63RS0039-01-2021-007096-81
2а-159/2023 (2а-5109/2022)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 марта 2023 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-159/2023 по административному исковому заявлению Чурбановой Анны Владимировны к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконными распоряжений,
установил:
Чурбанова А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконными распоряжений о предварительном согласовании и предоставлении в собственность земельного участка.
В обоснование заявленных требований указала, что 21.09.2021 из информации, размещённой на публичной кадастровой карте, она увидела, что проезд к принадлежащему ей на праве собственности земельному участку с кадастровым номером №:1317, расположенному по адресу: <адрес>, участок №35Б, занят вновь образованным земельным участком, в результате чего выезд на земли общего пользования с её земельного участка стал невозможен. Из ответа Департамента градостроительства г.о. Самара от 30.09.2021 ей стало известно, что 05.08.2021 Департаментом градостроительства г.о. Самара принято распоряжение №РД-1209 о предварительном согласовании Севастьяновой З.Х. предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, для ведения огородничества. На основании данного распоряжения осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №:2136. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 23.09.2021 №РД-1510 земельный участок с кадастровым номером №:2136 предоставлен в собственность Севастьяновой З.Х. Таким образом, в результате издания административным ответчиком указанных распоряжений, нарушены права административного, созданы препятствия в использовании принадлежащего ей земельного участка, затруднен доступ к нему.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 05.08.2021 года №РД-1209 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 23.09.2021 года №РД-1510 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером №:2136.
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 17.05.2022 административный иск оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13.09.2022 решение Ленинского районного суда г. Самары от 17.05.2022 отменено, как затрагивающее права лица, не привлеченного к участию в деле, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники смежных со спорным земельных участков Ковалевская О.С., Ахметжанова Р.Ю., Крутских Д.А., Крутских А.С.
В судебном заседании административный истец Чурбанова А.В., заинтересованное лицо Ковалевская О.С. и ее представитель Головина Е.В., заинтересованное лицо Ахметжанова Р.Ю. требования поддержали, ссылались на то, что земельный участок сформирован на территории существующего проезда общего пользования, ограничивает доступ к земельным участкам истца и заинтересованных лиц, кроме того, на образованном земельном участке расположены газовая труба и выгребная яма, используемая жителями многоквартирных домов.
Заинтересованное лицо Голованов А.А., действующий на основании протокола общего собрания от 04.03.2023 в интересах собственников помещений многоквартирных домов по адресу: <адрес>, требования административного истца поддержал, ссылался на то, что спорный земельный участок будет препятствовать обслуживанию канализационного колодца, предназначенного для эксплуатации многоквартирных домов.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара не явился, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Представитель заинтересованных лиц Севастьяновой З.Х., Пимкиной Е.Ю. по доверенности Егоров В.В. просил в удовлетворении требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях, полагая оспариваемые распоряжения законными.
Заинтересованные лица Крутских Д.А., Крутских А.С., представители заинтересованных лиц МП г.о. Самара "Универсалбыт", Администрации Красноглинского внутригородского района г. Самары в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что Чурбановой А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 669 кв.м с кадастровым номером №:1317, расположенный по адресу: <адрес>, участок №35Б.
05.08.2021 Департаментом градостроительства г.о. Самара принято распоряжение №РД-1209 о предварительном согласовании Севастьяновой З.Х. предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, для ведения огородничества.
На основании данного распоряжения осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1 898 кв.м с присвоением кадастрового номера №:2136.
23.09.2021 Департаментом градостроительства г.о. Самара принято распоряжение №РД-1510 о предоставлении Севастьяновой З.Х. в собственность бесплатно земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, для ведения огородничества, площадью 1 898 кв.м, кадастровый номер: №:2136.
В последующем земельный участок с кадастровым номером №:2136 разделён на два участка, а именно, на земельный участок с кадастровым номером №:2139, принадлежащий Севастьяновой З.Х., и земельный участок с кадастровым номером №:2140, принадлежащий Пимкиной Е.Ю.
В ходе рассмотрения дела судом проверялись доводы административного истца об ограничении доступа к ее земельному участку в результате образования спорного земельного участка с кадастровым номером №:2136, разделенного на земельные участки с КН №:2139 и №:2140.
В соответствии с заключением кадастрового инженера Фомичевой Н.В. от 23.03.2022, подготовленным по заказу заинтересованных лиц Севастьяновой З.Х. и Пимкиной Е.Ю., в результате выезда на местность и обследования местоположения границ земельных участков, смежных с земельным участком с кадастровым номером №:1317, выявлены два варианта подъезда или прохода к землям общего пользования. Свободный доступ к земельному участку с кадастровым номером №:1317 возможен по любому из данных вариантов. Границы и контуры земельных участков с КН №:2139 и №:2140 не имеют вкраплений, вклиниваний, изломанности и других причин, препятствующих рациональному использованию земельного участка.
Из заключения кадастрового инженера Курдюкова Г.Д. от 05.03.2022, представленного стороной административного истца, следует, что подъезд к земельному участку с КН №:1317 осуществляется через места общего пользования, из которых образован земельный участок с КН №:2136, в результате чего свободный доступ с земельного участка с КН №:1317 к местам общего пользования отсутствует.
В целях устранения противоречий в представленных заключениях, по ходатайству административного истца и заинтересованное лица Ковалевской О.С. определением суда назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Поволжье».
Из заключения судебной экспертизы от 24.11.2022 следует, что земельные участки КН №:2139 и №:2140 на момент исследования не имеют на местности ограждений и не используются по своему целевому назначению или в каких-либо иных целях. В границах данных земельных участков объекты капитального строительства отсутствуют, через земельные участки проходит грунтовая дорога без какого-либо дополнительного дорожного покрытия, организованная для проезда к смежным земельным участкам. Преобразованные земельные участки с КН №:2158, №:2159 и земельный участок с КН №:1317 граничат с территорией общего пользования, достаточной для осуществления доступа на указанные земельные участки. С формированием земельного участка согласно оспариваемому распоряжению земельный участок с кадастровым номером №:2132 доступа к местам общего пользования не имеет. Доступ возможен только через земельные участка с КН №:2139 и №:2140 или через земельный участок с КН №:2131. В границах земельных участков с КН №:2139 и №:2140 располагаются опоры ЛЭП, также в границах земельного участка с КН №:2140 располагается канализационный колодец.
Выводы эксперта проиллюстрированы подробными ситуационными планами, схемами доступа и расположения коммуникаций (т. 3 л.д. 132-175).
Допрошенный в судебном заседании эксперт Иванова С.В. выводы, изложенные в экспертном заключении, поддержала в полном объеме.
Вопреки доводам административного истца и заинтересованных лиц, суд не находит оснований не принимать данное заключение в качестве относимого и допустимого доказательства по делу, а также не доверять выводам эксперта. Экспертом непосредственно осуществлено исследование местоположения границ земельных участков на местности, даны четкие ответы на поставленные вопросы, выводы эксперта мотивированны, подтверждаются картографическими и фото- материалами, квалификация эксперта подтверждена документально, эксперт в предусмотренном законом порядке предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, указанное заключение основано на данных, дающих возможность проверить достоверность сделанных выводов.
Вместе с тем, само по себе наличие доступа от мест общего пользования к земельным участкам административного истца (№:1317) и заинтересованного лица Ковалевской О.С. (№:2158, №:2159) в результате образования спорного земельного участка не является свидетельством того, что земельный участок образован с соблюдением требований статьи 11.9 ЗК РФ к образуемым земельным участкам и в отсутствие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно положениям статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12).
В соответствии с частью 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, спорный земельный участок в границах красных линий не расположен, утвержденные проекты планировки и межевания территории, определяющие границы территории общего пользования, на рассматриваемой территории отсутствуют.
Вместе с тем, отсутствие красных линий само по себе не является доказательством отсутствия у земельного участка статуса территории общего пользования, равно как и наличие красных линий не во всех случаях указывает на обратное.
К территориям общего пользования относятся площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов, пляжи и другие объекты. (п. 12 ст. 1 ГрК РФ). Определяющим фактором при отнесении определенного участка земной поверхности в пределах населенного пункта к территории общего пользования является его фактическое использование в интересах неограниченного круга лиц.
Из анализа представленных доказательств, в частности, фотоматериалов, заключений кадастровых инженеров и эксперта, сведений публичной кадастровой карты, пояснений лиц, участвующих в деле, следует однозначный вывод, что земельный участок, образованный на основании распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-1209 от 05.08.2021 и предоставленный распоряжением №РД-1510 от 23.09.2021 в частную собственность Севастьяновой З.Х. сформирован на территории, используемой в качестве проезда неограниченным кругом лиц. При этом, как следует из схемы доступа к земельному участку заинтересованного лица Ковалевской О.С. существующий въезд на ее земельный участок с КН №:2158 оказался расположенным в границах спорного земельного участка с КН №:2140.
Таким образом, при формировании спорного земельного участка административным ответчиком не учтен сложившийся порядок пользования данной территорией в интересах неопределенного круга лиц. Предоставление земельного участка в единоличное пользование привело к очевидному нарушению прав и законных интересов неограниченного круга лиц, в том числе прав административного истца и заинтересованных лиц, являющихся собственниками смежных земельных участков.
Наличие на спорном земельном участке линейных объектов либо их частей (газопровод, канализационный колодец) не свидетельствует об ограничении обороноспособности данного земельного участка и не является препятствием к его предоставлению в аренду или собственность, а лишь устанавливает особый режим его использования, поэтому ссылка на данные коммуникации не является основанием для признания распоряжений незаконными.
Основанием для признания незаконными распоряжений административного ответчика о предварительном согласовании и предоставлении в собственность Севастьяновой З.Х. земельного участка является образование земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований и подготовка схемы расположения земельного участка с нарушением п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ, без учета территории общего пользования.
Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Исходя из предмета спора и учитывая, что требований о восстановлении прав административным истцом не заявлено, суд считает возможным ограничиться констатацией незаконности оспариваемых распоряжений. Право собственности, возникшее на основании данных актов, может быть оспорено в порядке гражданского судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Чурбановой Анны Владимировны к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить.
Признать незаконными распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 05.08.2021 №РД-1209 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 23.09.2021 №РД-1510 о предоставлении Севастьяновой З.Х. в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 20.03.2023.