Z
Z
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2015 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Черных А.В.,
при секретаре Киреевой Г.В.,
с участием представителя ответчика ОАО «Сбербанк России» в лице Красноярского городского отделения Головного отделения по Красноярскому краю – Кабышевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карасев Д.Е. к ОАО «Сбербанк России» о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Карасев Д.Е. обратился в суд к ОАО «Сбербанк России» (далее - Банк) с исковыми требованиями о взыскании материального ущерба в размере 0,5 % за каждый день просрочки выплаты компенсации по вкладу и компенсации морального вреда в размере У. Исковые требования мотивированы тем, что с октября 2010 года по декабрь 2013 года ОАО «Сбербанк России» в отношении истца совершаются неправомерные действия, а именно ответчик отказывает в выплате компенсации по денежному вкладу У (№ счета У). Решением Октябрьского районного суда Х от 00.00.0000 года за истцом признано право на получение вышеуказанных денежных средств. С момента обращения истца в ОАО «Сбербанк России» до момента признания судом права собственности на денежный вклад У прошло три года, в течение которых он не мог получить компенсацию по вклад, а банк использовал данные денежные средства по своему усмотрению с выгодой для себя, лишая истца возможности распорядиться денежными средствами. На тот момент, как указывает истец, он не имел постоянного места работы, и у него было тяжелое материальное положение, что пагубно отразилось на его здоровье, в связи с чем считает, что действиями банка ему причинен моральный вред.
В судебное заседание Карасев Д.Е. не явился, надлежаще уведомлен о дате, времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ОАО «Сбербанк России» возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку после вынесении Октябрьским районным судом Х решения от 00.00.0000 года года, которым за Карасев Д.Е. признано право собственности в порядке наследования на денежный вклад, находящийся на счете № У, открытый на имя К в ОАО «Сбербанк России», истец Карасев Д.Е. в банк за получением денежных средств не обращался.
Исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 02 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.
Согласно п. 1 ст. 834 Гражданского кодекса РФ по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором.
В соответствии с п. 2 ст. 218 и п. 1 ст. 1110 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества. Исключения из общего правила предусмотрены в статьях 6, 7, 8 и 8.1 Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно статье 8.1 Федерального закона от 26 ноября 2001 года N 147-ФЗ (ред. от 11 ноября 2003 года) "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", если до введения в действие части третьей Кодекса вкладчиком в соответствии со ст. 561 Гражданского кодекса РСФСР было сделано распоряжение о выдаче вклада в случае своей смерти, находящиеся на данном вкладе денежные средства не входят в состав наследственного имущества и на порядок и условия их выдачи не распространяются нормы раздела V "Наследственное право" части третьей Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
В случае смерти вкладчика выдача таких денежных средств лицу, указанному в распоряжении, осуществляется банком на основании документов, удостоверяющих факт смерти вкладчика.
Как следует из материалов дела, 00.00.0000 года умер К, после смерти которого осталось имущество, в том числе в виде денежного вклада в Сберегательном банке на счете У (вклад № У), по которому в соответствии со ст. 561 ГК РСФСР было составлено завещательное распоряжение в пользу истца в размере 2/8 долей вклада.
00.00.0000 года истец Карасев Д.Е. обратился в Банк за получением денежных средств по вкладу, но ему было отказано по причине того, что дата рождения К, указанная в свидетельстве о смерти и карточке лицевого счета не совпадают.
В связи с изложенным, истец был вынужден обратиться в суд с исковыми требованиями о признании права собственности на вышеуказанный денежный вклад. Решением Октябрьского районного суда Х от 00.00.0000 года установлено, что К, 00.00.0000 года года рождения, умерший 00.00.0000 года года, имеющий сберегательный вклад у ответчика У (№ счета У), совершил завещательное распоряжение в пользу истца, а также признано право собственности истца Карасев Д.Е. на указанный вклад.
Таким образом, право собственности на денежный вклад У (№ счета У), совершенный в ОАО «Сбербанк России», признано за Карасев Д.Е. только решением Октябрьского районного суда Х от 00.00.0000 года года. При этом действия банка по отказу в выдаче вклада не были признаны незаконными, не имеется для признания их таковыми и в настоящий момент, поскольку причиной отказа было разночтение даты рождения К, указанной в свидетельстве о смерти и карточке лицевого счета в банке, которое невозможно было устранить без обращения в суд.
После вынесения решения суда и вступления его в законную силу Карасев Д.Е. за выплатой компенсации по вкладу в Банк не обращался, доказательств обратного вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ не представил, в связи с чем оснований полагать, что банком допущена просрочка в выдаче вклада, не имеется. С учетом изложенного, требования о взыскании с Банка материального ущерба не подлежат удовлетворению. Кроме того, заявителем не указаны правовые основания требований о взыскании материального ущерба в виде 0,5% за каждый день просрочки выплаты компенсации. В связи с тем, что нарушения прав заявителя со стороны Банка установлены не были, суд полагает также возможным отказать Карасев Д.Е. во взыскании с ОАО «Сбербанк России» компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░