Дело № 2-29/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 апреля 2016 года г.Моршанск
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:
Федерального судьи Моисеевой О.Н.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к <адрес> о демонтаже общедомового прибора учета электроэнергии и взыскании морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истица ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к <адрес> о демонтаже общедомового прибора учета электроэнергии и взыскании морального вреда.
В обосновании иска указала, что она (ФИО2) проживает в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году на фасад дома работниками <адрес> в присутствии представителя управляющей компании «<адрес> но без ведома жильцов был установлен и подключен общедомовой прибор учета электроэнергии №, который ДД.ММ.ГГГГ был теми же лицами заменен на другой общедомовой прибор учета № №. Жильцы дома, в том числе и ФИО2, возражали против установки общедомового электросчетчика по следующим основаниям. Общедомовой прибор учета электроэнергии установлен на доме с нарушениями Федерального Закона № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « Об энергосбережении и о повышении эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в статье 13 которого указано, что требования данного закона в части организации учета используемых энергетических ресурсов (в данном случае установки общедомового электросчетчика) не распространяются на ветхие, аварийные объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем 5 киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 2 десятых гигакалории в час (вотношении организации учета используемой тепловой энергии). Дом потребляет в целом менее 5 киловатт в час. Следовательно, общедомовой прибор учета на дом установлен и применяется для расчетов незаконно. Демонтировать общедомовой прибор учета все ответчика отказываются. Кроме того, директор <адрес>» ФИО4 пояснил на личном приеме, что поскольку счетчик был поставлен якобы за средства его организации, то демонтировать он его не будет, ФИО2 претензии предъявлять не имеет права. Ссылка <адрес>» на расчет нагрузки по № «Свод Правил по проектированию и строительству, проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» несостоятельна. Само название данного документа свидетельствует о том, что речь идет о проектируемой и предполагаемой мощности объекта, но не о реально потребляемой на настоящий момент мощности. Переадресация ФИО2 в научно-исследовательский институт для расчета потребляемой мощности выходит за рамки разумного. Всего ФИО2 выплачено <адрес>» через <адрес>» с момента установки общедомового счетчика ДД.ММ.ГГГГ по показаниям общедомового счетчика на общедомовые нужды № рублей, хотя мест общего пользования в доме нет. Кроме того, за ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 выслана квитанция, по которой была обязана выплатить за электроэнергию на общедомовые нужды № рублей. На заявления ФИО2 в адрес <адрес> управляющей компании «<адрес>, ответили, что начисление произведено по документам, которые переданы в <адрес>», а оттуда соответственно в <адрес>». Перерасчет произведен в связи с тем, что объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды за ДД.ММ.ГГГГ года, якобы составил 1216 киловатт, а суммарное потребление электроэнергии всеми квартирами за этот же период с учетом изменений в показаниях снятых в <адрес> составил 212 киловатт. <адрес>» ФИО2 сообщил, что перерасчет оплаты за общедомовой счетчик электроэнергии произошел, т.к. в ДД.ММ.ГГГГ года собственник <адрес> их дома Морщинина якобы лично без письменного заявления обратилась в <адрес>», предоставив показания индивидуального прибора учета электроэнергии. Эти показания были переданы в <адрес>», после чего был сделан перерасчет оплаты электроэнергии на общедомовые нужды. Однако эти ответы не основаны на законе, поскольку ФИО22 не могла обращаться в ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес>», так как с ДД.ММ.