых: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам в границах сельских поселений, по состоянию на 23 декабря 2016 г. недоимка составляет – 1659 руб., начисленная пени - 11,61 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, по состоянию на 23 декабря 2016 г. недоимка составляет – 210 306 руб.; по пени - 1472,14 руб.

В добровольном порядке сумма задолженности по налогам и сборам, указанная выше, погашена налогоплательщиком не была, в связи с чем, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Представитель административного истца с доверенностью Залеткина Н.А., явившись в судебное заседание, требования, заявленные в административном исковом заявлении, подержала, просила их удовлетворить, восстановив пропущенный по уважительным причинам процессуальный срок, установленный для обращения в суд.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

Суд принял все меры по заблаговременному извещению административного ответчика по месту его жительства, также информация о времени и месте проведения судебного заседания заблаговременно была размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.

Суд, в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

        Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов в срок закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 4 и ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется в порядке ст.ст. 402, 403 НК РФ.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

В силу ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).

Максимальные ставки налога и порядок их установления указаны в ст. 406 НК РФ.

Решением Воронежской городской Думы от 19.11.2014 г. № 1660-III "О налоге на имущество физических лиц" в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Воронежской области от 19.06.2015 N 105-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Воронежской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", на основании статьи 29 Устава городского округа город Воронеж Воронежская установлены налоговые ставки за 2015 г.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами такой платы являются земельный налог и арендная плата за землю.

В соответствии с положениями ст. 388 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения.

Согласно статье 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статей 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1).

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4).

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).

Статьей 394 НК РФ и статьей 3 решения Воронежской городской Думы от 07.10.2005 № 162-II "О введении в действие земельного налога на территории городского округа город Воронеж" установлены налоговые ставки.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Таким образом, действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрена обязанность налогового органа до обращения в суд с иском о взыскании с ответчика обязательных платежей направить ответчику требование об уплате налога.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога в связи с тем, что ему на праве собственности принадлежит следующее налогооблагаемое имущество:

- земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 20 000 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ;

- земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 20 277,00 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ;

- здание, строение, сооружение с кадастровым номером , расположенное по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 60,50 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ;

- здание, строение, сооружение с кадастровым номером расположенное по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 570 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ;

- здание, строение, сооружение с кадастровым номером , расположенное по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 1 365 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данным налогового органа, представленным суду, у административного ответчика имеется недоимка по уплате налогов на имущество физических лиц и земельному налогу за              2015 г., а именно:

- по объекту недвижимости с кадастровым номером (11093400 руб.*1*1,50%*3/12) = 41600 руб.;

- по объекту с кадастровым номером (11247043 руб.* 1*1,50%*12/12) = 168706 руб.;

- по объекту с кадастровым номером (198721 руб.*1*0,31%*3/12) =                   154 руб.;

- по объекту с кадастровым номером (1564717 руб.*1*0,31%*3/12)=                1213 руб.;

- по объекту с кадастровым номером (191643руб.*1*0,31%*3/12)=148руб. и (191643 руб.*1*0,10%*9/12) = 144 руб.; 148+144 = 292 руб.

В дальнейшем налоговый орган выставил и направил в адрес налогоплательщика налоговое уведомление от 05 августа 2016 г. № 83770542, в котором сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму налога за налоговый период 2015 г. в сроки, указанные в уведомлении, то есть не позднее 01 декабря 2016 г., а именно в счет налога на имущество физических лиц –                   1 720 руб.; в счет земельного налога – 210 306 руб.; в счет транспортного налога – 40 950 руб. (л.д. 10).

В установленный срок уведомление не было исполнено.

В соответствии с положениями ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Таким образом, законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.

Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г.              № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

При этом, в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 года № 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова П.П. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Из дела усматривается, что налоговая инспекция выставила и направила в адрес налогоплательщика требование об уплате сумм налога, пени от 23 декабря 2016 г. № 37230 в котором должнику сообщалось о наличии у него задолженности по налогу и по пени, а также предлагалось в сроки указанные в требовании, погасить указанную сумму задолженности, то есть до 06 марта 2017 г. (л.д. 12).

Как установлено материалами дела, срок для добровольного исполнения требования                     № 37230 истек 07 марта 2017 г.

В установленный законом срок налоговый орган с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с должника Корякина Д.В. образовавшейся недоимки за налоговый период 2015 г. по налогу на имущество физических лиц в размере – 1659 руб. и пени в сумме - 11,61 руб., а также недоимки, образовавшейся по земельному налогу, взимаемому с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере – 210 306 руб. и пени на сумму 1472,14 руб., инспекция не обращалась. Доказательств обратного налоговым органом суду не представлено, с учетом того, что данная обязанность судом разъяснялась.

Поскольку с настоящим иском административный истец обратился в суд только 28 октября 2019 года, и по требованию от 23 декабря 2016 г. № 37230 административный истец не обращался с заявлением о выдаче судебного приказа, установленный законом шестимесячный срок для обращения в суд по данным требованиям, вопреки доводам налогового органа, пропущен.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

МИФНС России № 13 по Воронежской области является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока представителем административного истца было заявлено, однако доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, объективно препятствовавших обращению в суд в установленный законом срок истцом предоставлено не было, их не усматривается судом и в материалах дела.

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока и полагает, что у административного истца не имелось объективных препятствий для своевременного обращения с соответствующими требованиями в судебном порядке.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что на дату обращения с настоящим исковым заявлением в суд, МИФНС России № 13 по Воронежской области утратила право на принудительное взыскание с ответчика образовавшейся задолженности.

С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 13 по Воронежской области к Корякину Даниле Владимировичу о взыскании образовавшейся за 2015 г. недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере – 1 659 рублей и пени в сумме - 11 рублей 61 коп.; недоимки по земельному налогу, взимаемому с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере – 210 306 рублей и пени на сумму 1 472 рубля 14 коп., а всего на сумму 213 448 рублей 75 коп., – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                          А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 декабря 2019 года.

Дело № 2а-5342/2019

УИД 36RS0004-01-2019-005754-09

Строка 3.189 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2019 года                                                                                                        г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                    Яковлева А.С.,

при секретаре                                                                  Быстрянцевой В.В.,

при участии представителя административного истца с доверенностью от 05 июня 2019 г. Залеткиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 13 по Воронежской области к Корякину Даниле Владимировичу о взыскании задолженности по налогу, начисленной пени,

УСТАНОВИЛ:

    МИФНС России № 13 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Корякину Даниле Владимировичу о взыскании образовавшейся за 2015 г. недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере – 1 659 руб. и пени в сумме - 11,61 руб.; недоимки по земельному налогу, взимаемому с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере – 210 306 руб. и пени на сумму 1 472,14 руб., а всего на сумму 213 448 руб. 75 коп.

В административном исковом заявлении, мотивируя заявленные требования, указывали на то, что Корякин Д.В. в 2015 г. являлся собственником (владельцем) следующих объектов налогообложения, а именно

- земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 20 000 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ;

- земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 20 277,00 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ.

- здание, строение, сооружение с кадастровым номером , расположенное по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 60,50 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ;

- здание, строение, сооружение с кадастровым номером , расположенное по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 570 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ;

- здание, строение, сооружение с кадастровым номером , расположенное по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 1 365 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ.

Расчет налога, подлежащий уплате за налоговый период 2015 г. следующий:

по объекту с кадастровым номером (198 721*1*0,31%*3/12) = 154,00 рублей; по объекту с кадастровым номером (1 564,717*1*0,31%*3/12) = 1 213 руб.; по объекту с кадастровым номером (191 643* 1*0,31%*3/12) = 148 руб.; (191 643*1*0,10%*9/12) = 144 рублей. 148+144 = 292 руб.

Налоговая инспекция следующим образом исчислила налог за 2015 г. по поименованным объектам: по объекту недвижимости с кадастровым номером (11 093,400*1*1,50%*3/12) = 41 600,00 руб.; по объекту с кадастровым номером (11 247,043* 1*1,50%* 12/12) = 168 706 руб.

Налоговый орган исчислил в отношении налогоплательщика сумму налога за 2015 год и направил в его адрес налоговое уведомление от 05 августа 2016 г. № 83770542, в котором сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму налога в сроки, указанные в уведомлении.

В дальнейшем налоговый орган выставил и направил в адрес налогоплательщика требование об уплате сумм налога, пени от 23 декабря 2016 г. № 37230, в котором сообщалось о наличии у него задолженности по налогу и по пени, а также предлагалось в сроки, указанные в требовании, погасить указанную сумму задолженности.

Налогоплательщик в установленные сроки не исполнил обязанность по оплате налоговых платежей. При таких обстоятельствах за налогоплательщиком числится задолженность в виде неуплаченных сумм налога и пени в общем размере 213 448,75 руб. из которых: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам в границах сельских поселений, по состоянию на 23 декабря 2016 г. недоимка составляет – 1659 руб., начисленная пени - 11,61 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, по состоянию на 23 декабря 2016 г. недоимка составляет – 210 306 руб.; по пени - 1472,14 руб.

В добровольном порядке сумма задолженности по налогам и сборам, указанная выше, погашена налогоплательщиком не была, в связи с чем, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Представитель административного истца с доверенностью Залеткина Н.А., явившись в судебное заседание, требования, заявленные в административном исковом заявлении, подержала, просила их удовлетворить, восстановив пропущенный по уважительным причинам процессуальный срок, установленный для обращения в суд.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

Суд принял все меры по заблаговременному извещению административного ответчика по месту его жительства, также информация о времени и месте проведения судебного заседания заблаговременно была размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.

Суд, в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

        Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов в срок закреплена в статье 57 Конституции РФ, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 4 и ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется в порядке ст.ст. 402, 403 НК РФ.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

В силу ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).

Максимальные ставки налога и порядок их установления указаны в ст. 406 НК РФ.

Решением Воронежской городской Думы от 19.11.2014 г. № 1660-III "О налоге на имущество физических лиц" в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Воронежской области от 19.06.2015 N 105-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Воронежской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", на основании статьи 29 Устава городского округа город Воронеж Воронежская установлены налоговые ставки за 2015 г.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами такой платы являются земельный налог и арендная плата за землю.

В соответствии с положениями ст. 388 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения.

Согласно статье 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статей 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1).

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4).

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).

Статьей 394 НК РФ и статьей 3 решения Воронежской городской Думы от 07.10.2005 № 162-II "О введении в действие земельного налога на территории городского округа город Воронеж" установлены налоговые ставки.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Таким образом, действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрена обязанность налогового органа до обращения в суд с иском о взыскании с ответчика обязательных платежей направить ответчику требование об уплате налога.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога в связи с тем, что ему на праве собственности принадлежит следующее налогооблагаемое имущество:

- земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 20 000 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ;

- земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 20 277,00 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ;

- здание, строение, сооружение с кадастровым номером , расположенное по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 60,50 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ;

- здание, строение, сооружение с кадастровым номером расположенное по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 570 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ;

- здание, строение, сооружение с кадастровым номером , расположенное по адресу: 396321, Россия, <адрес>, площадью 1 365 кв.м., дата возникновения права ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данным налогового органа, представленным суду, у административного ответчика имеется недоимка по уплате налогов на имущество физических лиц и земельному налогу за              2015 г., а именно:

- по объекту недвижимости с кадастровым номером (11093400 руб.*1*1,50%*3/12) = 41600 руб.;

- по объекту с кадастровым номером (11247043 руб.* 1*1,50%*12/12) = 168706 руб.;

- по объекту с кадастровым номером (198721 руб.*1*0,31%*3/12) =                   154 руб.;

- по объекту с кадастровым номером (1564717 руб.*1*0,31%*3/12)=                1213 руб.;

- по объекту с кадастровым номером (191643руб.*1*0,31%*3/12)=148руб. и (191643 руб.*1*0,10%*9/12) = 144 руб.; 148+144 = 292 руб.

В дальнейшем налоговый орган выставил и направил в адрес налогоплательщика налоговое уведомление от 05 августа 2016 г. № 83770542, в котором сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму налога за налоговый период 2015 г. в сроки, указанные в уведомлении, то есть не позднее 01 декабря 2016 г., а именно в счет налога на имущество физических лиц –                   1 720 руб.; в счет земельного налога – 210 306 руб.; в счет транспортного налога – 40 950 руб. (л.д. 10).

В установленный срок уведомление не было исполнено.

В соответствии с положениями ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Таким образом, законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.

Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г.              № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

При этом, в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 года № 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ефимова П.П. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Из дела усматривается, что налоговая инспекция выставила и направила в адрес налогоплательщика требование об уплате сумм налога, пени от 23 декабря 2016 г. № 37230 в котором должнику сообщалось о наличии у него задолженности по налогу и по пени, а также предлагалось в сроки указанные в требовании, погасить указанную сумму задолженности, то есть до 06 марта 2017 г. (л.д. 12).

Как установлено материалами дела, срок для добровольного исполнения требования                     № 37230 истек 07 марта 2017 г.

В установленный законом срок налоговый орган с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с должника Корякина Д.В. образовавшейся недоимки за налоговый период 2015 г. по налогу на имущество физических лиц в размере – 1659 руб. и пени в сумме - 11,61 руб., а также недоимки, образовавшейся по земельному налогу, взимаемому с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере – 210 306 руб. и пени на сумму 1472,14 руб., инспекция не обращалась. Доказательств обратного налоговым органом суду не представлено, с учетом того, что данная обязанность судом разъяснялась.

Поскольку с настоящим иском административный истец обратился в суд только 28 октября 2019 года, и по требованию от 23 декабря 2016 г. № 37230 административный истец не обращался с заявлением о выдаче судебного приказа, установленный законом шестимесячный срок для обращения в суд по данным требованиям, вопреки доводам налогового органа, пропущен.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

МИФНС России № 13 по Воронежской области является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока представителем административного истца было заявлено, однако доказательств наличия уважительных причин пропуска срока обращения в суд, объективно препятствовавших обращению в суд в установленный законом срок истцом предоставлено не было, их не усматривается судом и в материалах дела.

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин для восстановления налоговому органу пропущенного процессуального срока и полагает, что у административного истца не имелось объективных препятствий для своевременного обращения с соответствующими требованиями в судебном порядке.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что на дату обращения с настоящим исковым заявлением в суд, МИФНС России № 13 по Воронежской области утратила право на принудительное взыскание с ответчика образовавшейся задолженности.

С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 13 по Воронежской области к Корякину Даниле Владимировичу о взыскании образовавшейся за 2015 г. недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере – 1 659 рублей и пени в сумме - 11 рублей 61 коп.; недоимки по земельному налогу, взимаемому с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере – 210 306 рублей и пени на сумму 1 472 рубля 14 коп., а всего на сумму 213 448 рублей 75 коп., – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                          А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 декабря 2019 года.

1версия для печати

2а-5342/2019 ~ М-4792/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России №13 по ВО
Ответчики
Корякин Данила Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Яковлев Александр Сергеевич
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
28.10.2019Регистрация административного искового заявления
29.10.2019Передача материалов судье
31.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
21.11.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2019Судебное заседание
27.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2021Дело оформлено
07.10.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее