№
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2023 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самара в составе председательствующего судьи Ретиной М.Н., при секретаре Дранове Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Самара к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, Департаменту транспорта Администрации г.о. Самара о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
установил:
Прокурор Октябрьского г. Самара обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, Департаменту транспорта Администрации г.о. Самара о признании незаконным бездействия и возложении обязанности.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой Октябрьского района г. Самара проведена проверка требований законодательства о безопасности дорожного движения, о дорожной деятельности. Совместно с ОГИБДД прокуратурой г. Самара выявлены недостатки в обустройстве улично-дорожной сети, так в <адрес> напротив <адрес> отсутствует светофор типа Т.7, а также искусственная неровность, что привело к ДТП – наезд на пешехода. ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по г. Самара в адрес Администрации г.о. Самара направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. До настоящего времени указанные нарушения не устранены.
Ссылаясь на изложенное, с учетом уточнений, прокурор просит признать незаконным бездействие Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений федерального законодательства о безопасности дорожного движения; обязать Департамент транспорта Администрации г.о. Самара разработать схему установки технических средств организации дорожного движения, предусматривающую установку светофоров типа Т.7 в соответствии с требованием п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 на нерегулярном пешеходном переходе, расположенном на участке дороге, проходящем вдоль территории школы №; обязать Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, путем принятия необходимых мер по реализации схемы установки технических средств организации дорожного движения № (предусматривающую обустройство искусственных неровностей на <адрес> в районе <адрес> обозначенных соответствующими техническими средствами организации дорожного движения, предусматривающею установку светофоров типа Т.7 в соответствии с требованием п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 на нерегулярном пешеходном переходе, расположенном на участке дороги, проходящем вдоль территории школы № в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Октябрьского района г. Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании не поддержал требования к Департаменту транспорта Администрации г.о. Самара, так как схема установки технических средств разработана.
Представитель Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представители ОГИБДД УМВД России по г. Самара, Департамента транспорта Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.
В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (статья 12 указанного федерального закона).
Пункт 4 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относит осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработку первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация городского округа Самара состоит из отраслевых (функциональных) органов (ст. 25 Устава г.о. Самара).
На основании Положения "О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара", утв. Решением Думы городского округа Самара от 17.09.2015 № 681, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и экологии, наружной рекламы, лесного хозяйства (п. 1.1). Департамент выступает заказчиком по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства) (п. 3.1).
Из приведенных положений следует, что Администрация г.о. Самара в лице своего отраслевого органа Департамента городского хозяйства и экологии осуществляет полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если:
- интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от ее значений для условий 1 и 2 по 7.2.1;
- не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на участке дороги перед перекрестком или пешеходным переходом;
- пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений;
- по техническим обоснованиям невозможно применение светофорного регулирования с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на <адрес> в районе <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие – наезд на пешехода. На месте совершения дорожно-транспортного происшествия выявлены недостатки в обустройстве улично-дорожной сети, такие как отсутствие светофоров типа Т.7, а также искусственных неровностей в нарушение требований пунктов 7.3.8. ГОСТ 52289-2019 и п. 6.2. ГОСТ Р 52605-2006.
Административный ответчик наличие выявленных недостатков в ходе разбирательства дела не оспаривал, однако указали, что установка указанных знаков будет произведена в конце августа 2023 г. при формировании перечня работ в рамках муниципальной программы «Повышение безопасности дорожного движения».
В судебном заседании установлено, что согласно схеме дисколации дорожных знаков, утвержденной заместителем руководителя Департамента транспорта Администрации г.о. Самара и проверенной начальником отделения ДИ ОГИБДД У МВД России по <адрес> в районе <адрес> А указано на установку светофоров типа Т.7 и искусственных неровностей.
Фактическое же отсутствие светофоров типа Т.7 и искусственных неровностей, указанных в схеме расположения дорожных знаков, подвергает опасности жизни пешеходов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что отсутствие светофоров типа Т.7 и искусственных неровностей на <адрес> А вдоль территории школы № подтвержден имеющимися в деле доказательствами, суд приходит к выводу, что административным ответчиком допущено бездействие, повлекшее нарушение прав неопределенного круга лиц.
В силу ст. 227 КАС РФ в случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия.
Учитывая, что Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара непосредственно не осуществляют выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения, в целях устранения допущенных нарушений на данное лицо следует возложить обязанность организовать выполнение работ по установке технических средств организации дорожного движения, предусматривающую обустройство искусственных неровностей на <адрес> в районе <адрес> «А», установку светофоров типа Т.7 в соответствии с требованием п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 на нерегулярном пешеходном переходе, расположенном на участке дороги, проходящем вдоль территории школы №.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Октябрьского района г. Самара к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, Департаменту транспорта Администрации г.о. Самара о признании незаконным бездействия и возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений федерального законодательства о безопасности дорожного движения.
Обязать Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно, организовать выполнение работ по устройству технических средств организации дорожного движения, предусматривающих обустройство искусственных неровностей на <адрес> в районе <адрес> установку светофоров типа Т.7 в соответствии с требованием п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 на нерегулярном пешеходном переходе, расположенном на участке дороги, проходящем вдоль территории школы № в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись М.Н. Ретина
Копия верна.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