ГГГГ не является собственником данной квартиры, о чем свидетельствует договор купли-продажи, согласно которому квартира продана другому лицу. В любом случае для перерасчета необходимо провести проверку прибора учета и составить соответствующий акт, в устном порядке, как утверждает <адрес>», перерасчет не производится. Ссылка <адрес>» на то, что данная организация якобы не снимает показания индивидуальных приборов учета, беспочвенна, так как в соответствии с договором № между <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ последняя снимает показания приборов учета и вносит их в базу <адрес>» в свою очередь заключает гражданско-правовые договоры с лицами, снимающими показания индивидуальных приборов учета и получающих оплату по 5 рублей за каждое снятое показание. В любом случае, какие бы показания не были в <адрес>, эта потребленная электроэнергия учитывалась общедомовым счетчиком, так как все квартиры подключены через общедомовой счетчик, и на общедомовом счетчике объем потребления из-за неправильно снятых показаний в одной из квартир прибавиться не мог. В прилагаемом ответе <адрес>» даны показания общедомового счетчика за три предыдущих года, в том числе, и за ДД.ММ.ГГГГ года, из которых видно, что объем потребления за этот месяц, указанный <адрес> и переданный в <адрес>» и далее не соответствует реальным показаниям прибора учета. То есть потребленная квартирой № электроэнергия уже была учтена и оплачена жителями дома, в том числе и ФИО2, при оплате за общедомовые нужды. Таким образом, со ФИО2 незаконно без обращения в суд были взысканы денежные средства в счет оплаты якобы образовавшейся задолженности на общедомовые нужды в сумме № рублей. ФИО2 в адрес <адрес> и управляющей компании «<адрес>» были направлены письма с просьбой демонтировать общедомовой прибор учета электроэнергии и сделать перерасчет оплаты. ФИО2 все организации отказал, этими отказами нарушены ее права. Считает, что действиями управляющей компании «<адрес> причинен моральный вред, так как ФИО2 неоднократно обращалась в различные инстанции с вопросом о демонтаже незаконно установленного общедомового электросчетчика, ей отказывали. В результате чего ФИО2 чувствовала унижение, беспомощность перед лицом этих организаций и обиду, ей приходилось тратить время и нервы на обращение в различные инстанции.
Просит обязать <адрес>» демонтировать общедомовой прибор учета электроэнергии, установленный на <адрес>, где проживает ФИО2 и взыскать с <адрес> денежные средства в счет возмещения морального вреда в сумме № рублей.
В судебном заседании истица ФИО2 неоднократно уточняла исковые требования и основания исковых требований. В окончательном варианте исковые требования дополнила, указав, что общедомовой счетчик установлен в ДД.ММ.ГГГГ года, второй ДД.ММ.ГГГГ году. Между тем, ФЗ 261 предусматривает принудительную установку общедомовых приборов учета не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.150 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ в целях оснащения ПУ сетевая компания направляет собственнику энергопринимающих устройств, не выполнившему в установленные сроки обязанность по их оснащению ПУ, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором указывает необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к месту установки ПУ, предполагаемые дату и время совершения действий по установке ПУ, месте установки ПУ, информацию о действиях, которые организация вправе предпринимать в случае, если ей будет отказано в допуске к месту установки ПУ. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки ПУ.
Собственников никто не уведомлял.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества содержание общего имущества включает в себя установку и ввод в эксплуатацию общедомовых ПУ.
Согласно п.п.6 п.3 ст.15 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О фонде реформирования жилищно-коммунального хозяйства» установка общедомовых приборов учета относится к капитальному ремонту, следовательно, возможна только по решению общего собрания.
Общее собрание не проводилось.
ПУ установлен без ведома собственников жилых помещений, не передан в собственность жильцов, его данные не отражены в технической документации на дом, и, соответственно, он не может быть использован для расчетов.
Дом является домом блокированной застройки, принципиальным отличием которых от многоквартирных домов является отличие мест общего пользования. Дома блокированной застройки не имеют в своем составе квартир ( ст.49 Градостроительного кодекса РФ).
Повторно ДД.ММ.ГГГГ счетчик был установлен с нарушениями и не может быть использован в качестве расчетного, так как с момента первоначальной поверки счетчика, который делал завод –изготовитель до даты установки прошло более двух лет.
Между тем, п.ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок на вновь устанавливаемых трехфазных счетчиках должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 месяцев, на однофазных счетчиках с давностью не более 2-х лет.
В <адрес>» нет подлинника паспорта (формуляра) на счетчик и его не было на момент установки.
Из акта установки видно, что на счетчике показания нулевые, что говорит об отсутствии поверки.
Просила обязать ответчиков демонтировать общедомовой прибор учета электроэнергии, установленный на <адрес>, и взыскать с <адрес> денежные средства в счет возмещения морального вреда в сумме № рублей.
В судебном заседании истица ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель <адрес>», действующая на основании доверенности, ФИО5, исковые требования не признала и пояснила, что в силу ч. 2 и ч.4 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения и плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение ( в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления ( в субъектах Российской федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге- органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч.1 ст.161 ЖК РФ). В силу ч.2 ст.162 ЖК РФ управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, управляющая компания <адрес>» является исполнителем коммунальных услуг. К коммунальным услугам относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях ( пункт 3 Правил № 307). Сетевая компания является организацией, оказывающей услуги по технологическому присоединению и по передаче электроэнергии с использованием принадлежащих объектов электросетевого хозяйства. Деятельность сетевой компании регламентируется Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 г., а также Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г. В соответствии с п.89 ПФРР исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения, договора купли-продажи (поставки) электрической энергии приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика энергосбытовой организации для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика энергосбытовой организации электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Согласно п.136 ПФРР оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании данных полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса. Расчетные способы учета применяются лишь в случае отсутствия в точке поставки приборов учета электроэнергии. В соответствии с п.12 ПФРР в целях обеспечения надлежащего исполнения принятых субъектами розничных рынков обязательств сетевые организации осуществляют коммерческий учет электрической энергии и контролируют его осуществление иными субьектами розничных рынков. Данные нормы законодательства не противоречат Гражданскому кодексу, а именно в соответствии со ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Частью1 статьи 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Между <адрес> гарантирующий поставщик на момент установки прибора учета был заключен договор энергоснабжения, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется принимать и своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказываемые услуги. Согласно условиям договора учет отпущенной и потребленной электрической энергии осуществляется приборами учета. Согласно акта раздела границ балансовой принадлежности от ДД.ММ.ГГГГ место установки электросчетчика, по которому производится расчет за отпущенную электроэнергию по дому № по <адрес>, определено –№, тип счетчика №. Таким образом в целях обеспечения учета количества электрической энергии, передаваемой в <адрес> граница балансовой принадлежности электрических сетей <адрес>» была оснащена прибором учета электроэнергии. Прибор учета принят сетевой компанией и управляющей организацией в качестве расчетного. Установленный прибор учета соответствовал требованиям п.141 ПФФР, утвержденных Постановлением Правительства № 530 от 31.08.2006 г. Учитывая изложенное, установка прибора учета на границе балансовой принадлежности сетевой компании и <адрес>» осуществлена во исполнение обязанности по обеспечению учета электрической энергии, приобретаемой управляющей организацией, и не нарушает прав заявителя. Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно абз.2 п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений. При этом общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих квартирных приборов учета-пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих правил. Собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного многоквартирного дома коллективными общедомовыми приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих правил. При оборудовании многоквартирного дома коллективными общедомовыми приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими квартирными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и газоснабжения и электроснабжения- в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения №2 к правилам. Исходя из данных норм можно установить, что оплата за потребленный коммунальный ресурс осуществляется исходя из показаний общедомового прибора учета, а отсутствие общедомового прибора учета практически является исключением из правил. Совершение конклюдентных действий ФИО2 и остальными жителями данного дома по оплате электроэнергии с мая 2010 г. исходя из показаний общедомового прибора учета, равноценно заключению договора со всеми вытекающими юридическими последствиями. В соответствии со ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Частью второй ст.158 ЖК РФ предусмотрено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Установка общедомового прибора учета электроэнергии не является капитальным ремонтом или реконструкцией. В соответствии с п.14 ст.1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция-изменение параметров объектов капитального строительства, их частей высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объеме и качества инженерно- технического обеспечения. Таким образом, установка общедомового прибора учета электрической энергии в жилых домах не является реконструкцией имущества в многоквартирном доме инженерных сетей, которая должна производиться только по решению общего собрания собственников помещений и, соответственно, не требует согласия собственников многоквартирного дома. Возможность отказа от применения к расчетам по оплате услуг по электроснабжению коллективного общедомового прибора учета только по основанию нежелания собственников в его использовании Жилищным законодательством не предусмотрено. Установка спорного прибора учета прав заявителя не нарушает. Доказательства захвата общего имущества собственников при установке спорного прибора учета не представлено. Прибор учета, установлен сетевой компанией на границе балансовой принадлежности с управляющей компанией, в рамках действующего законодательства. Общедомовой прибор учета электроэнергии установлен на жилой <адрес> в рамках действующего законодательства. Согласно п.9 ст.11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акт Российской Федерации» собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. Пункт 5 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ гласит, что 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить установку коллективных приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Многоквартирный <адрес> не относится к перечню объектов-исключений категорий, на которых учет не осуществляется: ветхие объекты; аварийные объекты; объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 1 января 2013 года; объекты, мощность потребления электрической энергии, которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час ( в отношении организации учета используемой тепловой энергии). Согласно определения : электрическая мощность-физическая величина, характеризующая скорость передачи или преобразования электрической энергии. При изучении сетей переменного тока, помимо мгновенной мощности, соответствующей общефизическому определению, вводятся также понятия активной мощности, равной среднему за период значению мгновенной, реактивной мощности, которая соответствует энергии, циркулирующей без диссипации от источника к потребителю и обратно, и полной мощности, вычисляемой как произведение действующих значений тока и напряжения без учета сдвига фаз. Мгновенная мощность в данный момент времени определяется по формуле: N=da/dt. В более узком смысле мощность равна отношению работы, выполняемой за некоторый промежуток времени, к этому промежутку времени. Проведение расчета мощности потребления электроэнергии в многоквартирных домах, не входит в обязанности <адрес>». При этом согласно действующего Свода Правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003 при подключении каждого дома к линиям электропередач производится расчет нагрузки в зависимости от электроприемников квартир и определяется по формуле, кВт: Ркв.удхn, где Р кв.уд-удельная нагрузка электроприемников квартир, принимая по таблице 6.1 в зависимости от числа квартир, присоединенных к линии, типа кухонных плит, кВт\квартиры; n-количество квартир. В доме истицы имеется 9 квартир. Согласно данной формуле общая нагрузка электроприемников квартир составит: 2,3 кВтх9=20,7 кВт.
Следовательно, в любой момент мощность потребления электрической энергии может составить более чем пять киловатт. Расчет, представленный ФИО2, не может быть принят во внимание и в качестве доказательств по делу. Из-за созвучности названий, киловатт и киловатт-час - эти параметры часто путают в повседневном употреблении. Однако эти две единицы измерения относят к разным физическим величинам. В ваттах и, следовательно, киловаттах измеряется мощность, то есть количество энергии, потребляемое за единицу времени. В международной системе единиц (СИ) единицей измерения мощности является ватт, равный одному джоулю, деленному на секунду. Ватт-час и киловатт-час являются единицами измерения потребленной энергии, а также выполненной работы приборов, и используются для определения потребления электроэнергии в быту. Считает, что при установке и эксплуатации прибора учета электроэнергии на многоквартирный дом, были соблюдены в полном объеме соответствующие нормативные правила.
Жилищное законодательство не содержит запретов на использование для расчета по оплате за услугу по электроснабжению, коллективных общедомовых приборов учета. В дальнейшем для закрепления норм о расчетах по общедомовым приборам учета, был издан Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который обязал собственников помещений в многоквартирных домах обеспечивать соответствие многоквартирных домов, установленным требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Также истицей ФИО2 был пропущен 3-х летний срок исковой давности подачи искового заявления, поскольку общедомовой прибор учета электроэнергии был установлен на многоквартирный <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году, начисления и расчеты по общедомовому прибору учета также начали производиться в ДД.ММ.ГГГГ году.
Истицей ФИО2 не представлены доказательства причинения ей морального вреда. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика <адрес>», действующая на основании доверенности ФИО6, исковые требования не признала и пояснила, <адрес>» на <адрес> общедомовой прибор учета электроэнергии не устанавливала, и никакого отношения к установке общедомового прибора учета электроэнергии на <адрес>, не имеет.
Представитель ответчика –<адрес>», действующая на основании ФИО7, исковые требования не признала, пояснив, что <адрес>» не устанавливала общедомовой прибор учета электроэнергии на <адрес>. Счетчик является собственностью <адрес>». Данный прибор учета <адрес>» на баланс счетчик не принимала.
Представитель третьего лица – <адрес>» в судебное заседание не явился, от ВРИо директора поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя <адрес>
Третье лицо ФИО8, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО9 в судебное заседание не явилась, от нее поступило письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, иск ФИО2 поддерживает.
Третье лицо ФИО10 в судебное заседание не явился, от него поступило письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, иск ФИО2 поддерживает.
Третье лицо ФИО11 в судебное заседание не явилась, от нее поступило письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, иск ФИО2 поддерживает.
Третье лицо ФИО12 в судебное заседание не явилась, от нее поступило письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, иск ФИО2 поддерживает.
Третье лицо ФИО13 полагала необходимым исковые требования ФИО2 удовлетворить, поскольку после установки общедомового прибора учета электроэнергии она стала платить за потребленную электроэнергии больше, чем платила до установки общедомового прибора учета электроэнергии.
Третье лицо ФИО14 удовлетворение иска отнесла на усмотрение суда.
Третьи лица ФИО15, ФИО16, ФИО17 в судебное заседание не явились. Суд в силу ст.167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица - администрации <адрес> в суд не явился. В силу ст.167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 1 ГК РФ осуществление гражданских прав одним лицом не должно нарушать прав и законных интересов других лиц.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе, признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иные способы, предусмотренные законом.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме, несет бремя содержания общего имущества в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно положениям статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ч.2 статьи 154 ЖК РФ).
Приведенными выше нормами федерального закона, каким является Жилищный кодекс Российской Федерации, на собственника жилого помещения возлагается бремя содержания общего имущества, в том числе и оплаты коммунальных услуг, оказанных на содержание общего имущества.
В соответствии с п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Требования к оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов содержатся в Федеральном законе от 23.11.2009 года № 261 –ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации».
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
П.9 этой статьи определено, что организации, осуществляющие снабжение или передачу электроэнергии, обязаны устанавливать приборы учета используемых энергетических ресурсов, содержание или передачу которых они осуществляют, и не вправе отказать в установке обратившимся к ним лицам.
В силу п.5 ст.13 указанного Федерального закона до 01 января 2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета.
Федеральным законом от 11.07.2011 года, вступившим в законную силу 26.07.2011 года, срок, указанный в п.5, был увеличен до 01 июля 2012 года.
Из содержания п.12 ст.13 этого Федерального закона (в редакции Федерального закона от 11.07.2011 года № 197-ФЗ) следует, что в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в установленный срок обязанности по оснащению домов коллективными(общедомовыми) приборами учета электроэнергии их установка производится в срок до 01 июля 2013 года организациями, указанными в части 9 настоящей статьи за счет собственников помещений этих домов.
ФИО2 является собственником <адрес>.
В суде было установлено, и не оспаривалось участниками процесса, что в ДД.ММ.ГГГГ году на данный дом <адрес>» был установлен общедомовой прибор учета электроэнергии.
ДД.ММ.ГГГГ указанный прибор на <адрес> был заменен на другой прибор учета электроэнергии.
Заявляя требования о демонтаже общедомового прибора учета электроэнергии, одним из оснований своих требований истица ФИО2 указывает на то обстоятельство, что согласно произведенного ею расчета <адрес> в целом потребляет менее 5 кВт в час; между тем, в силу ст.13 ФЗ № 261 требования закона об установке общедомового прибора учета электроэнергии в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на объекты, мощность потребления которых составляет менее чем 5 киловатт в час.
Указанные доводы истицы суд признает несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, по следующим основаниям.
Из п.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются, в том числе, на объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт ( в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее, чем две десятых гигакалории в час ( в отношении используемой тепловой энергии).
Из пояснений в суде специалиста <адрес> ФИО23 следует, что киловатт и киловатт-час - две единицы измерения, относящиеся к разным физическим величинам. В ваттах и киловаттах измеряется мощность оборудования. Ватт-час и киловатт-час являются единицами измерения потребленной энергии, а также выполненной работы приборов, и используются для определения потребления электроэнергии в быту. В п.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ « Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» речь идет о мощности оборудования, поскольку четко указано – киловатты, а не киловатт в час. В данном случае 5 кВт – это расчетная мощность токоприемников квартиры - телевизоры, лампочки, розетки, холодильники, которые могут быть включены как все одновременно, так и несколько электроприборов или один электроприбор. Соответственно, мощность потребления электроэнергии домом в любой момент может превысить 5 кВт. При проектировании зданий, в зависимости от предполагаемой мощности здание оборудуется кабелем определенного сечения, рассчитанного на определенную мощность.
Суд соглашается с разъяснениями специалиста <адрес> ФИО24 поскольку из буквального толкования п. 1 ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что рассчитывается мощность потребления объектов, измеряемая в киловаттах.
В связи с чем, суд отклоняет расчеты, сделанные истицей ФИО2, поскольку последней были произведены расчеты потребленной электроэнергии электроприборами <адрес>, рассчитываемой в киловатт в час.
В данном случае, по мнению суда, для определения мощности потребления следует руководствоваться Сводом Правил по проектированию и строительству №.
Согласно действующего Свода Правил по проектированию и строительству № при подключении каждого дома к линиям электропередач производится расчет нагрузки в зависимости от электроприемников квартир и определяется по формуле, кВт= Ркв.уд хn,
где Р кв.уд-удельная нагрузка электроприемников квартир, принимая по таблице 6.1 в зависимости от числа квартир, присоединенных к линии,
n-количество квартир.
В доме истицы имеется 9 квартир.
Согласно данной формуле общая нагрузка электроприемников квартир составит:2,3 кВт х 9 =20,7 кВт.
Следовательно, в любой момент мощность потребления электрической энергии может составить более, чем пять киловатт.
Указанный расчет, представленной стороной ответчиков, истицей ФИО2 не опровергнут.
Доводы истицы ФИО2 о том, что указанный Свод Правил по проектированию и строительству № не подлежит применению, поскольку относится к вновь проектируемым домам, а не к домам, уже введенным в эксплуатацию, суд отклоняет, поскольку запрета на применение указанного Свода Правил к домам, введенным в эксплуатацию, не содержится.
Также суд отклоняет доводы истицы ФИО2 о том, что общедомовой прибор учета электроэнергии должен быть демонтирован, поскольку установлен без согласия собственников квартир <адрес> ранее срока, предусмотренного ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для принудительной установки.
В суде установлено, что общедомовой прибора учета установлен на границе балансовой принадлежности <адрес>» и за счет средств <адрес>
Предназначением общедомового прибора учета является фиксация фактического потребления электроэнергии во всех помещениях многоквартирного дома.
Установка общедомовых приборов учета предусмотрена Федеральным законом.
То обстоятельство, что указанный прибор установлен без проведения общего собрания, правого значения не имеет, поскольку он установлен на средства поставщика электрической энергии без предъявления расходов по его установке собственникам жилых помещений данного дома, и никоим образом не нарушает права собственников помещений жилого дома.
Более того, установка данного прибора способствует выполнению всеми собственниками обязанности нести расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Из пояснений в суде представителя ответчика <адрес> ФИО5 следует, что <адрес> – старой постройки. У собственников квартир установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии 70-80 годов выпуска, срок поверки которых давно истек. Они существенно отличаются по классу точности от современных счетчиков, имеют значительную погрешность.
Указанные обстоятельства в суде истицей ФИО2 не отрицались.
Соответственно, установка общедомового прибора позволяет учитывать не только электроэнергию, используемую для общедомовых нужд, но и потери электроэнергии во внутридомовых сетях.
Оплату истица производит с использованием показаний коллективного(общедомового) прибора учета, который отражает количество электроэнергии, поступившей в многоквартирный дом, в связи с чем, нарушений прав истицы суд не усматривает.
Более того, при удовлетворении требований истицы о демонтаже приборов учета дополнительное бремя установки общедомовых приборов учета в силу п.5 ст.13 закона № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ляжет как на истицу, так и на иных собственников квартир в <адрес>, а потому нарушит их права и законные интересы.
Суд отклоняет доводы истицы ФИО2 о том, что <адрес> является домом блокированной застройки, и в доме отсутствуют места общего пользования, поскольку из пояснений в суде ведущего специалиста отдела <адрес> администрации <адрес> ФИО18 и ведущего специалиста отдела <адрес> администрации <адрес> ФИО19 следует, что по запросу суда ими проводилось обследование <адрес>. При обследовании было установлено, что у дома имеется двухэтажная деревянная пристройка, на втором этаже данной пристройки имеется три квартиры, имеются помещения общего пользования – лестничная клетка на второй этаж, на втором этаже три входа в отдельные квартиры., поэтому дом не является блокированной застройкой.
Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного ведущими специалистами отдела <адрес> администрации города ФИО18 и ФИО19, дом, расположенный по адресу: <адрес>, не является домом блокированной застройки, так как является совокупностью квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования в таком доме, а квартирой признается структурное обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме.
Суд признает несостоятельными доводы истицы ФИО2 о том, что ДД.ММ.ГГГГ счетчик был установлен с нарушениями и не может быть использован в качестве расчетного, так как с момента первоначальной поверки счетчика, который делал завод –изготовитель до даты установки прошло более двух лет, поскольку согласно представленного представителем ответчика <адрес>» ФИО5 акта№ от ДД.ММ.ГГГГ, счетчик, установленный на фасаде <адрес> прошел поверку в ЦСМ и годен к коммерческим расчетам (л.д. 27-29 том 2).
Кроме того, в суде истица ФИО2 поясняла, что с показаниями общедомового прибора учета электроэнергии она согласна, считает их правильными, не согласна с расчетами объема электроэнергии на общедомовые нужды. В частности, указывала, что имели место случаи, что объем потребления электроэнергии, указанный Моршанским филиалом <адрес>» и переданный в <адрес>» не соответствовал реальным показаниям прибора учета.
Таким образом, сам факт установки на границе балансовой принадлежности общедомового прибора учета права истицы ФИО2 не нарушает.
В данном случае, истицей ФИО2, по мнению суда, был избран ненадлежащий способ защиты своих прав.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами суд считает, что исковые требования истиц ФИО2 о демонтаже общедомового прибора учета не подлежат удовлетворению.
При этом суд отклоняет доводы представителя ответчика <адрес>» ФИО5 о пропуске истицей ФИО2 срока исковой давности обращения в суд, поскольку в силу ст.208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранений всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
Исковые требования ФИО2 о компенсации морального вреда в сумме № рублей также не подлежат удовлетворению, поскольку производны от основных требований о демонтаже прибора учета.
В процессе рассмотрения дела истицей ФИО2 были заявлены ходатайства о вынесении судом частных определений:
- по вопросу нарушения ее прав как потребителя в результате произведенных расчетов потребления электроэнергии;
- по вопросу ежемесячного снятия <адрес>» показаний индивидуальных приборов учета.
Однако в рамках рассмотрения настоящего дела о демонтаже общедомового прибора учета судом не выявлены нарушения прав ФИО2 установкой <адрес>» общедомового прибора учета как потребителя.
Вопрос правильности произведенных расчетов потребления электроэнергии судом не исследовался, так как не являлся предметом исковых требований ФИО2
Вопрос о законности ежемесячного снятия показаний индивидуального прибора учета в <адрес> представителями <адрес>» также не являлся предметом рассмотрения в рамках настоящего дела.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства ФИО2 о вынесении судом частных определений.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к <адрес>» о демонтаже общедомового прибора учета электроэнергии и взыскании морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Моршанский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления решения судом в окончательной форме.
Решение составлено в окончательной форме 20 апреля 2016 года.
Федеральный судья: О.Н. Моисеева