№ 2-954/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Баудер Е.В.
при секретаре Козловой Л.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 29 октября 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Поповой О.В. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
установил:
Попова О.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение в с.Выльгорт, соответствующее установленным требованиям. В обоснование заявленных требований указала, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списке граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в том числе по льготным основаниям. В настоящее время истец не имеет для постоянного проживания какого-либо жилого помещения как в собственности, так и на ином законном основании, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя по договору социального найма. Обязанность по предоставлению жилого помещения органами местного самоуправления не исполнена, жилое помещение до настоящего времени не предоставлено.
В судебном заседании истец Попова О.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Казанцев Д.С., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился, указав, что местом выявления статуса истца является Кировская область, в списке лиц, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилья, в администрации муниципального района «Сыктывдинский» Попова О.В. на учете не состоит, село Выльгорт не является для истца постоянным местом жительства, в связи с чем обязанность по предоставлению истцу жилого помещения у администрации не возникла. Также указал, что истец в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на соответствующий учет по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не обращалась.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Попова О.В., <данные изъяты>, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку <данные изъяты>
Как следует из записей в журнале первичного учета детей-сирот, Попова О.В. на основании решения об устройстве в интернат от 27.01.1993 года была устроена в школу-интернат № 1 г. Сыктывкара.
Согласно справки Сыктывкарской агрошколы-интерната им. А.А. Католикова, Попова О.В. воспитывалась в Сыктывкарской агрошколе-интернате им. А.А. Католикова и находилась на полном государственном обеспечении с 1.03.1993 по 30.08.2002.
10.07.2002 Сыктывкарская агрошкола-интернат им. А.А. Католикова обратилась в администрацию муниципального образования «Сыктывдинский район» с ходатайством о постановке Поповой О.В. на льготную очередь для получения жилья, в связи с тем, что жилое помещение за ней не закреплялось по причине его ветхого состояния.
Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации муниципального образования «Сыктывдинский район» от 22.08.2002 № 8/830 Попова О.В. как лицо, оставшееся без попечения родителей, поставлена на льготную очередь для получения жилья.
В 2002 году Попова О.В. закончила Сыктывкарскую агрошколу-интернат им. А.А. Католикова и поступила в Профессиональный лицей № 8 г. Сыктывкара с целью обучения по специальности «<данные изъяты>». Попова О.В. обучалась в данном учреждении до 30.06.2005, и в период обучения проживала в общежитии <данные изъяты> с. Выльгорт, Сыктывдинского района.
После окончания учебы в Профессиональном лицее № 8 г. Сыктывкара Попова О.В. поступила в Профессиональное училище № 32 с. Яренска, где проходила обучение по профессии <данные изъяты> в период с 1.09.2006 по 30.06.2008. В данный период истец проживала и была временно зарегистрирована по адресу: <адрес> с. Яренск, Ленский район, Архангельская обл., в общежитии Профессионального училища № 32.
Из материалов дела и объяснений истца установлено, что последняя на праве собственности или на ином законном праве в пользовании жилья не имеет, в настоящее время по месту жительства или месту пребывания нигде не зарегистрирована.
Считая свое право на обеспечение жилым помещением нарушенным, Попова О.В. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Разрешая по существу заявленные требования, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 февраля 2010 года N 3-П отметил, что, обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления конституционного права на жилище, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3); тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон).
Статьей 1 Закона даны определения понятий «детей-сирот» и «лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в частности, дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ст. 8 Закона в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Закона, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие вышеприведенных положений ст. 8 Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 01.01.2013.
Судом установлено, что Попова О.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, с 22.08.2002 года включена в льготную очередь для получения жилья, не имеет закрепленного жилья, равно как и жилья в собственности либо на праве пользования по договору социального найма, не является членом семьи нанимателя по договору социального найма.
