РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2019 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гаврилиной Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по иску Матвеева М. Н. об оспаривании действий и решений Администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара,
установил:
Матвеев М.Н. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании действий Администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что 10.06.2019 г., 11.06.2019 г. Барановой Н.П. как организатором и им как уполномоченным лицом были поданы в адрес главы г.о. Самара уведомления о проведении 26.06.2019 г. и 27.06.2019 г. публичных мероприятий. 11.06.2019 г. уведомление о проведении публичного мероприятия подавалось Федюкиным Б.В. Во всех случаях Баранова Н.П. прибыла в здание Администрации г.о. Самара задолго до начала рабочего дня (приём уведомлений начинается в 8 часов 45 минут) и находилась в непосредственной близости от двери в кабинет, где сотрудниками Филевым и Теребиновым осуществляется приём уведомлений о проведении публичных мероприятий. 11.06.2019 г. там же с ней находился Федюкин Б.В. Кабинет был закрыт. Во всех случаях появившийся через 5-7 минут после начала рабочего дня сотрудник Филев приходил откуда-то из здания Администрации г.о. Самара с журналом регистрации, в котором уже находилась запись о якобы принятии уже в 8 часов 45 минут где-то за пределами кабинета уведомления о проведении публичного мероприятия «Молодой гвардией единой России». В результате уведомления, поданные организаторами публичных мероприятий, прибывшими первыми (Барановой, Федюкиным), регистрировались в журнале регистрации 10.06.2019 г. в 8 часов 53 минуты, 11.06.2019 г. в 8 часов 53 минуты и 8 часов 45 минут, чем нарушались их права. Внесение в журнал регистрации уведомлений публичных мероприятий недостоверных записей делает невозможным согласование их иным организаторам. Просит признать незаконными, нарушающими права, свободы и законные интересы его, Барановой Н.П. и Федюкина Б.В. внесение в журнал регистрации уведомлений о публичных мероприятиях Администрацией г.о. Самара недостоверных записей о якобы поданных «Молодой гвардией единой России» уведомлениях 10.06.2019 г. и 11.06.2019 г., обязать Администрацию г.о. Самара и Главу г.о. Самара рассмотреть уведомления о проведениях публичных мероприятий его и Барановой Н.П. от 10.06.2019 г. и от 11.06.2019 г., Федюкина Б.В. от 11.06.2019 г. без учёта уведомлений «Молодой гвардии единой России».
Определением судьи от 17.06.2019 г. в принятии заявления в части обращения в защиту прав, свобод и законных интересов Барановой Н.П. и Федюкина Б.В. отказано, в остальной части заявление принято к производству.
В ходе разбирательства дела истце заявил дополнительные требования об оспаривании решений Администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара, просил признать незаконными решения Администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара об отказе в согласовании публичных мероприятий, выраженные в письмах от 13.06.2019 г. №06-17/311-176, от 13.06.2019 г. №06-17/311-177, от 14.06.2019 г. №06-17/311-183, от 14.06.2019 г. №06-17/311-184.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
Представитель ответчиков Администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара по доверенности от 8.01.2019 г. №1-01/02-01/11 Храновский С.Г. в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 34-47).
Заинтересованные лица Баранова Н.П. и Федюкин Б.В. поддержали доводы заявления.
Представитель заинтересованного лица Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара по доверенности от 9.01.2019 г. №1-03/2-08-01/42 Красикова С.Н. в судебном заседании полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 10.06.2019 г. Баранова Н.П. обратилась с уведомлением на имя Главы г.о. Самара о проведении 26.06.2019 г. с 17 часов 00 минут до 21 часа 00 минут публичных мероприятий – демонстрации по 2 маршрутам: по проезжей части дублёра <адрес> от <адрес> до лестницы и парковочного комплекса у входа в ресторан «Черчилль» в <адрес> с проведением митинга и по тротуару <адрес> от перекрёстка с <адрес> до перекрёстка с <адрес> с проведением митинга, а также митингов в 2 местах: на площадке у бывшего магазина «Спартак» в <адрес> и на площадке у бывшей проходной <адрес> у <адрес> (л.д. 33). Предполагаемое количество участников публичного мероприятия, согласно уведомлению, должно составлять 200 человек, обеспечение общественного порядка и организация медицинской помощи осуществляется организатором мероприятия совместно с уполномоченным представителем органа местного самоуправления и органа внутренних дел, предполагается использование звукоусиливающей аппаратуры, флагов, плакатов, транспарантов.
Истец указан в уведомлении в качестве лица, уполномоченного организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия.
Уведомление зарегистрировано Администрацией г.о. Самара под номером 177-ПМ в 8 часов 53 минуты.
Письмом от 13.06.2019 г. №06-17/311-176 (л.д. 18-20), подписанным от имени Администрации г.о. Самара и.о. руководителя Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации г.о. Самара Выборновым Ю.Н., заявителю было предложено изменить место проведения митинга и провести его на территории сквера «Родина».
Истец и организатор публичного мероприятия с изменением места проведения мероприятия не согласны.
Также 10.06.2019 г. Баранова Н.П. обратилась с уведомлением на имя Главы г.о. Самара о проведении 26.06.2019 г. с 17 часов 00 минут до 21 часа 00 минут публичных мероприятий – пикетов в 5 местах: на тротуаре и площадке у фонтана со стороны <адрес> на площади <адрес>, у <адрес>, на площадке у <адрес>, на тротуаре у перекрёстка <адрес> и <адрес> у <адрес>, в сквере Устинова (л.д. 11). Предполагаемое количество участников публичного мероприятия, согласно уведомлению, должно составлять 200 человек, обеспечение общественного порядка и организация медицинской помощи осуществляется организатором мероприятия совместно с уполномоченным представителем органа местного самоуправления и органа внутренних дел, предполагается использование флагов, плакатов, транспарантов.
Истец указан в уведомлении в качестве лица, уполномоченного организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия.
Уведомление зарегистрировано Администрацией г.о. Самара под номером 178-ПМ в 8 часов 55 минут.
Письмом от 13.06.2019 г. №06-17/311-177 (л.д. 14-17), подписанным от имени Администрации г.о. Самара и.о. руководителя Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации г.о. Самара Выборновым Ю.Н., заявителю было предложено изменить место проведения митинга и провести его на территории сквера «Родина», в парке культуры и отдых «Нефтяник», на пешеходной зоне <адрес>
Истец и организатор публичного мероприятия с изменением места проведения мероприятия не согласны.
11.06.2019 г. Баранова Н.П. обратилась с уведомлением на имя Главы г.о. Самара о проведении 27.06.2019 г. с 17 часов 00 минут до 21 часа 00 минут публичных мероприятий – демонстрации по 2 маршрутам: по проезжей части дублёра <адрес> от <адрес> до лестницы и парковочного комплекса у входа в ресторан «Черчилль» в <адрес> с проведением митинга и по тротуару <адрес> от перекрёстка с <адрес> до перекрёстка с <адрес> с проведением митинга, а также митингов в 3 местах: на площадке у бывшего магазина «Спартак» в <адрес>, на площадке у бывшей проходной ЗИМ между ДК «Звезда» и ТЦ «Захар» у <адрес> и на тротуаре <адрес> напротив сквера у <адрес> (л.д. 8). Предполагаемое количество участников публичного мероприятия, согласно уведомлению, должно составлять 200 человек, обеспечение общественного порядка и организация медицинской помощи осуществляется организатором мероприятия совместно с уполномоченным представителем органа местного самоуправления и органа внутренних дел, предполагается использование звукоусиливающей аппаратуры, флагов, плакатов, транспарантов.
Истец указан в уведомлении в качестве лица, уполномоченного организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия.
Уведомление зарегистрировано Администрацией г.о. Самара под номером 181-ПМ в 8 часов 51 минуту.
Письмом от 14.06.2019 г. №06-17/311-183 (л.д. 21-23), подписанным от имени Администрации г.о. Самара и.о. руководителя Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации г.о. Самара Выборновым Ю.Н., заявителю было предложено изменить место проведения митинга и провести его на территории сквера «Родина».
Истец и организатор публичного мероприятия с изменением места проведения мероприятия не согласны.
11.06.2019 г. Баранова Н.П. обратилась с уведомлением на имя Главы г.о. Самара о проведении 27.06.2019 г. с 17 часов 00 минут до 21 часа 00 минут публичных мероприятий – пикетов в 5 местах: на тротуаре и площадке у фонтана со стороны <адрес> (л.д. 9). Предполагаемое количество участников публичного мероприятия, согласно уведомлению, должно составлять 200 человек, обеспечение общественного порядка и организация медицинской помощи осуществляется организатором мероприятия совместно с уполномоченным представителем органа местного самоуправления и органа внутренних дел, предполагается использование флагов, плакатов, транспарантов.
Истец указан в уведомлении в качестве лица, уполномоченного организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия.
Уведомление зарегистрировано Администрацией г.о. Самара под номером 182-ПМ в 8 часов 53 минуты.
Письмом от 14.06.2019 г. №06-17/311-184 (л.д. 16-17), подписанным от имени Администрации г.о. Самара и.о. руководителя Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации г.о. Самара Выборновым Ю.Н., заявителю было предложено изменить место проведения митинга и провести его на территории сквера «Родина», в парке культуры и отдых «Нефтяник», на пешеходной зоне <адрес> в районе пересечения с <адрес>, в сквере <адрес>
Истец и организатор публичного мероприятия с изменением места проведения мероприятия не согласны.
Отказ органа местного самоуправления в согласовании проведения публичного мероприятия в избранном его организатором месте, хотя бы и сопровождённый предложением об изменении места проведения мероприятия, явным образом затрагивает конституционное право заявителя на мирное собрание, в связи с чем может быть оспорен им в суде в порядке, предусмотренном ст.22 КАС РФ.
Установленный п.4 ст.219 КАС РФ десятидневный срок на обращение в суд заявителем соблюдён.
Статьёй 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантировано право на свободу мирных собраний. Оно не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии со ст.31 Конституции РФ граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение права на мирные собрания может оцениваться как «необходимое в демократическом обществе» и преследующее законную цель, только если оно вызвано острой общественной необходимостью и является соразмерным преследуемой цели.
В соответствии с п.6 ст.11 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» встречи депутата с избирателями в форме публичного мероприятия проводятся в соответствии с законодательством РФ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
Порядок проведения публичных мероприятий и установления ограничений в реализации права граждан на мирные собрания в РФ определён ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно ст.7 названного закона, уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подаётся его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия регламентируется соответствующим законом субъекта РФ. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Согласно ст.12 того же закона орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
1) документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения;
2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям закона;
3) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в проведении данного публичного мероприятия в соответствии с требованиями закона.
4) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
5) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
6) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
7) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны своевременно информировать об этом соответствующие органы государственной охраны.
В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях или уголовным законодательством РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с названным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с тем же законом или законом субъекта РФ проведение публичного мероприятия запрещается.
В соответствии со ст.3 Закона Самарской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области» уведомление о проведении публичного мероприятия в избранном истцом месте подлежало направлению Главе местной администрации г.о. Самара. Соответственно, Администрация г.о. Самара должна была совершить действия и принять решения, предусмотренные ст.12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В соответствии с пп.3 п.9 ст.226 КАС РФ при разбирательстве дел об оспаривании решений, действий, бездействия органов местного самоуправления суд вне зависимости от доводов административного искового заявления проверяет, соблюдены ли требования процедурных норм, т.е. нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) и порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен. Законом (п.11 ст.226 КАС РФ) установлена презумпция незаконности оспариваемых решений, действий, бездействия. Бремя доказывания их соответствия закону возлагается на орган, принявший оспариваемое решение (совершивший оспариваемое действие допустивший оспариваемое бездействие).
Принятое ответчиком решение входило в его компетенцию, установленную ст.12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и ст.3 Закона Самарской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области».
Специального порядка принятия решения по уведомлению о проведении публичного мероприятия закон не предусматривает.
Предусмотренное пп.2 п.1 ст.12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обоснованное предложение организатору мероприятия об изменении места его проведения представляет собой, по существу, отказ в согласовании проведения публичного мероприятия в том месте, которое избрано его организатором. В связи с этим такое решение органа местного самоуправления является законным только при наличии предусмотренных п.3 той же статьи оснований для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в том месте, которое избрано его организатором. По смыслу Конституции РФ, право выбора места проведения публичного мероприятия является составной частью конституционного права на мирные собрания. Ограничение этого права, в т.ч. в форме предложения организатору изменить место проведения публичного мероприятия, возможно только с соблюдением положений ст.11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ч.3 ст.55 Конституции РФ, т.е. на основании закона и во имя достижения цели, диктуемой общественной необходимостью.
Как следствие, предложение организатору публичного мероприятия изменить место его проведения является «обоснованным» в терминологии пп.2 п.1 ст.12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» только в том случае, когда оно имеет своим основанием обстоятельство, указанное в п.3 той же статьи, а именно наличие установленного названным федеральным законом или законом субъекта РФ запрета на проведение публичного мероприятия в избранном его организатором месте.
В силу пп.2.1 ст.8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» отказ в согласовании проведения публичного мероприятия является законным только при наличии предусмотренных п.3 ст.12 того же закона оснований для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в том месте, которое избрано его организатором. По смыслу Конституции РФ, право выбора места проведения публичного мероприятия является составной частью конституционного права на мирные собрания. Ограничение этого права возможно только с соблюдением положений ст.11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и ч.3 ст.55 Конституции РФ, т.е. на основании закона и во имя достижения цели, диктуемой общественной необходимостью.
Согласно п.2 ст.8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Согласно п.2.2 ст.8 того же закона законом субъекта РФ дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
В силу ст.3.4 Закона Самарской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области» к числу мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, относятся территории, расположенные ближе 150 метров от границ опасных производственных объектов и военных объектов, зданий, занимаемых дошкольными образовательными организациями и общеобразовательными организациями, а также профессиональными образовательными организациями, за исключением зданий, в которых образовательная деятельность осуществляется исключительно по программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки, зданий, занимаемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам, за исключением зданий, в которых образовательная деятельность осуществляется исключительно по программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки, зданий и объектов, используемых для богослужений, проведения религиозных обрядов и церемоний, зданий, занимаемых организациями, в которых осуществляется оказание стационарной медицинской помощи. При этом границами зданий и объектов являются внешние границы ограждающих конструкций (стен) зданий на уровне их примыкания к поверхности земли, а границами объектов, имеющих закреплённые земельные участки, границы таких земельных участков.
В судебном заседании путем исследования общедоступного картографического материала (2gis.ru) установлено, что по адресу: <адрес>, действительно расположено, в том числе, Частное учреждение дополнительного профессионального образования «Арт платинум», т.е. организация, осуществляющая образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам. Площадка у бывшего магазина «Спартак» в <адрес> расположена в пределах 150 м от стены указанного дома (л.д. 207), что исключает возможность проведения на ней публичного мероприятия.
Также путем исследования общедоступного картографического материала (2gis.ru) установлено, что по адресам: <адрес>, и <адрес>, расположено, в том числе, Негосударственное образовательное учреждение «Информационно-образовательный центр», т.е. организация, осуществляющая образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Площадка у бывшей проходной ЗИМ между ДК «Звезда» и ТЦ «Захар» у <адрес> и оба тротуара <адрес> от перекрёстка с <адрес> до перекрёстка с <адрес> расположены в пределах 150 м от стен указанных домов (л.д. 214), что исключает возможность проведения в этих местах публичных мероприятий.
Невозможность проведения 10.06.2019 г. и 11.06.2019 г. демонстраций на проезжей части дублёра <адрес> от <адрес> до лестницы и парковочного комплекса у входа в ресторан «Черчилль» в <адрес> с проведением митинга ответчики мотивируют тем, что в указанном месте проводятся работы по нанесению дорожной разметки в соответствии с муниципальным контрактом от 23.04.2019 г. № (л.д. 71-185).
Допрошенный судом в качестве свидетеля сотрудник Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара Ненашев В.Е. показал, что подрядчик согласовал 30.04.2019 г. проведение работ с ГИБДД. Однако согласование касалось типовой схемы организации работ, выполнение работ на конкретных улицах в конкретное время подрядчик не согласовывает, выполняет работы по своему усмотрению.
Истец указывает, что выполнение работ по муниципальному контракту не препятствует проведению демонстрации и митинга, т.к. работы не проводятся круглосуточно, возможно проведение работ в иное, в частности, ночное время.
Суд констатирует, что отказ в согласовании публичного мероприятия тому же заявителю в том же месте по тому же основанию уже являлся предметом судебного разбирательства. Решением Ленинского районного суда г. Самары от 17.06.2019 г. (л.д. 195-204), оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 19.06.2019 г. отказ признан соответствующим закону. Поскольку обстоятельства, по которым были вынесены указанные судебные акты, полностью идентичны обстоятельствам настоящего дела, суд не вправе давать им иную правовую оценку, нежели та, что изложена во вступивших в законную силу судебных актах.
Отказ в согласовании всех прочих заявленных публичных мероприятий, а именно пикетов в 5 местах: на тротуаре и площадке у фонтана со стороны <адрес> на площади Героев 21 армии, у <адрес>, на площадке у <адрес>, на тротуаре у перекрёстка <адрес> и <адрес> у <адрес>, в сквере Устинова, 10.06.2019 г. и 11.06.2019 г. и митинга на тротуаре <адрес> напротив сквера у <адрес> 11.06.2019 г. мотивирован тем, что ранее на проведение публичных мероприятий в этих же местах и в это же время подала заявку Всероссийская ОО «Молодая гвардия единой России».
Действительно, из материалов дела следует, что ответчиками зарегистрированы заявки названной организации от 10.06.2019 г. №175-ПМ, время регистрации – 8 часов 45 минут (л.д. 63-64), и от 11.06.2019 г. №180-ПМ, время регистрации 8 часов 45 минут (л.д. 55-56), о проведении соответственно 26.06.2019 г. и 27.06.2019 г. с 10 часов 00 минут до 21 часа 00 минут демонстрации по проезжей части дублёра <адрес> от <адрес> до лестницы и парковочного комплекса у входа в ресторан «Черчилль» в <адрес> и пикетирования в 11 местах, включая все 5 мест, выбранных для пикетирования Барановой Н.П. и площадку, выбранную Барановой Н.П. для проведения митинга.
В соответствии с п.5 ст.3 Закона Самарской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области» в случае, если несколько организаторов публичных мероприятий подали уведомление о проведении разных публичных мероприятий на одной территории в одно время, право проведения публичного мероприятия на данной территории предоставляется организатору публичного мероприятия, ранее подавшему уведомление, соответствующее требованиям ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Иным организаторам публичных мероприятий направляются предложения об изменении места и (или) времени их проведения, а также предложения об устранении выявленного несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Поскольку заявки Всероссийской ОО «Молодая гвардия единой России» зарегистрированы по времени раньше, чем заявки Барановой Н.П., они имеет установленный законом приоритет в согласовании.
Истец оспаривает законность действий ответчиков по регистрации этих заявок по мотивам фальсификации, ссылаясь на то, что Баранова Н.П. и 10.06.2019 г. и 11.06.2019 г. была первым и единственным заявителем, ожидавшим начала регистрации уведомлений до начала рабочего дня.
В судебном заседании был допрошен в качестве свидетеля сотрудник Администрации г.о. Самара Филев О.А., который показал, что приём уведомлений о проведении публичных мероприятий он производит лично, с 8 часов 45 минут, журнал регистрации уведомлений и штамп для отметки о принятии всегда держит при себе, в нерабочее время оставляет в сейфе на 2 этаже в кабинете, соседнем с кабинетом Москвичевой Е.Ю. (заместитель Главы г.о. Самара). Документы от заявителей могут приниматься в любом месте. Каждый день в 8 часов 30 минут он отчитывается перед Москвичевой Е.Ю. 10.06.2019 г. после отчёта он встретил в приёмной Москвичевой Е.Ю. Родионова А.В., который попросил принять уведомление о проведении публичного мероприятия, что он и сделал. Как Родионов А.В. прошёл в задние Администрации г.о. Самара, ему неизвестно. Пройти на второй этаж здания любой гражданин не может. Когда он спустился вниз, он увидел Баранову Н.П. и принял её уведомления о проведении публичных мероприятий. 11.06.2019 г. повторилось всё то же самое – он встретил после доклада у Москвичевой Е.Ю. в её приёмной Родионова А.В., который попросил принять уведомление, принял уведомление, а спустившись, встретил Баранову Н.П. и принял её уведомления. Административный регламент приёма уведомлений о проведении публичных мероприятий отсутствует.
Допрошенный в качестве свидетеля Родионов А.В. показал, что 10.06.2019 г. пришёл в Администрацию г.о. Самара в 7 часов 45 минут «решать ряд вопросов» в связи с предстоящим 12.06.2019 г. государственным праздником. В частности, ему надо было встретиться с Москвичевой Е.Ю. В здание он проходил по своему удостоверению члена общественного молодёжного парламента. В приёмной Москвичевой Е.Ю. ему было сказано подождать, пока идёт совещание. Когда совещание закончилось, из кабинета Москвичевой Е.Ю. вышел Филев О.А. Он подошёл к Филеву О.А. и попросил его принять уведомление о проведении публичного мероприятия. 11.06.2019 г. всё повторилось точно так же. Где именно находится кабинет Москвичевой Е.Ю., какая там обстановка, как Филев О.А., принимал уведомления, ставил ли штамп, надо ли было расписываться в журнале, свидетель не помнит.
Записи с камер видеонаблюдения ответчики не представили, сославшись на их отсутствие.
В настоящее время процедура принятия уведомлений о проведении публичных мероприятий законом или иными нормативными актами не регламентирована. Однако допущение возможности принятия уведомлений в обход справедливой очереди, в помещениях, не доступных для граждан, не обладающих тем или иным специальным статусом, нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом.
Ответчик утверждает, что заявитель Родионов А.В. прибыл в здание Администрации г.о. Самара ранее заявителя Барановой Н.П., следовательно, имел право сдать документы ранее неё. У суда отсутствует возможность проверить достоверность данного утверждения. Вместе с тем, доказательств обратного истцом также не представлено, безусловных оснований признать ложными свидетельские показания Родионова А.В. у суда также не имеется.
При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют достаточные основания признать не соответствующими закону действия Администрации г.о. Самара по принятию уведомлений о проведении публичных мероприятий от имени Всероссийской ОО «Молодая гвардия единой России», формальных нарушений требований закона и иных нормативных актов ответчиком не допущено. Однако создание необоснованных преференций отдельным заявителям не может быть терпимо и вынуждает суд реагировать вынесением частного определения.
На заявки Всероссийской ОО «Молодая гвардия единой России» ответчиками были направлены ответы письмами от 10.06.2019 г. №06-17/311-172 (л.д. 65-66) и от 13.06.2019 г. №06-17/311-174 (л.д. 57-58), которыми отказано в согласовании проведения демонстрации на <адрес> по тем же основаниям, что и Барановой Н.П. В отношении прочих заявленных мероприятий – пикетирования в 11 местах какого-либо упоминания в ответах не имеется.
Представитель ответчиков в судебном заседании пояснил, что пикетирования согласованы «по умолчанию».
Исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ (в частности, постановление от 14.02.2013 г. №4-П) при согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Если альтернативный вариант проведения публичного мероприятия заявителю не предложен, заявка признаётся согласованной.
Поскольку в письмах от 10.06.2019 г. №06-17/311-172 и от 13.06.2019 г. №06-17/311-174 альтернативный вариант предложен только в отношении демонстрации, то в отношении пикетирования заявки Всероссийской ОО «Молодая гвардия единой России» должны считаться согласованными.
При таких обстоятельствах оспариваемые решения ответчика формально соответствуют закону.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено в совещательной комнате.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь