дело № 5-219/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Костомукша 5 ноября 2020 года
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Сахошко М.Г., при секретаре Рахимовой Ю.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении,предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении Муляра Максима Игоревича, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Муляр М.И. 3 октября 2020 года, в 19 час 30 минут, находясь в помещении магазина «Дикси» АО «Дикси-Юг», расположенного по адресу: Республика Карелия г.Костомукша, б.Лазарева д.1, допустил невыполнение Правил поведения, установленных распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р (далее - Распоряжение № 127-р), принятых в соответствии с пп.«б» п.6, пп.«в» п.8 ст.4.1, пп.«м» и «у» п.1 ст.11, абз.5 ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закона № 68-ФЗ), при введении режима повышенной готовности на территории Республики Карелия, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно в нарушение п.8.4.1 указанного распоряжения находился в помещении магазина «Дикси» без использования средств индивидуальной защиты (маски), что не влечет ответственность, предусмотренную ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
В суде Муляр М.И. вину в совершении указанного административного правонарушения не признал и пояснил, что в связи с отсутствием масок в аптеке он пришел в магазин без средства индивидуальной защиты. В свою очередь, работники магазина не снабдили его маской. Полагал, что действующие нормативные акты носят рекомендательный характер в части использования средств индивидуальной защиты на объектах торговли.
В судебное заседание должностное лицо - участковый уполномоченный полиции ОУУП и ПДН ОМВД России по г.Костомукша М не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении извещен своевременно и надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы в суд не поступило. При таких обстоятельствах судья считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося должностного лица.
Заслушав объяснения Муляра М.И., исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении в соответствии с ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с пп.«б» п.6, пп.«в» п.8 ст.4.1, пп.«м» и «у» п.1 ст.11, абзацем пятым ст.19 Закона №68-ФЗ, п.1 Распоряжения №127-р на территории Республики Карелия с 12.03.2020 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия.
Пунктом 8.4.1 указанного распоряжения (с учетом последующих изменений) с 12.05.2020 на территории Республики Карелия введено обязательное использование средств индивидуальной защиты (масок) при посещении торговых центров, магазинов, аптек, медицинских организаций, мест размещения иных организаций независимо от форм собственности, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Вместе с тем, Муляр М.И. как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, средство индивидуальной защиты (маску) при нахождении в магазине не использовал, что подтверждается протоколом об административном правонарушении №1967 от 07.10.2020, письменными объяснениями Муляра М.И. от 07.10.2020, объяснениями А от 06.10.2020, С от 07.10.2020, П от 07.10.2020, рапортом оперативного дежурного ОМВД России по г.Костомукша от 03.10.2020 и иными материалами дела.
Оснований не доверять собранным должностным лицом доказательствам и ставить под сомнение факты, установленные им и указанные в исследованных документах, не имеется.
Протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ соответствует требованиям ч.2 ст.28.1 КоАП РФ.
Доводы Муляра М.И. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения и незаконности оформления вышеуказанного протокола основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, ликвидации чрезвычайных ситуаций был издан Закон №68-ФЗ, в котором определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для достижения указанных целей законодатель предоставил Правительству Российской Федерации право устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп.«а.2» п.«а» ст.10 Закона №68-ФЗ).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила).
Согласно пп.«б» п.3, пп. «в», «г» п.4 Правил при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп.«а.2» п.«а» ст.10 названного федерального закона, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп.«б» п.6 ст.4.1, пп. «а», «у», «ф» ч.1 ст.11 Закона №68-ФЗ).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее по тексту - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа; в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Изложенное свидетельствует о том, что Распоряжение № 127-р, положения которого легли в основу публично-властных притязаний, обращенных к лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, не носят произвольный характер, на чем акцентируется внимание Муляром М.И., а развивает подходы, реализованные в Законе №68-ФЗ и направленные на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, а потому отвечает как публичным, так и частным интересам и не противоречит гарантиям, провозглашенным Конституцией Российской Федерации.
Статья 19 Закона №68-ФЗ связывает граждан Российской Федерации обязанностью соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
При таком положении невыполнение требований, предъявляемых Главой Республики Карелия к посещению общественных мест в условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, содержит признаки объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По тем же причинам несостоятельна позиция Муляра М.И. о том, что ограничения, которым он не подчинился, носили рекомендательный характер.
Причем, вопреки убеждению Муляра М.И., предписанное гражданам требование к пользованию гигиеническими масками во всех помещениях объектов розничной торговли не обусловлено предоставлением указанных средств индивидуальной защиты юридическим лицом либо состоянием здоровья гражданина.
Текст распоряжения № 127-р, а также сведения о мерах, принятых во исполнение его положений органами исполнительной власти Республики Карелия, находятся в открытом доступе в сети Интернет, в том числе на сайте Правительства Республики Карелия. Обстоятельства введения в Республике Карелия режима повышенной готовности и ограничений, включающих в себя и запрет на посещение магазинов без использования средств индивидуальной защиты (масок), на момент совершения Муляром М.И. административного правонарушения широко освещались в средствах массовой информации, в связи с чем он не мог не знать о введенных на территории Республики Карелия ограничениях.
С учетом изложенного судья приходит к выводу о наличии в действиях Муляра М.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, - невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
За совершенное правонарушение Муляр М.И. подлежит справедливому наказанию, при назначении которого судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное и семейное положение, состояние здоровья.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судья не усматривает.
Учитывая степень вины правонарушителя, обстоятельства совершенного административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, личность Муляра М.И., который на момент выявления административного правонарушения к административной ответственности за совершение однородного правонарушения не привлекался, судья полагает необходимым назначить ему наказание в виде предупреждения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, указанный в ст.4.5 КоАП РФ, не истек. Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности, не имеется.
Вместе с тем, судья полагает необходимым разъяснить привлекаемому лицу, что в соответствии с ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ за совершение повторного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, предусмотрено административное наказание в отношении граждан в виде административного штрафа от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании изложенного и руководствуясь стст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
МУЛЯРА МАКСИМА ИГОРЕВИЧА, <данные изъяты>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Разъяснить Муляру М.И., что в соответствии с ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия либо непосредственно в Верховный Суд Республики Карелия в течение десяти дней с момента получения копии постановления.
Судья М.Г. Сахошко