При таких обстоятельствах, истец в силу своего статуса обладает правом на получение жилого помещения, была включена в соответствующий список граждан, должна была быть обеспечена жильем по окончании срока пребывания в образовательных организациях, однако по не зависящим от неё причинам не реализовала свое право на обеспечение жильем в соответствии с требованиями действовавшего законодательства, и в силу приведенных положений закона сохраняет право на получение жилого помещения в соответствии с требованиями действующего на день рассмотрения дела законодательства.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на территории Республики Коми установлен Законом Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно положениям которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законом, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ныне действующего порядка государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, в Республике Коми наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов).
Материалами дела подтвержден факт признания истца в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий.
При этом, доводы представителя ответчика, о том, что постановление администрации муниципального образования «Сыктывдинский» от 22.08.2002 № 8/830 не следует принимать во внимание в качестве доказательства, поскольку соответствующее решение отсутствует у ответчика, суд во внимание не принимает, в связи с тем, что постановка Поповой О.В. в льготную очередь для получения жилья подтверждается имеющимися в деле материалами.
При этом ссылки представителя ответчика на необходимость обращения Поповой О.В. в силу установленного порядка с заявлением в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» о постановке её на соответствующий учет, суд находит несостоятельными, поскольку введенным в действие новым порядком обеспечения лиц указанной категории жилыми помещениями не предусмотрена обязанность указанных граждан, поставленных на соответствующий учет в ранее установленном порядке, вновь пройти процедуру постановки на такой учет в соответствии с новым порядком.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что администрация муниципального района «Сыктывдинский», на которую возложена обязанность по проверке наличия или отсутствия у истца права на получение жилого помещения, доказательств опровергающих достоверность документов, подтверждающих право Поповой О.В. на получение жилья, не предоставила, суд находит заявленные истцом требования, обоснованными.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда обеспечиваются граждане, место жительства которых расположено на территории Республики Коми. Органы местного самоуправления наделены также государственными полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Согласно ч. 2 ст. 7 указанного Закона жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Учитывая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства применительно к приведенным выше правовым нормам, суд считает, что Попова О.В. подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии с изложенным выше новым порядком обеспечения жилыми помещениями граждан рассматриваемой категории.
В силу части 7 статьи 8 Закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку названный Закон не устанавливает нормы предоставления жилого помещения указанным категориям лиц из числа детей – сирот, исходя из правила, установленного статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона), суд считает возможным применить к рассматриваемы правоотношениям положения статьи 10 Закона Республики Коми «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» от 04.07.2006 № 54-РЗ, в той части, в которой они предусматривают предоставление жилых помещений одинокому гражданину в виде отдельной квартиры по норме 33 квадратных метра общей площади.
Кроме того, как следует из содержания пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1203, размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется по специальной формуле, которая предусматривает в качестве одного из показателей социальную норму площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемую для расчета размера субсидии в размере 33 кв. м, то есть не исключается возможность получения жилой площади в таком размере.
Таким образом, на администрации муниципального района «Сыктывдинский» лежит обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Разрешая вопрос о населенном пункте, на территории которого ответчику надлежит предоставить жилое помещение, суд принимает во внимание положения Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих право гражданина, относящегося к рассматриваемой категории, на выбор населенного пункта, в котором ему должно быть предоставлено жилое помещение, и исходит из того, что Попова О.В. в судебном заседании, указывая на отсутствие регистрации как по месту жительства, так и по месту пребывания на территории Республики Коми, определила свое место жительства на территории с.Выльгорт Сыктывдинского района, в связи с чем, приходит к выводу о возложении на орган местного самоуправления муниципального района обязанности предоставить Поповой О.В. жилое помещение на территории сельского поселения «Выльгорт».
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, связанные с уплатой истцом государственной пошлины, в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования Поповой О.В. удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» предоставить Поповой О.В. однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 33 квадратных метра в черте населенного пункта «село Выльгорт» муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
Взыскать с администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в пользу Поповой О.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2014 года.
Судья Е.В. Баудер