Дело (УИД) № ***RS0№ ***-08
Производство № ***а-2257/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 сентября 2021 года Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Сергеевой О.И., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № *** по Самарской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № *** по Самарской области обратилась в суд с административным иском, с учетом уточнения к ФИО1 о взыскании задолженности (недоимки), просила взыскать пени по транспортному налогу на задолженность за 2014 год в размере 1 846,55 руб., на задолженность 2015 года в размере 1 862,17 руб., на задолженность 2016 года в размере 1 568,04 руб., на задолженность 2018 года в размере 562,08 руб.; пени по земельному налогу на задолженность за 2014 год в размере 28,73 руб., на задолженность за 2015 год в размере 26,29 руб., на задолженность за 2017 года в размере 22,19 руб., на задолженность 2018 г. в размере 14,87 руб.
В судебное заседание представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области по доверенности ФИО3 не явился, в заявлении об уточнении исковых требований указал дополнительные сведения относительно заявленных требований.
В судебное заседание административный ответчик – ФИО4 не явился, о месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом, причина неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела не просил, представил письменные возражения, в которых указал, что по всем заявленным требованиям о взыскании пеней на задолженность истек срок исковой давности, в соответствии с п. 1 ст. 113 НК РФ, применив последствия пропуска срока исковой давности, просил об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Проверив дело, исследовав письменные материалы, суд находит заявленный административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 НК РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ).
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Расчет налога осуществляется налоговыми органами на основании ставок налога, налоговой базы, сведений о принадлежности объекта налогообложения и иных сведений, полученных налоговыми органами, а также представленной заинтересованными лицами информации о налоговых льготах.
В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В соответствии с п.4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, а также пени, начисленной за каждый календарный просрочки.
В соответствии с п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п.1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Согласно п.1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии с ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. При этом, согласно п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п.2 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица.
Согласно п.1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Ст. 356 НК РФ установлено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом и законами субъекта Российской Федерации о налоге.
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Согласно ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Ставки транспортного налога, сроки, порядок уплаты, а также предоставление льготы по транспортному налогу определяются Законом Самарской области от 06.11.2002г. № ***-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области».
В соответствии с п.4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно п.11 ст. 85 НК РФ органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.4 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.
Пунктом 1 ст. 362 Кодекса установлено, что сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного транспортного средства налогоплательщиком. (<Письмо> Минфина России от <дата> N 03-05-06-04/9050 <О транспортном налоге>).
Согласно Письму Минфина России от <дата> N 03-05-06-04/23454 обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Налоговым Кодексом в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
В соответствии с п.4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Судом установлено, что за ответчиком зарегистрированы земельные участки расположенные по адресу <адрес>; <адрес>., а также транспортные средства * * *
В адрес налогоплательщика были направлены уведомления об уплате транспортного и земельного налога № *** от 04.09.2016г., № *** от 21.09.2017г., № *** от 23.08.2018г., № *** от 25.07.2019г. последняя дата платежа указана 03.12.2018г.
Налоговые уведомления оставлены без исполнения в полном размере.
В связи с выявлением недоимки и несвоевременной уплатой транспортного и земельного налога в адрес налогоплательщика было направлено требование № *** с предложением добровольно погасить недоимку по транспортному налогу и земельному в сумме 28 556,71 руб. по состоянию на 29.09.2020г.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
В связи с неисполнением требований об уплате недоимки налоговым органом начислены пени. Расчет пеней судом проверен, принят во внимание.
Административным ответчиком не исполнена в срок оплата транспортного налога и земельного в связи с чем административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка № *** судебного района г.Сызрани Самарской области 11.12.2020г. вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки.
Определением мирового судьи от 11.01.2021г. судебный приказ был отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения, что послужило основанием для обращения в суд с данным административным иском.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с п. 2 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
На основании пп. 3, 5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
С учетом положений вышеуказанных норм обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Как следует из представленного административным истцом расчета, начисление пеней произведено от пенеобразующих недоимок по транспортному и земельному налогу.
Из материалов дела следует, что административным ответчиком до настоящего времени задолженность по пени не погашена. Возражений по расчету административного истца и доказательств исполнения обязанности в полном объеме либо отсутствия объектов налогообложения административный ответчик суду не представил.
Доводы административного ответчика о том, что по всем заявленным требованиям о взыскании пеней на задолженность истек срок исковой давности, в соответствии с п. 1 ст. 113 НК РФ, применив последствия пропуска срока исковой давности судом не принимаются, поскольку суд приходит к выводу, что налоговым органом сроки выставления и направления налоговых требований, а также сроки для обращения в суд не нарушены, следовательно, срок исковой давности не применим.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, <дата> рождения, * * *, проживающего по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> пользу Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области задолженность(недоимку) в сумме 5 930 рублей 49 копеек, из которых пени по транспортному налогу на задолженность за 2014 год в размере 1 846 рублей 55 копеек, на задолженность 2015 года в размере 1 862 рубля 17 копеек, на задолженность 2016 года в размере 1 568 рублей 04 копейки, на задолженность 2018 года в размере 562 рубля 08 копеек; пени по земельному налогу на задолженность за 2014 год в размере 28 рублей 73 копейки, на задолженность за 2015 год в размере 26 рублей 29 копеек, на задолженность за 2017 года в размере 22 рубля 19 копеек, на задолженность 2018 года в размере 14 рублей 88 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.И. Сергеева
Решение в окончательной форме принято <дата> года