К О П И Я Дело № 1-240/2019
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
город Елизово Камчатского края 4 июня 2019 года
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующей судьи Пискун Ю.П.,
при секретаре Никитиной О.В.,
с участием:
государственного обвинителя помощника прокурора Камчатского края Морозовой Т.Г.,
подсудимого Пестунова В.В.,
защитника – адвоката Чудинова Р.А.,
представившего удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении:
Пестунова Вячеслава Вячеславовича, родившегося <данные изъяты> не судимого, содержавшегося под стражей с 17.11.2018 по 17.11.2018,
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренного ч. 3 ст. 290, ч. 3 ст. 290, ч. 3 ст. 290 УК РФ,
установил:
Пестунов В.В. являясь должностным лицом, трижды получил взятки за незаконные действия.
Так, Пестунов В.В. в период с 22.04.2013 по 30.05.2013 занимая должность ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю (далее – Управление), будучи назначенным на указанную должность приказом исполняющего обязанности руководителя Управления от 22.10.2012 № 124-л, осуществляя свою деятельность на основании: Положения об Управлении, утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 406 от 23.06.2011; Постановления Правительства Российской Федерации от 25.09.2008 № 716 «О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)»; Положения об отделе экологического надзора Управления, утверждённого исполняющим обязанности руководителя Управления 17.12.2012 (далее-Положение об отделе); Должностного регламента государственного гражданского служащего Управления-ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора Пестунова В.В., утверждённого исполняющим обязанности руководителя Управления от 17.12.2012 (далее-должностной регламент ведущего специалиста-эксперта), являясь должностным лицом, обязанным: добросовестно исполнять должностные обязанности, поручения прямого и непосредственного руководителей, данные в пределах их полномочий; соблюдать при исполнении должностных обязанностей демократические принципы и законность; не разглашать сведения, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей; осуществлять противодействие коррупции; в пределах должностных полномочий и компетенции отдела экологического надзора, в соответствии с возложенными на него функциями организовывать и непосредственно осуществлять (в установленном порядке и в пределах своих полномочий, предоставленных нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, приказами и распоряжениями Управления) надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования, а также по другим направлениям надзора, полномочия, которых определяются соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Управления: за использованием и охраной водных объектов, по земельному надзору (государственному надзору за использованием и охраной земель), за охраной атмосферного воздуха и т.д., а также имеющим право: осуществлять федеральный государственный экологический контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), по надзору за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов), государственному земельному надзору в пределах полномочий Управления; осуществлять проверки объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического надзора; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и в соответствии со ст. 23.29 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст. 8.1 КоАП РФ, будучи наделённым в силу занимаемой должности распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в отношении него в служебной зависимости, в период с 22.04.2013 по 30.05.2013 в кабинете генерального директора ООО «СВС», расположенного по адресу: Камчатский край Елизовский район пос. Нагорный ул. Совхозная д. 14 действуя умышленно, получил лично взятку в виде денег сумме 30000 рублей за совершение заведомо незаконных действий в пользу взяткодателя, при следующих обстоятельствах:
в период с 22.04.2013 по 30.05.2013 Пестунов В.В., находясь на территории, ООО «СВС», расположенной по адресу: Камчатский край Елизовский район пос. Нагорный ул. Совхозная д. 14, в ходе проведения плановой выездной проверки выявил нарушение ООО «СВС» экологического законодательства, за которое в соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридического лица по ст. 8.1 КоАП РФ.
С целью незаконного обогащения, Пестунов В.В. решил лично получить от генерального директора ООО «СВС» ФИО5, взятку в значительном размере в виде денег в сумме 30000 рублей за совершение незаконных действий в пользу ООО «СВС» и ФИО5, предложив последней в целях уменьшения штрафных санкций по административному правонарушению, предусмотренному ст. 8.1 КоАП РФ, привлечь к ответственности должностное лицо ООО «СВС», а не юридическое лицо – ООО «СВС», для чего изготовить приказ о возложении на заместителя генерального директора данного юридического лица ФИО4 полномочий по осуществлению производственного и экологического контроля, а также обеспечения учёта первичной документации по проведению мероприятий производственного и экологического контроля и предоставление отчётности, выполнения требований лицензионного соглашения по недропользованию, своевременного предоставления отчётности ООО «СВС», для придания ему статуса должностного лица и привлечения его к административной ответственности.
После чего, ФИО5, согласившись с незаконными требованиями Пестунова В.В., в период с 22.04.2013 по 30.05.2013, находясь в кабинете генерального директора ООО «СВС» по адресу: Камчатский край Елизовский район пос. Нагорный ул. Совхозная д. 14, действуя в интересах руководимого ею ООО «СВС», лично передала Пестунову В.В., а Пестунов В.В., действуя умышленно, лично получил взятку в виде денег в сумме 30000 рублей.
Затем, в вышеуказанный период ФИО5 изготовила приказ №/П от 1.01.2010, которым на заместителя генерального директора ООО «СВС» ФИО4 возложила полномочия по осуществлению производственного и экологического контроля, а также обеспечение учёта первичной документации по проведению мероприятий производственного и экологического контроля и предоставление отчётности, выполнение требований лицензионного соглашения по недропользованию, своевременное предоставление отчётности ООО «СВС», создав условия для привлечения к ответственности должностного лица - ООО «СВС» за выявленное административное правонарушение, предусмотренное 8.1 КоАП РФ.
Пестунов В.В., получив взятку в виде денег в вышеуказанной сумме от ФИО5, в период с 22.04.2013 по 30.05.2013, выполняя принятые на себя обязательства, достоверно зная о том, что приказ о возложении соответствующих полномочий на ФИО4 на момент проведения выездной плановой проверки ООО «СВС» отсутствовал и был изготовлен ФИО5 по его указанию для не привлечения ООО «СВС» к административной ответственности и, как следствие, для уменьшения суммы административного штрафа, составил в отношении ФИО4 протокол об административном правонарушении № от 24.05.2013 по ст. 8.1 КоАП РФ, и 30.05.2013 вынес постановление № о назначении ФИО4 административного наказания в виде штрафа в сумме 2000 рублей, тогда как в соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ, административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ подлежат юридические лица, то есть ООО «СВС», с назначением наказания в виде штрафа в размере от 20000 до 100000 рублей.
Указанными действиями Пестунов В.В. совершил преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 324-ФЗ) - получение должностным лицом взятки за незаконные действия.
Он же, занимая в период с 30.05.2013 по 1.12.2013 в соответствии с приказом исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю (далее-Управление) от 22.10.2012 № 124-л должность ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления, в период с 01.12.2013 по 11.08.2014, в соответствии с приказом исполняющего обязанности руководителя Управления от 14.11.2013 № 151-л должность главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления, и в период с 11.08.2014 по 03.08.2015, в соответствии с приказом руководителя Управления от 11.08.2014 № 158-л должность заместителя начальника отдела экологического надзора Управления, осуществляя свою деятельность на основании: Положения об Управлении, утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 406 от 23.06.2011; Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» (далее - Положение о федеральном государственном экологическом надзоре); Положения об отделе экологического надзора Управления, утверждённого исполняющим обязанности руководителя Управления 17.12.2012 (далее - Положение об отделе); Должностных регламентов государственного гражданского служащего Управления – ведущего и главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора, утверждённого исполняющим обязанности руководителя Управления от 1.12.2013 (далее - должностной регламент ведущего специалиста-эксперта), Должностного регламента государственного гражданского служащего Управления – заместителя начальника отдела экологического надзора Пестунова В.В., утверждённого исполняющим обязанности руководителя Управления от 11.08.2014, с изменениями от 30.06.2015 (далее - должностной регламент заместителя начальника отдела), являясь должностным лицом, обязанным добросовестно исполнять должностные обязанности, поручения прямого и непосредственного руководителей, данные в пределах их полномочий; соблюдать при исполнении должностных обязанностей демократические принципы и законность; не разглашать сведения, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей; осуществлять противодействие коррупции; в пределах должностных полномочий и компетенции отдела экологического надзора, в соответствии с возложенными на него функциями организовывать и непосредственно осуществлять (в установленном порядке и в пределах своих полномочий, предоставленных нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, приказами и распоряжениями Управления) надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования, а также по другим направлениям надзора, полномочия, которые определяются соответствующими нормативными Правовыми актами Российской Федерации и Управления за использованием и охраной водных объектов, по земельному надзору (государственному надзору за использованием и охраной земель), за охраной атмосферного воздуха и т.д.); принимать участие в надзорных мероприятиях по исполнению государственных функций по надзору в рамках должностных полномочий и полномочий Управления по охране природы по Камчатскому краю, в рамках предоставленных полномочий, в том числе за использованием и охраной водных объектов, за охраной атмосферного воздуха, за деятельностью в области обращения с отходами, а также имеющим право: осуществлять федеральный государственный экологический контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), по надзору за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов), государственному земельному надзору в пределах полномочий Управления; осуществлять проверки объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического надзора; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и в соответствии со ст. 23.29 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, будучи наделённым в силу занимаемых должностей распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в отношении него в служебной зависимости, совершил умышлено незаконные действия, за которые лично в период 10.07.2015 по 3.08.2015 получил взятку в значительном размере, в виде денег в размере 30000 рублей от ФИО5, при следующих обстоятельствах:
Пестунов В.В. в период 2014 года, находясь в неустановленном месте на территории Камчатского края, будучи лично знакомым с ФИО5, назначенной на основании приказа генерального директора ООО «СВС» № от 2.06.2008, на должность генерального директора указанного Общества, основным видом деятельности которого, является закуп, переработка и реализация рыбы и морепродуктов, неоднократно, то есть не менее двух раз, по согласию последней, незаконно предупреждал её о планируемых к проведению внеплановых проверках ООО «СВС» должностными лицами Управления, то есть совершал в пользу ФИО5 и руководимого ею ООО «СВС» незаконные действия, в нарушение возложенных на него полномочий, должностных регламентов, в целях избежания ООО «СВС» предусмотренной законом ответственности за возможные нарушения экологического законодательства.
В последующем, в период с 10.07.2015 по 03.08.2015, Пестунов В.В., будучи заместителем начальника отдела экологического надзора Управления, находясь в неустановленном месте на территории Камчатского края, решил лично получить от ФИО5 взятку в значительном размере в виде денег в сумме 30000 рублей за совершение вышеуказанных незаконных действий, выразившихся в разглашении в 2014 году ставших ему известными, в связи с исполнением полномочий, сведений о планируемых проверках ООО «СВС» и рейдовых мероприятиях сотрудниками Управления, направленных на выполнение функции государственного экологического надзора.
В указанный период Пестунов В.В. прибыл в кабинет генерального директора ООО «СВС», расположенный в административном здании по адресу: Камчатский край Елизовский район пос. Нагорный ул. Совхозная д. 14, где действуя умышленно, из корыстных побуждений, в целях личного обогащения, предложил ФИО5 передать ему деньги в сумме 30000 рублей за совершение указанных незаконных действий в пользу ООО «СВС» и ФИО5 в 2014 году. После чего ФИО5, согласившись с предложением Пестунова В.В., передала ему, а он лично получил от неё взятку в значительном размере в виде денег в сумме 30000 рублей.
Таким образом, Пестунов В.В. совершил преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 3.07.2016 № 324-ФЗ) - получение должностным лицом взятки за незаконные действия.
Кроме того, Пестунов В.В. в период с 23.08.2018 по 11.11.2018, в соответствии с приказом руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю (далее – Управление) от 11.08.2014 №-л, занимал должность заместителя начальника отдела экологического надзора Управления, которое в соответствии с Положением об Управлении, утверждённым приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.08.2016 № 498, осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя: государственный надзор в области обращения с отходами, государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения, согласовывает ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках муниципального земельного контроля в пределах компетенции Росприроднадзора, осуществляет в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях.
Пестунов В.В., осуществляя свою деятельность на основании: Положения об Управлении, утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 498 от 24.08.2016; Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 № 426 «О федеральном государственном экологическом надзоре» (далее - Положение о федеральном государственном экологическом надзоре); Положения об отделе экологического надзора Управления, утверждённого руководителем Управления 26.08.2016 (далее - Положение об отделе); Должностного регламента государственного гражданского служащего Управления – заместителя начальника отдела экологического надзора, утверждённого руководителем Управления от 31.05.2018 (далее - должностной регламент заместителя начальника отдела), являясь должностным лицом, постоянно осуществляющим функции представителя власти, то есть должностным лицом контролирующего органа - Управления, наделённым в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в отношении него в служебной зависимости, будучи обязанным: добросовестно исполнять должностные обязанности; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; демократические принципы и законность; служебную и трудовую дисциплину; не разглашать сведения, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей; осуществлять противодействие коррупции; готовить предложения по установлению оптимальных путей и методов реализации поставленных служебных задач; при исполнении служебных обязанностей самостоятельно принимать решения по вопросам осуществления контрольно-надзорных мероприятий, административному производству, а также имея право: осуществлять проверки объектов, подлежащих федеральному Государственному экологическому контролю; посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического надзора; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (в соответствии со ст.ст. 23.23, 23.24, 23.29, 28.3 КоАП РФ), вновь совершил умышлено незаконные действия, за которые лично в период с 18 до 19 часов 30 минут 16.11.2018 получил взятку в значительном размере, в виде денег в размере 50000 рублей от ФИО5, при следующих обстоятельствах:
Так, Пестунов В.В. в период с 23.08.2018 по 11.11.2018, находясь в неустановленном месте на территории Камчатского края, решил лично получить от ФИО5, являющейся учредителем ООО «СВС», основным видом деятельности которого согласно уставу ООО «СВС», является закуп, переработка и реализация рыбы и морепродуктов, в целях личного обогащения, из корыстных побуждений, взятку в значительном размере в виде денег в сумме 50000 рублей за совершение незаконных действий в пользу ООО «СВС», выразившихся в не включении данного Общества в ежегодный план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год в пределах компетенции Управления, разглашении, в связи с исполнением полномочий, сведений о планируемых проверках ООО «СВС» и рейдовых мероприятиях сотрудниками Управления, направленных на выполнение функции государственного экологического надзора, а также общее покровительство деятельности ООО «СВС», выразившееся в способствовании оформлению различных разрешительных документов, консультировании по вопросам экологического надзора в области водных биологических ресурсов в целях избежания ООО «СВС» административной ответственности за возможные нарушения экологического законодательства.
Реализуя свой преступный умысел, Пестунов В.В. в период с 23.08.2018 по 11.11.2018, в ходе неоднократно инициированных им встреч с ФИО5 у торгового центра «Шамса-Холдинг», расположенного по адресу: Камчатский край г. Петропавловск-Камчатский пр. Победы д. 67, а также в кафе «Синнабон», расположенном в вышеуказанном торговом центре, действуя умышлено, с целью личного обогащения, из корыстных побуждений, высказывал ей намерения получить взятку в виде денег в сумме 50000 рублей, то есть в значительном размере, за совершение вышеуказанных незаконных действий и общее покровительство деятельности ООО «СВС».
Продолжая реализацию задуманного, Пестунов В.В. 16.11.2018 в период с 18 часов до 19 часов 30 минут, находясь в автомашине «Тойота Ленд Крузер Прадо», государственный регистрационный знак №, припаркованной на автомобильной стоянке у торгового центра «Шамса-Холдинг» по адресу: Камчатский край г. Петропавловск-Камчатский пр. Победы д. 67, действуя умышленно, из корыстных побуждений, в целях личного обогащения, лично получил от ФИО5 взятку в виде денег в сумме 50000 рублей, что составляет значительный размер, за совершение незаконных действий в пользу ООО «СВС», на которое распространяются его контрольные и надзорные функции, как должностного лица контролирующего органа, а именно: за не включение ООО «СВС» в ежегодный план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год в пределах компетенции Управления, разглашение, в связи с исполнением полномочий, ФИО5 сведений о планируемых проверках ООО «СВС» и рейдовых мероприятиях сотрудниками Управления, направленных на выполнение функции государственного экологического надзора, а также общее покровительство деятельности ООО «СВС», выразившееся в способствовании оформления различных разрешительных документов, консультировании по вопросам экологического надзора в целях избежания данным Обществом административной ответственности за нарушение экологического законодательства.
Указанными действиями Пестунов В.В. совершил преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 290 УК РФ - получение должностным лицом взятки за незаконные действия.
При ознакомлении с материалами уголовного дела в присутствии защитника, Пестуновым В.В. заявлено ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, в связи с согласием с предъявленным обвинением.
Своё ходатайство Пестунов В.В. поддержал в подготовительной части судебного заседания, подтвердив его и после изложения государственным обвинителем обвинения, пояснив, что полностью согласен с предъявленным обвинением, вину в совершении преступлений признаёт. Данное ходатайство заявлено им добровольно, после консультации с защитником. Порядок проведения судебного заседания и постановления приговора, предусмотренный ст. 316 УПК РФ, ему разъяснён и понятен.
В судебном заседании установлено, что Пестунов В.В. осознаёт характер и последствия заявленного ходатайства о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. Указанное ходатайство заявлено добровольно, после проведения консультации с защитником, в период, установленный ст. 315 УПК РФ, последствия и порядок, предусмотренные ст.ст. 316, 317 УПК РФ ему разъяснены и понятны. Возражений от государственного обвинителя о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, не поступило, санкция вменённых статей Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает наказание, не превышающее 10 лет лишения свободы.
Учитывая, что обвинение, с которым согласился подсудимый обоснованно, подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела, которые получены с соблюдением норм уголовно-процессуального закона, суд квалифицирует действия Пестунова В.В.:
- по ч. 3 ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 3.07.2016 № 324-ФЗ) (по эпизоду в период с 22.04.2013 по 30.05.2013) – получение должностным лицом взятки за незаконные действия;
- по ч. 3 ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 3.07.2016 № 324-ФЗ) (по эпизоду в период с 10.07.2015 по 3.08.2015) – получение должностным лицом взятки за незаконные действия;
- по ч. 3 ст. 290 УК РФ (по эпизоду 16.11.2018) – получение должностным лицом взятки за незаконные действия.
При этом, суд учитывает, что изменения внесённые в Уголовный кодекс РФ законом от 3.07.2016 № 324-ФЗ улучшают положение Пестунова по сравнению с ранее действовавшей редакцией ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 4.05.2011 № 97-ФЗ), в связи с чем его действия по эпизодам, совершённым в период с 22.04.2013 по 30.05.2013 и с 10.07.2015 по 3.08.2015 подлежат квалификации по ч. 3 ст. 290 УК РФ в редакции Федерального закона от 3.07.2016 № 324-ФЗ.
Решая вопрос о виде и размере наказания, суд в соответствии с положениями ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ, учитывает характер и степень общественной опасности совершённых преступлений, относящихся к категории тяжких, влияние назначенного наказания на исправление осуждённого и условия жизни его семьи, данные о его личности, состоянии здоровья, материальном и семейном положении, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств.
Исследованием данных о личности подсудимого установлено, что он ранее не судим, имеет постоянное место жительства, регистрации и работы, доход в размере 40000 рублей в месяц, состоит в браке, имеет несовершеннолетнего ребёнка ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учётах в медицинских учреждениях не состоит, хронических заболеваний и инвалидности не имеет, супруга Пестунова в настоящее время не трудоустроена, однако является трудоспособным лицом. (т. 7 л.д. 1-3, 13-18)
По месту жительства, прежнему и настоящему месту работы Пестунов характеризуется исключительно положительно, неоднократно награждался почётными грамотами и благодарственными письмами. (т. 7 л.д. 21-35, 199-202)
Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимого по всем совершённым им преступлениям, суд в соответствии с пп. «г», «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ признаёт наличие у виновного малолетнего ребёнка, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, а также в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ, полное признание вины, раскаяние в содеянном, представленные положительные характеристики, благодарственные письма и почётные грамоты, наличие на его иждивении неработающей супруги, привлечение к уголовной ответственности впервые.
Кроме того, в соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ, суд признаёт обстоятельством, смягчающим наказание подсудимого по преступлению, совершённому 16.11.2018, явку с повинной. (т. 1 л.д. 216-217)
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, по всем совершённым им преступлениям, предусмотренных ст. 63 УК РФ, не имеется.
Психическое состояние здоровья Пестунова не вызывает у суда сомнений, что подтверждается сведениями о том, что он на психиатрическом учёте не состоит, а также поведением подсудимого во время судебного заседания. При таких обстоятельствах, суд признаёт подсудимого на момент совершения преступлений и в настоящее время вменяемым и подлежащим привлечению к уголовной ответственности.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства и данные, характеризующие личность подсудимого, суд считает, что достижение целей уголовного наказания, восстановление социальной справедливости, предотвращение новых преступлений и исправление виновного возможно при назначении за каждое из совершённых преступлений наказания в виде лишения свободы, размер которого определяет с учётом ограничений максимального размера наказания, предусмотренных ч. 1 и ч. 5 ст. 62 УК РФ.
Кроме того, учитывая общественную опасность, совершённых преступлений, суд полагает необходимым назначить Пестунову по каждому преступлению, дополнительные наказания, предусмотренные санкцией, указанной статьи в виде штрафа и лишения права занимать должности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, связанные с осуществлением функций представителя власти, с административно-хозяйственным и организационно-распорядительными функциями, на срок в пределах санкции ч. 3 ст. 290 УК РФ, определяя размер штрафа с учётом тяжести совершенных преступлений, имущественного положения осуждённого и его семьи, а также с учётом возможности получения им заработной платы и иного дохода.
Принимая во внимание общие начала назначения наказания и в частности совершение Пестуновым трёх тяжких преступлений против государственной власти, способ и обстоятельства их совершения, суд приходит к выводу о том, что менее строгий основной вид наказания, предусмотренный санкцией ч. 3 ст. 290 УК РФ в виде штрафа, не сможет обеспечить достижение целей наказания, и не предупредит возможность совершения подсудимым новых преступлений.
С учётом тяжести, мотивов, характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, личности виновного, суд не находит оснований для применения положений ч. 6 ст. 15, ст.ст. 73, 53.1 УК РФ, и считает, что исправление виновного возможно только при реальном отбывании назначенного наказания в местах лишения свободы.
Суд не находит оснований для назначения по каждому из преступлений Пестунову наказания с учётом положений ст. 64 УК РФ ниже низшего предела наказания, предусмотренного санкцией указанной статьи, и более мягкого вида наказания, чем предусмотрено этой статьей, поскольку исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами совершённых им преступлений, а также других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности этих преступлений, не имеется.
Оснований для освобождения Пестунова от наказания, для освобождения от уголовной ответственности и для прекращения уголовного дела, не имеется.
В соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 69 УК РФ суд назначает окончательное наказание путём частичного сложения назначенных наказаний.
С учётом имущественного и семейного положения осуждённого, а также возможности получения осуждённым заработной платы и иного дохода, суд полагает необходимым в целях надлежащего исполнения приговора, в соответствии с ч. 3 ст. 46 УК РФ, назначить дополнительное наказание в виде штрафа с рассрочкой выплаты равными частями на срок 4 года 2 месяца, поскольку единовременная выплата штрафа поставит осуждённого и его семью в крайне затруднительное материальное положение.
Согласно п. «б» ч. 1 ст. 58 УК РФ наказание Пестунову надлежит отбывать в исправительной колонии общего режима.
Избранная мера пресечения Пестунову в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, подлежит изменению на меру пресечения в виде содержания под стражей. При этом суд, считает, что иная мера пресечения, не связанная с изоляцией осуждённого от общества, не обеспечит последующее своевременное исполнение приговора суда.
В соответствии с п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, суд засчитывает в срок лишения свободы Пестунову время его содержания под стражей с 17.11.2018 по 17.11.2018, а также с 4.06.2019 до вступления настоящего приговора в законную силу из расчёта один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима. (т. 1 л.д. 221-224, 246-247)
Гражданский иск по делу не заявлен, процессуальных издержек не имеется.
Решая вопрос вещественных доказательствах, суд исходит из того, что в силу п. 5, п. 3, п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК РФ, документы (электронные носители информации), остаются при деле, в течение всего срока хранения последнего; предметы, не представляющие материальной ценности, подлежат уничтожению; деньги, полученные в результате совершения преступления подлежат возвращению законному владельцу; предметы, не указанные в п.п. 1-5 ч. 3 ст. 81 УПК РФ, передаются их законным владельцам. (т. 3 л.д. 107, 131-132, 133, 205-206, 220, т. 4 л.д. 105, т. 5 л.д. 45-46, 91-92, 93-94)
На основании изложенного и руководствуясь ст. 316 УПК РФ, суд
приговорил:
признать Пестунова Вячеслава Вячеславовича виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 290, ч. 3 ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 3.07.2016 № 324-ФЗ), ч. 3 ст. 290 УК РФ и назначить ему наказание:
- по ч. 3 ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 3.07.2016 № 324-ФЗ) (по эпизоду в период с 22.04.2013 по 30.05.2013) в виде лишения свободы на срок 3 (три) года со штрафом в размере трёхкратной суммы взятки, то есть в размере 90000 (девяносто тысяч) рублей, с лишением права занимать должности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, связанные с осуществлением функций представителя власти, с административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями на срок 3 (три) года;
- по ч. 3 ст. 290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 3.07.2016 № 324-ФЗ) (по эпизоду в период с 10.07.2015 по 3.08.2015) в виде лишения свободы на срок 3 (три) года со штрафом в размере трёхкратной суммы взятки, то есть в размере 90000 (девяносто тысяч) рублей, с лишением права занимать должности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, связанные с осуществлением функций представителя власти, с административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями на срок 3 (три) года;
- по ч. 3 ст. 290 УК РФ (по эпизоду 16.11.2018) в виде лишения свободы на срок 3 (три) года со штрафом в размере двукратной суммы взятки, то есть в размере 100000 (сто тысяч) рублей, с лишением права занимать должности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, связанные с осуществлением функций представителя власти, с административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями на срок 2 (два) года 6 (шесть) месяцев.
В соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 69 УК РФ, путём частичного сложения назначенных наказаний, назначить Пестунову В.В. окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 4 (четыре) года со штрафом в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей, с лишением права занимать должности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, связанные с осуществлением функций представителя власти, с административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями на срок 4 (четыре) года.
Меру пресечения Пестунову В.В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменить на меру пресечения в виде содержания под стражей, взяв под стражу в зале суда немедленно. По вступлению приговора в законную силу меру пресечения отменить.
Назначенное Пестунову В.В. основное наказание в виде лишения свободы отбывать в исправительной колонии общего режима.
Срок лишения свободы Пестунову В.В. исчислять со дня вступления настоящего приговора в законную силу.
В соответствии с п. «б» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ зачесть в срок лишения свободы Пестунову В.В. время его содержания под стражей с 17 ноября 2018 года по 17 ноября 2018 года, и с 4 июня 2019 года до вступления приговора суда в законную силу, из расчёта один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
В соответствии с ч. 3 ст. 46 УК РФ предоставить осуждённому Пестунову В.В., рассрочку выплаты штрафа на срок 4 (четыре) года 2 (два) месяца, равными частями, с ежемесячной выплатой штрафа по 5000 (пять тысяч) рублей не позднее последнего дня каждого месяца.
В соответствии с ч. 2 ст. 71 УК РФ дополнительные наказания в виде штрафа и лишения права занимать должности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, связанные с осуществлением функций представителя власти, с административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями - исполнять самостоятельно.
Разъяснить осуждённому, что в соответствии с ч. 3 ст. 31 УИК РФ, осуждённый к штрафу с рассрочкой выплаты, обязан в течение 60 дней со дня вступления приговора суда в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осуждённый обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.
Информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчётных документов на перечисление суммы штрафа: <данные изъяты>
Вещественные доказательства по делу:
- четыре оптических компакт-диска, копию информационно-сопроводительного письма №НБ-05/4310 от 31.10.2018 на 1 листе, копию плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год Управления на 10 листах; копию приказа о предоставлении отпуска государственному гражданскому служащему №38-о от 26.02.2018, табельный номер 247, на 1 листе; копию приказа №51-0 от 05.03.2018 на 2 листах; копию приказа о предоставлении отпуска государственному гражданскому служащему №68-о от 11.04.2018, табельный номер 247, на 1 листе; копию приказа № 83-0 от 03.05.2018 на 2 листах; копию приказа о предоставлении отпуска государственному гражданскому служащему № 102-о от 29.05.2018, табельный номер 247, на 1 листе; копию приказа о предоставлении отпуска государственному гражданскому служащему № 120-о от 25.06.2018, табельный номер 247, на 2 листах; копию приказа № 31-к от 02.07.2018 о направлении государственных гражданских служащих в командировку, на 2 листах; копию первичного листка нетрудоспособности ГБУЗ КК «ЕРБ» на 1 листе, выданного Пестунову В.В. и открытого 09.01.2018; копию первичного листка нетрудоспособности ГБУЗ КК «ЕРБ» на 1 листе, выданного Пестунову В.В., открытого с 24.04.2018, хранящиеся при материалах уголовного дела – хранить при деле в течение всего срока хранения последнего;
- дело об административном правонарушении № в отношении ООО «СВС» по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в 1 томе на 41 листе; дело об административном правонарушении № в отношении ООО «СВС» по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в 1 томе на 225 листах; дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении заместителя генерального директора ООО «СВС» ФИО4 в 1 томе на 42 листах; дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ в отношении ООО «СВС» в 1 томе на 58 листах; дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении заместителя генерального директора ООО «СВС» ФИО4 в 1 томе на 33 листах; дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении ООО «СВС» в 1 томе на 47 листах; дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении ООО «СВС» в 1 томе на 44 листах; дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3. КоАП РФ в отношении ООО «СВС» в 1 томе на 45 листах; материалы плановой проверки ООО «СВС» (май 2013 года) в 1 томе на 328 листах, хранящиеся при материалах уголовного дела - передать в распоряжение руководителю Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю, по адресу: Камчатский край г. Петропавловск-Камчатский ул. Беринга д. 104-а;
- два марлевых тампона со смывами с правой и левой руки Пестунова В.В., хранящиеся при материалах уголовного дела – уничтожить;
- мобильный телефон марки «SAMSUNG», хранящийся при материалах уголовного дела – передать по принадлежности в распоряжение Пестунову В.В.;
- денежные средства в сумме 50 000 рублей, купюрами достоинством 5 000 (пять тысяч) рублей - в количестве 5 (пять) штук; достоинством 2 000 (две тысячи) рублей - в количестве 2 (двух) штук; достоинством 1 000 (одна тысяча) рублей - в количестве 21 (двадцать одна) штука, хранящиеся в индивидуальном сейфе ПАО «Сбербанк» Камчатское отделение – передать в распоряжение законному владельцу УМВД России по Камчатскому краю;
- системный блок персонального компьютера в корпусе черного цвета, серийный номер: 07130152020420, инвентарный номер: 103402000576, переданный на хранение руководителю Росприроднадзора по Камчатскому краю – оставить в распоряжении последнего.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения, с соблюдением требований ст. 317 УПК РФ, а осуждённым, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня получения копии приговора.
В случае подачи апелляционной жалобы, осуждённый вправе ходатайствовать о своём участии, совместно с защитником в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чём должно быть указано в апелляционной жалобе, либо в отдельном ходатайстве.
Председательствующая: подпись