Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-6630/2015 от 23.03.2015

Судья Лях Д.Г. дело N <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 марта 2015 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Морозовой Н.А., Сидорова В.В.,

по докладу судьи Морозовой Н.А.,

при секретаре Ткач И.И.,

с участием прокурора Руденко М.В.,

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя администрации муниципального образования Крымский район на основании доверенности Трубицына М.А. и главы администрации Крымского городского поселения Крымского района Семко А.Г. на решение Крымского районного суда от 16 декабря 2014 г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

установила:

Крымский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Крымский район, муниципальному унитарному предприятию «Городское коммунальное хозяйство» о запрете деятельности по эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, расположенной в районе ЛПДС «Крымская» и возложении обязанности по рекультивации земельного участка.

В обоснование требований прокурор указал, что свалка занимает территорию около 60 000 кв.м. в районе ЛПДС «Крымская» в водоохранной зоне реки Адагум, не благоустроена, на карты не разбита, проект организации свалки не разработан. МУП «Городское коммунальное хозяйство» осуществляет деятельность в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на вид деятельности и заключения экологической экспертизы. Специально оборудованные места для размещения отходов отсутствуют. Не обеспечены безопасные для окружающей среды условия и способы хранения отходов. Документы, подтверждающие передачу каких-либо отходов в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, отсутствуют. МУП «Городское коммунальное хозяйство» нарушены требования промышленной безопасности: условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов», иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В связи с чем, прокурор просил суд запретить муниципальному унитарному предприятию «Городское коммунальное хозяйство» и иным лицам осуществлять деятельность по эксплуатации свалки твердых бытовых отходов на свалке, расположенной в районе ЛПДС «Крымская». Обязать администрацию муниципального образования Крымский район провести мероприятия по рекультивации земельного участка - свалки твердых бытовых отходов, расположенной в районе ЛПДС «Крымская».

Обжалуемым решением суда иск прокурора удовлетворен в полном объеме.

В апелляционных жалобах представитель администрации муниципального образования Крымский район на основании доверенности Трубицын М.А. и глава администрации Крымского городского поселения Крымского района Семко А.Г. выражают несогласие с принятым решением суда и просят его отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске прокурора. В обоснование жалоб указывают, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, заслушав представителя администрации муниципального образования Крымский район на основании доверенности Трубицына М.А., представителя администрации Крымского городского поселения Крымского района на основании доверенности Нестеренко Н.А., представителя МУП «Городское коммунальное хозяйство» по доверенности Шелковникова С.В., настаивавших на удовлетворении апелляционных жалоб, прокурора Руденко М.В., представителей ОАО «Черноморские магистральные нефтепроводы» на основании доверенностей Баркова Р.К. и Щеренко Т.Е., полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усмотрела.

Из материалов дела следует, что по договору аренды муниципального недвижимого имущества от 02 апреля 2013 г. администрация муниципального образования Крымский район передала имущественный комплекс (свалку) с кадастровым номером 23:45:0103002:119 во временное владение и пользование муниципальному унитарному предприятию «Городское коммунальное хозяйство» сроком на срок до 02 марта 2014 г. По истечении срока действия договора между администрацией муниципального образования Крымский район и МУП «Городское коммунальное хозяйство» 03 марта 2014 г. заключен аналогичный договор аренды муниципального недвижимого имущества.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, одним из видов деятельности МУП «Городское коммунальное хозяйство» является удаление и обработка твердых бытовых отходов. Такой вид деятельности закреплен и в уставе предприятия (пункт 2.3.).

Городская свалка твердых бытовых отходов расположена в районе ЛПДС «Крымская» и занимает территорию около 60000 кв.м.

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности производственных объектов» N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (пункт 1 статьи 3).

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 2 статьи 3).

Согласно пункту 4 Правил охраны магистральных нефтепроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29 апреля 1992 г., постановлением Госгортехнадзора РФ от 22 апреля 1992 г. N 9 для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны;

в охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению, в частности: устраивать всякого рода свалки, выливать растворы кислот, солей и щелочей.

Ответственность за данные нарушения предусмотрена частью I статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом судом первой инстанции установлены факты нарушения природоохранного законодательства при эксплуатации производственного комплекса (свалки) со стороны администрации муниципального образования Крымский район, как собственника и МУП «Городское коммунальное хозяйство», как временного владельца и пользователя свалкой в течение длительного времени.

В письме и.о. руководителя МТУ Ростехнадзора по ЮФО от 19 декабря 2008 г. N 36-02-6229 в адрес главы администрации (губернатора) Краснодарского края Ткачева А.Н. сообщается, что в Крымском районе Краснодарского края создалась угроза возникновения экологической катастрофы, нанесения вреда здоровью и окружающей природной среде в случае аварии на магистральных нефтепроводах «Тихорецк-Новороссийск-1,2» эксплуатируемые ОАО «Черномортранснефть», которые находятся под опасным воздействием Крымской городской свалки.

В районе прохождения трассы магистрального нефтепровода «Тихорецк-Новороссийск-2» на 219,4 км. организована городская свалка мусора и бытовых отходов г. Крымска. Расстояние между свалкой и нефтепроводом сокращается с каждым годом (на 18 декабря 2008 г. расстояние сократилось до 32 м.).

В июне 2007 г. образовался оползень площадью 5000 кв.м. и высотой до 5 м., с сильной степенью агрессивного воздействия грунтов и создающего повышенные нагрузки на нефтепроводы, кабели связи и электроснабжения, проходящие в одном техническом коридоре.

ОАО «Черномортранснефть» неоднократно обращалось к главе муниципального образования Крымский район о содействии в устранении возникшей угрозы чрезвычайной ситуации. Меры не приняты. Мероприятия по выполнению укрепительных работ на городской свалке, разработанные в 2007г. администрацией муниципального образования Крымский район совместно с ОАО «Черномортранснефть» не выполнены. Полигон для переработки и утилизации бытовых отходов отсутствует.

Были проведены два совещания в 2007 и 2008 годов с представителями Департамента ТЭК Администрации Краснодарского края, представителями администрации Крымского района, представителями Ростехнадзора. Государственными инспекторами Ростехнадзора выданы МУП «Городское коммунальное хозяйство» предписания на устранение нарушений Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», нормативных документов по эксплуатации магистральных нефтепроводов, наложены административные штрафы. Предписания и решения совещаний не выполнены».

Итогами вышеупомянутых совещаний явились совместная разработка администрацией муниципального образования Крымский район и ОАО «Черномортранснефть» проекта по укреплению 100 метровой зоны оползня с северной стороны свалки и недопущения схода оползня, а также переносе и вводе нового полигона ТБО. МУП «Городское коммунальное хозяйство» должно осуществлять мониторинг на месте угрозы оползня (постоянно). Запрет на вывоз и складирование ТБО на данную свалку и аннулирование договора аренды земельного участка.

02 ноября 2007 г. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) МУП «Городское коммунальное хозяйство» выдано предписание ввиду того, что предприятием не обеспечивается соблюдение требований и норм в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и экологической безопасности при эксплуатации городской свалки вблизи объектов магистральных нефтепроводов. Создается угроза нанесения вреда здоровью, имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в случае аварии на магистральном нефтепроводе. На должностное лицо директора МУП Шмелева П.А. составлен протокол об административном правонарушении.

В материалах дела представлены протоколы совещаний ОАО «Черномортранснефть» и администрации муниципального образования Крымский район за 2010г., 2012г., формуляры поддержания величины допустимого рабочего давления за 2008, 2013 годы на нефтепровод ДУ 800, магистрали «Тихорецк-Новороссийск-2» - 219,4 км., письма ОАО «Черномортранснефть» в адрес администрации муниципального образования Крымский район о ликвидации угрозы давления свалки на магистральный нефтепровод и соблюдения охранной зоны, выделения другого земельного участка и организацию складирования ТБО вдали от нефтепровода.

Судом установлено, что, несмотря на неоднократные обращения ОАО «Черномортранснефть» и государственных контролирующих органов в адрес администрации муниципального образования Крымский район и ГУП «Городское коммунальное хозяйство», свалка эксплуатируется, продолжается складирование ТБО.

Администрация муниципального образования Крымский район указала ОАО «Черномортранснефть» проведена реконструкция магистрального нефтепровода ДУ-800 и осуществлен перенос трубы в сторону свалки, что явилось причиной уменьшения 25-ти метровой охранной зоны. В настоящее время на данном участке проходит нефтепровод ДУ-820, а не ДУ-800.

Из материалов дела следует, что ОАО «Черномортранснефть» на праве собственности принадлежит магистральный трубопровод «Тихорецк-Новороссийк-1», «Тихорецк-Новороссийск-2»., «Тихорецк-Новороссийск-2»ДУ800, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, что согласно решению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 24.12.2012г. является зоной с особым условием использования территорий.

В 2012 г. ОАО «Черномортранснефть» проводилась замена участков с дефектными секциями на участке нефтепровода «Тихорецк-Новороссийск-2» ДУ-800 - 219,4 км. Техническое значения ДУ-800 - внутренний диаметр трубы; техническое значение ДУ-820 - внешний диаметр трубы. Информационные таблички, расположенные по линии нефтепровода отражают технические значение нефтепровода по внешним размерам трубы.

Из анализа топографической карты данного участка следует, что магистральный трубопровод «Тихорецк-Новороссийск-2» ДУ-800 имеет прямую линию параллельно свалке, при замене дефектных секций она, действительно, преломляется с западной стороны свалки, якобы приближаясь к свалке, а далее опять продолжается по прямой линии, при этом на карте имеются обозначения охранной зоны и они составляют расстояние более 25 метров. Более того в этом месте нет никакого оползня и свалка в данном направлении не смещается, смещение происходит к северу и расстояние между подошвой оползня и магистральной трубой составляет 17.16м.

В целях всестороннего рассмотрения дела судом по делу назначена судебная геологическая экспертиза, производство которой было поручено Межрегиональному центру независимой экспертизы Краснодарского края, и представлены материалы настоящего гражданского дела. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

Согласно заключению эксперта территория свалки выходит за пределы границ отведенного земельного участка с кадастровым номером <...>. Размеры части свалки, выходящей за границы земельного участка на территории, примыкающей к охранной зоне МН «Тихорецк-Новороссийк-2» в районе км 219, составляет порядка 6 000 кв.м.: с севера в сторону проложенных нефтепроводов и юга в сторону лесного массива. У основания части свалки, выходящей за пределы границ, установленных Государственным кадастром недвижимости в сторону МН ««Тихорецк-Новороссийск-2»., в районе 219 км, имеются скопления грязевых масс темно-коричневого цвета с характерным запахом (результат перегнивания имеющихся и вновь завозимых на территорию свалки отходов), что свидетельствует о том, что увеличивающаяся со временем масса свалки создает существенное давление на грунты, и может спровоцировать нарушение равновесия между сдвигающейся силой тяжести и удерживающими силами, то есть вызвать движение грунтов. Движение массы свалки на территории, примыкающей к охранной зоне МН «Тихорецк-Новороссийск-1,2» возможно, в результате чего создается давление грунта на нефтепровод «Тихорецк-Новороссийск-2» ДУ-820, что может привести к аварии техногенного характера, при этом объем оползневой массы может составлять совокупность массы собственно оползающего грунта, а также массы имеющейся и вновь завозимых бытовых отходов, выходящих за пределы свалки, не менять объема бытовых отходов, выходящих за пределы границ земельного участка с кадастровым номером <...>, установленных Государственным кадастром недвижимости.

Организацию геофизического мониторинга оползневых процессов эксперт проводил в два этапа исследований.

На первом этапе изучены инженерно-геологические условия оползневого участка: пространственные параметры оползня; положение зоны скольжения, уровня грунтовых вод; оценка направления и скорости фильтрационного потока; физико-механические свойства оползневых масс. В этих целях проводятся, как правило, одноразовые геофизические исследования по детальной сети продольных и поперечных профилей, проложенных на оползневом склоне. Применяется комплекс методов, включающий электроразведку (ВЭЗ, ВЭЗ-ВП, ЭП, съемка потенциала ЕП); сейсморазведку МПВ с ударным возбуждением упругих колебаний; высокоточную магниторазведку; малоглубинную термометрию. Помимо наземных использованы наблюдения во внутренних точках среды (скважинные, межскважинные, скважинно-наземные и т.п.).

На втором этапе проведено исследование динамики оползневого процесса для прогнозирования его возможного развития и разработки противооползневых мероприятий. С этой целью экспертом осуществляются режимные геофизические наблюдения. При этом отдельные виды исследований или их совокупность повторяют через определенные промежутки времени, продолжительность которых зависит от активности оползня. Целью режимных наблюдений (мониторинга) является изучение оползневого процесса в пространстве (изменение положения границ пород, затронутых оползневым процессом; развитие оползневых трещин, активных и пассивных зон в пределах оползневого склона) и во времени (установление закономерностей изменения состояния и свойств пород, скорости и механизма движения оползневых масс). В комплекс геофизических методов, помимо используемых на первом этапе, добавляются высокоточная гравимертрия, круговые наблюдения методами сейсморазведки электроразведки, наблюдения за перемещением искусственных и естественных геофизических реперов.

В результате данного исследования причиной возникновения оползневых процессов, по мнению эксперта, может являться строительная и хозяйственная деятельность, связанная с увеличением нагрузки на склон.

Согласно материалам дела, в ходе технического перевооружения была проведена частичная выемка грунта в трех местах, с целью замены участков нефтепровода «Тихорецк-Новороссийск-2» ДУ-820 с дефектными секциями км 219-224; км 223, 41-223,81; км 126,61-126,81.

Иных данных подтверждающих факт переноса МН «Тихорецк-Новороссийск-2» в сторону свалки, а также производство работ по частичной выемки грунта при организации технологического подъезда для техники в ходе технического перевооружения в 2012 году в материалах дела не имеется.

Из фотоматериала, приложенного к заключению эксперта, следует, что на день исследования свалка выходит за пределы границ, отведенного земельного участка с кадастровым номером <...>. Размеры части свалки, выходящей за границы земельного участка с кадастровым номером <...> на территории, примыкающей к охранной зоне МН «Тихорецк-Новороссийск-2» в районе км 219, составляет порядка 6 000 кв.м.: с севера в сторону проложенных нефтепроводов и юга в сторону лесного массива.

Выводы эксперта материалами дела не опровергнуты, сомнений в достоверности не вызывают.

Таким образом, вывод суда о том, что деятельность по эксплуатации свалки, расположенной в районе ЛПДС, может привести к экологической катастрофе в Крымском районе, следует признать обоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ мероприятия по рекультивации земельного участка производятся собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.

При этом, при осуществлении рекультивации необходима разработка соответствующей программы мероприятий, размещение муниципального контракта, выбор подрядной организации, заключение договоров, что относится к полномочиям администрации муниципального образования Крымский район. Отсутствие материальных ресурсов не может служить основанием для нарушения законодательства Российской Федерации и создания предпосылок для экологической катастрофы на территории Крымского района, что может нанести ущерб жизни и здоровью граждан, проживающих на данной территории и непоправимый урон природе.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора и возложении на орган местного самоуправления обязанности по рекультивации земель следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы жалоб направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Крымского районного суда от 16 декабря 2014 г. оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя администрации муниципального образования Крымский район на основании доверенности Трубицына М.А. и главы администрации Крымского городского поселения Крымского района Семко А.Г. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи краевого суда:

33-6630/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Крымский межрайонный прокурор
Ответчики
АМО Крымский р-н
Другие
ОАО "Черноморские магистральные нефтепроводы"
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Морозова Наталия Анатольевна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
31.03.2015Судебное заседание
02.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2015Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее