Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-61/2015 ~ М-6/2015 от 12.01.2015

Дело №2-61/2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

посёлок Пряжа     04 марта 2015 года

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,

с участием представителя истца Якуниной О.Н.,

представителя ответчика Пономарева А.В.,

при секретаре Арефьевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельской таможни к Юдину В. А. о взыскании таможенных платежей и пени,

УСТАНОВИЛ:

Иск предъявлен по тем основаниям, что 07.07.2014 Карельской таможней в адрес ответчика было выставлено требование об уплате таможенных пошлин и налогов в сумме <данные изъяты> руб. и пени за период с 12.08.2013 по 07.07.2014 в размере <данные изъяты> руб., всего – <данные изъяты> руб. Основанием для выставления требования послужили установленные в ходе камеральной таможенной проверки обстоятельства. Проверкой установлено, что 09.08.2013 Юдин В.А. въехал на таможенную территорию Таможенного союза через <данные изъяты> Карельской таможни, подав пассажирскую таможенную декларацию, в п. 3.3 которой заявил к временному ввозу транспортное средство <данные изъяты>, регистрационный номер , зарегистрированное на территории иностранного государства. Срок временного ввоза был установлен таможенным органом до 09.11.2013, временный ввоз транспортного средства установлен без права отчуждения, передачи в пользование, о чем сделана отметка в декларации. Разрешения таможенного органа на передачу в пользование (распоряжение) автомобиля иному лицу Юдин В.А. не получал. Вопреки последнему обстоятельству, Юдин В.А. передал указанный автомобиль в пользование Ю.., которая 11.08.2013 прибыла на таможенный пост <данные изъяты> для совершения таможенных операций по вывозу автомобиля с таможенной территории Таможенного союза, предъявив пассажирскую таможенную декларацию, оформленную 09.08.2013 при временном ввозе транспортного средства Юдиным В.А. Постановлением врио заместителя начальника Карельской таможни от ДД.ММ.ГГГГ Юдин В.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения (по части 2 статьи 16.24 КоАП РФ) с прекращением производства по делу в связи с малозначительностью. Истец считает, что на основании положений Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение от 18 июня 2010 года) у Юдина В.А. возникла обязанность по уплате таможенных платежей и пени. Актом таможенного органа от ДД.ММ.ГГГГ был зафиксирован факт неуплаты Юдиным В.А. таможенных платежей. Требование об уплате таможенных платежей было получено Юдиным В.А. ДД.ММ.ГГГГ, в установленный в требовании срок – 20 дней – требование исполнено не было. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с Юдина В.А. таможенных пошлин и налогов. ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен мировым судьей по причине поступивших возражений Юдина В.А. На основании изложенных обстоятельств Карельская таможня просит взыскать с Юдина В.А. таможенные пошлины и налоги в сумме <данные изъяты> руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., а всего – <данные изъяты> руб.

С исковыми требованиями Юдин В.А. не согласился, в отзыве на исковое заявление, подписанным действующим в его интересах по доверенности Пономаревым А.В. обращает внимание суда на следующие обстоятельства. С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации возложение обязанности по уплате таможенной пошлины и пени вследствие допущенных декларантом, осуществившим временный ввоз на таможенную территорию иностранным физическим лицом автотранспортного средства в некоммерческих целях, нарушений таможенной процедуры временного ввоза, приобретает вид имущественной ответственности, которая не может возлагаться без наличия вины, в какой бы форме она не проявлялась. Передача автомобиля была осуществлена Юдиным В.А. своей супруге, которая является собственником указанного автомобиля как совместно нажитого имущества. Использование спорного автомобиля на территории Российской Федерации осуществлялось не только лицом, являющимся его собственником, но и въехавшим на нем на территорию Таможенного союза на протяжении крайне незначительного времени и завершилось вывозом автомобиля с территории Таможенного союза. Какого-либо значимого ущерба экономическому суверенитету и экономической безопасности Российской Федерации причинено не было.

Представитель истца Якунина О.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Пономарев А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Дополнительно просил отказать в удовлетворении исковых требований по мотивам пропуска истцом срока для обращения в суд.

В судебное заседание ответчик не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Фактические обстоятельства, послужившие основанием для предъявления иска в суд, сторонами не оспариваются. Из материалов дела следует, что 09.08.2013 Юдиным В.А. на территорию Российской Федерации был ввезен автомобиль марки <данные изъяты>, регистрационный номер , зарегистрированный на территории иностранного государства, который был помещен под режим временного ввоза транспортного средства сроком до 09.11.2013. Юдин В.А. является гражданином Российской Федерации, проживающим за ее пределами.

11 августа 2013 года Ю. прибыла на таможенный пост <данные изъяты> для совершения таможенных операций по вывозу с таможенной территории Таможенного союза, предъявив пассажирскую таможенную декларацию, оформленную 09.08.2014 при временном ввозе транспортного средства Юдиным В.А.

Тем самым временно ввезенное транспортное средство было передано Юдиным В.А. в пользование (распоряжение) Ю. без разрешения таможенного органа.

Юдин В.А., как лицо, временно ввезшее транспортное средство и передавшее право пользования, вступившим в законную силу постановлением вр.и.о. заместителя начальника Карельской таможни от ДД.ММ.ГГГГ был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.24 КоАП РФ с прекращением производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью и объявлением устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

Из объяснений, данных 01.08.2013 года Юдиным В.А. таможенному органу при его опросе, следует, что указанное транспортное средство было передано им своей супруге. Как следует из пояснений представителя ответчика, ввезенное Юдиным В.А. под режим временного ввоза транспортное средство, приобретенное в период брака на совместно нажитые средства, тот вправе был передать своей супруге Ю. для использования в личных целях.

08.07.2014 Юдину В.А. было направлено требование об уплате таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ. Требование было получено Юдиным В.А. 12 июля 2014 года, однако в установленный в требовании двадцатидневный срок со дня получения (вручения) требования платежи им произведены не были. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей по заявлению Карельской таможни был выдан судебный приказ о взыскании с Юдина В.А. таможенных пошлин, налогов и пени. Данный судебный приказ был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ по причине поступления возражений относительно исполнения судебного приказа. 12 января 2015 года Карельская таможня обратилась в Пряжинский районный суд с соответствующим исковым заявлением.

Оценивая обоснованность изложенных в иске требований, суд учитывает следующее.

В соответствии со статьями 1, 3, 74 ТК ТС, действующего с 01 июля 2010 года, таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной им, в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза.

Таможенное законодательство Таможенного союза состоит из ТК ТС, международных договоров государств-членов Таможенного союза, решений КТС (Евразийской экономической комиссии), регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе.

В силу статьи 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

Под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств-членов Таможенного союза (статья 74 ТК ТС).

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 80 ТК ТС таможенные пошлины не уплачиваются, в том числе при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств-членов Таможенного союза.

В соответствии с действовавшим в период рассматриваемых судом правоотношений Соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании», которое заключено Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан 25 января 2008 года, на единой таможенной территории государств-членов Таможенного союза под ввозной таможенной пошлиной понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза (статья 2 Соглашения). При ввозе товаров на единую таможенную территорию могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ее ставки (пункт 1 статьи 5 Соглашения). Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин устанавливается КТС (пункт 3 статьи 6 Соглашения).

В соответствии со статьей 6 указанного Соглашения, при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств Сторон от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются, в том числе товары, ввозимые физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования.

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года №18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» определено, что Соглашение от 25 января 2008 года вступает в силу с 1 января 2010 года.

Согласно части 3 статьи 317 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров для личного пользования физическими лицами осуществляются в соответствии с главой 49 ТК ТС и международными договорами государств – членов Таможенного союза о перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров физическими лицами.

Статьей 1 Соглашения от 18 июня 2010 года определен порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

Правоотношения, возникающие в связи с перемещением физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу, не урегулированные настоящим Соглашением, определяются таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства-члена Таможенного союза.

В силу статьи 277 ТК ТС временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 280 ТК ТС срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 (два) года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза.

Согласно пункту 2 статьи 358 ТК ТС и пункту 22 раздела V Приложения 3 к указанному Соглашению от 18 июня 2010 года, от уплаты таможенных платежей освобождаются транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, – на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более чем на один год.

В силу статьи 11 данного Соглашения, транспортные средства для личного пользования, указанные в пунктах 22 и 23 раздела V Приложения 3 к настоящему Соглашению, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз.

Передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только: при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 - 12 раздела IV Приложения 5 к настоящему Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение, если иные единые ставки не установлены в соответствии с международным договором государств-членов Таможенного союза. Выпуск таких транспортных средств в свободное обращение осуществляется в том таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, которому передаются права пользования и (или) распоряжения; для вывоза транспортных средств за пределы указанной территории с разрешения таможенного органа в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз, или иной объективной причине.

Согласно статье 5 Соглашения от 18 июня 2010 года товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории Таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.

В силу пункта 2 статьи 279 ТК ТС одним из ограничений по пользованию временно ввезенным транспортным средством является то, что данное транспортное средство должно находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 4 ТК ТС декларант - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

Согласно пункту 4 статьи 351 ТК ТС под "транспортным средством для личного пользования" понимается автотранспортное средство, находящееся в собственности или владении физического лица, перемещающего это транспортное средство через таможенную границу исключительно в личных целях.

Пунктом 3 статьи 279 ТК ТС предусмотрены случаи передачи декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу без разрешения таможенного органа: в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств. В других случаях передача владения и пользования должна осуществляться с разрешения таможенного органа.

В соответствии с пунктом 3 статьи 358 ТК ТС передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

По мнению суда первой инстанции, исходя из буквального смысла приведенных выше положений статей 4, 279, 351, 358 ТК ТС, статьи 11 Соглашения от 18 июня 2010 года, из смысла, придаваемого им правоприменительной практикой, из их места в системе правового регулирования таможенных отношений, следует, что под "другими лицами" в пункте 3 статьи 358 ТК ТС понимаются лица, которые не декларировали транспортные средства и не осуществляли их временный ввоз на территорию Таможенного союза.

Поскольку именно Юдиным В.А. задекларирован автомобиль и осуществлен его ввоз на территорию Таможенного союза, то он не вправе был передавать без разрешения таможенного органа право пользования им другому лицу, в том числе и совей супруге.

Что касается последствий нарушения установленных законом условий участия в таможенных отношениях, то они императивно определены в ТК ТС.

Так, согласно подпунктам 4 пункта 3 и пункту 5 статьи 283 ТК ТС нарушение условий, при которых транспортное средство помещалось под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, влечет за собой обязанность декларанта уплатить ввозные таможенные пошлины в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), за вычетом сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Закрепление законодателем таких последствий за нарушение определенных правил поведения направлено на обеспечение установленного законом порядка для лиц, вступивших в таможенные отношения, и само по себе не может рассматриваться как нарушение прав граждан.

Факт передачи транспортного средства подтверждается Юдиным В.А. Ю.. подтверждается материалами дела и не оспаривается стороной ответчика.

Доводы о том, что супруга Юдина В.А. – Ю. является совладельцем транспортного средства и имеет также право пользования им, нельзя признать состоятельными, поскольку автомобиль на территории Российской Федерации находится под таможенной процедурой временного ввоза, по условиям которого владеть и пользоваться автомобилем может только декларант, за исключением случаев специально оговоренных законодательством.

Учитывая изложенное, суд считает, что в силу прямого указания статьи 11 Соглашения от 18 июня 2010 года, пункта 3 статьи 279 ТК ТС передача Юдиным В.А. приобретенного в период брака транспортного средства своей супруге Ю. для указанных целей не является обстоятельством, в связи с наличием которого ответчик может быть освобожден от обязанности по уплате таможенных платежей в отношении ввезенного под режим временного ввоза транспортного средства.

Согласно пункту 3 статьи 14 Соглашения от 18 июня 2010 года ввозные таможенные пошлины, налоги исчисляются по ставкам, установленным разделом IV приложения 5 к настоящему Соглашению.

Из расчета, представленного таможенным органом, следует, что сумма таможенных платежей, подлежащих уплате Юдиным ВА, составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> куб.см. двигателя х 3,5 евро х 43,9717 (курс евро на 09.08.2013), пени за период с 12.08.2013 года по 24.12.2014 года – <данные изъяты> руб.

Расчет подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов, произведенных истцом, судом проверен и признан правильным.

Данный расчет суммы таможенных платежей и пени в соответствии с частью 4 статьи 283 ТК ТС, пунктом 6 статьи 14 Соглашения от 18 июня 2010 года, исходя из установленной даты неправомерной передачи Юдиным В.А. транспортного средства, является правильным и в части определения даты, с которой подлежат начислению пени.

Согласно части 2 статьи 151 Закона о таможенном регулировании за исключением случаев, предусмотренных частями 5-8 настоящей статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Поскольку сроком уплаты таможенных пошлин и налогов Юдиным В.А. является 11.08.2013 – день передачи временно ввезенного транспортного средства другому лицу без разрешения таможенного органа (пункт 1 части 4 статьи 283 ТК ТС, подпункт 1 пункта 6 статьи 14 Соглашения от 18 июня 2010 года), то пени правомерно исчислены с 12.08.2013, поскольку именно с этого дня Юдиным В.А. допущена просрочка уплаты таможенных пошлин и налогов.

Довод представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности не может быть принят судом во внимание. В том случае, когда основания для начисления сумм таможенных платежей, пеней, процентов возникли по итогам проведения ведомственного контроля, требование об уплате таможенных платежей (статья 152 Закона о таможенном регулировании) может быть направлено декларанту или иному заинтересованному лицу в пределах трехлетнего срока, предусмотренного частью 2 статьи 164 Закона о таможенном регулировании (абзац третий пункта 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08 ноября 2013 №79 года «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства»).

На основании изложенного суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Юдина В. А. в пользу Карельской таможни таможенные пошлины и налоги в сумме <данные изъяты>, пени за период с 12.08.2013 по 24.12.2014 в размере <данные изъяты>, а всего – <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                              А.Ю. Прохоров

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение по делу составлено 10 марта 2015 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 10 апреля 2015 года

2-61/2015 ~ М-6/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельская таможня
Ответчики
Юдин Владимир Алексеевич
Другие
Пономарев Алесандр Васильевич
Суд
Пряжинский районный суд Республики Карелия
Судья
Прохоров А.Ю.
Дело на странице суда
priazhsky--kar.sudrf.ru
12.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2015Передача материалов судье
16.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.02.2015Предварительное судебное заседание
04.03.2015Судебное заседание
10.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2015Дело оформлено
23.06.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее